«Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»
методическая разработка

Ханова Фидалия Вафеевна

«Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада:  «Родительский (семейный) клуб -как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей»

Слайд 1.

В соответствии с новым Федеральным Законом от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 

Слайд 2.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования.

Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».  

Слайд 3.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей  и  на сегодняшний день является одним из самых актуальных, и решением является «Родительский (семейный) клуб - как эффективная и современная форма взаимодействия с семьей».

Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В клубе все равны и каждый важен.

Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.

Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Слайд 4

Цель родительских клубов – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Слайд 5 (представлены на слайде)

Задачи родительских клубов:

-осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в ДОУ;

-создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

-создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;

-создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив;

-возрождение семейных традиций;

-повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.

Принципы работы родительских клубов:

-участвовать в работе клуба на добровольной основе;

-учитывать пожелания и предложения участников клуба;

-строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности;

-творчески подходить к работе клуба.

Слайд 6

Тематика работы родительского клуба планируется методическим советом ДОУ, воспитателями групп. Но при этом она может изменяться по запросу родителей.

Для этого в группе можно установить «Волшебный почтовый ящик», в котором родители могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За одну-две недели до очередного заседания заместитель заведующего детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Примерный перечень тем представлен на слайде:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Слайд 7

Основные формы работы родительских клубов: клубный час, дискуссии, практикумы, круглый стол, социальные акции.

В рамках родительских клубов появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистамиКлуб дает возможность обсуждать интересующие  родителей  вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Слайд 8

Рассмотрим Технологию (структура) проведения клубного часа.

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. 

1 – этап приветствие 

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Например,  игра  «Пожелания»        

Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвящённую всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Или например, «Танцевальный привет»

Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и т.д

2 этап - Основной

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Практика занимает до 45 минут.

Слайд 9

3 этап - Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

4 этап - заключительный этап

Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

Заключительный этап длится около 15 минут.

Слайд 10

Таким образом, использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия с семьей

Консультация для педагогов ДОУ. " Соременные формы взаимодейтвия с семьей "...

Родительский совет - эффективная и современная форма взаимодействия ДОО с родителями

Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных организаций для подготовки плана работы с родителями. В нем представлена классификация родительских советов по задачам, которые они м...

Современная форма взаимодействия с семьей посредством детско-родительских занятий

Совместные занятия детей и родителей помогают создать комфортный психо-эмоциональный настрой в группе, доброжелательные и доверительные отношения родителей с педагогом....

Семейный клуб в ДОУ, как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников по здоровьесбережению, способствующая гармонизации детско- родительских отношений.

Инновационные методы и формы взаимодействия с семьей, которые направлены на формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, культуре здоровья.  Семейный клуб - особая фор...

"Онлайн клуб для родителей как современная форма взаимодействия ДОУ и семьи"

Данный опыт осуществляется на протядении двух лет и показал себя как продуктивная и более активная форма взаимодействия с родителями....