РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
статья

Марухненко Ирина Валентиновна

Игра - наиболее доступ - первоначальный этап, усвоенный ребенку вид деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка, в ней он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. С помощью игры дошкольник начинает самостоятельно искать способ и средство достижения результата, а это немаловажно в развитии ребенка.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ  ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА »

МАРУХНЕНКО И. В.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

ТАМБОВСКИЙ РАЙОН С. СТРЕЛЬЦЫ

maruhnenko.irina@yandex.ru

2022 г.

Игра - наиболее доступ - первоначальный этап, усвоенный ребенку вид деятельности. Игра - ведущий вид деятельности ребенка, в ней он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

С помощью игры дошкольник начинает самостоятельно искать способ и средство достижения результата, а это немаловажно в развитии ребенка.

Группы игр.

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
  • подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Особенностью сюжетно-отобразительной игры является то, что дошкольник играет один и свои игровые действия заостряет на определенной игрушке. При этом прекрасно отображает мир человеческих отношений: споры, ссоры, радость или грусть, воспитание или бунт. Таким образом, ребенок с помощью игрушки, в игровых действиях воспроизводит модель поведения, которая свойственна определенному человеку.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В сюжетно-ролевой игре отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Сюжетно-ролевая игра — это игра, в которой дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или сами создают его.

Режиссёрская игра - особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.

Театрализованная игра - социализация дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Театрально-игровая деятельность направлена на целостное развитие личности дошкольника, его раскрепощение, развивает интерес к литературе, театру, раскрывает творческие и индивидуальные способности ребенка.

Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, специально созданных педагогом для обучения детей.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. С помощью подвижной игры активно развивается мышечная система, выходит накопленная энергия, вырабатывается смекалка и ловкость у дошкольника. Подвижная игра — источник радостных эмоций ребенка.

Можно сделать выводы что, игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Она обладает поразительным воспитательным потенциалом.

В игре формируются все стороны личности ребенка, в игре дети учатся общению друг с другом, умению устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Известно, что у детей в игре значительно успешнее проходит усвоение новых знаний, нежели на учебных занятиях.

Игра формирует характер ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3, 45].

Она закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности.

Нельзя недооценивать роль игры в жизни ребенка, ведь игра помогает ребенку:

  • гармонично войти в окружающий мир;
  • найти свои механизмы общения с людьми;
  • научиться строить отношения;
  • адекватно использовать разные предметы и воспринимать реальность;
  • обрести уверенность в себе;
  • наполнить жизнь интересным, увлекательным содержанием;
  • удовлетворить свои социальные потребности и интересы.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал.

На занятиях имеет место музыкальная игра, при выполнении условий которой дети изучают, осваивают и закрепляют музыкальные виды деятельности. Игровая форма музыкальных занятий в детском саду создается при помощи особых игровых приемов, которые, как правило, я применяю с целью облегчить детям понимание сути музыкального произведения и его художественных особенностей.

На занятиях значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания.

Для детей старшего возраста я использую музыкальный центр, ноутбук, компьютер, с помощью которого дети с удовольствием слушают детские песни современных композиторов. Использование мною звукозаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них я использую в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.

Данные музыкально-игровые приёмы я часто применяю в процессе пения и это помогает при обучении детей выразительно и непринуждённо петь, учить брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца.

Эффективно действует применяемый мною вокальный приём «пение про себя», когда часть ранее выученного детьми музыкального материала исполняется как обычно, а другая часть - «молча»: её пропевают только внутренним слухом.

В процессе слушания музыки знакомлю детей с вокальными, инструментальными произведениями разного характера и они переживают определённые чувства и эмоции.

Обращаю внимание на словесное оформление впечатления о музыкальном произведении, так как оно способствует развитию освоения музыки, углубляет осознанность и эмоциональную окраску самого процесса. Существует реальная необходимость развивать у дошкольников умение характеризовать музыку, обогащать их художественно-выразительный лексикон.

Таким образом, игра, как основной вид деятельности ребёнка до школьного возраста, является важным средством развития. В. Л. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь детей является полноценной, лишь когда «ребёнок живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3, 45].

Литература:

1. М. Литвинова «Русские народные подвижные игры»;

2. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»;

3. Сухомлинский В. А. Сборник дидактических игр и произведений;

4. Дзержинская И. Л. «Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности», М.: Просвещение, 1999. - 236 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

Роль конструирования в развитии дошкольников.

Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими н...

консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...

"Роль игры в развитии дошкольника"

quot;Роль игры в развитии дошкольника"...

Роль загадок в развитии дошкольника

В статье описывается значение загадок для развития дошкольников....

"Роль экспериментирования в развитии дошкольников "

                           "Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и о...