Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"
проект (младшая группа)

Ботякова Юлия Анатольевна

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzey_2.docx298.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад №86  

Красносельского района Санкт–Петербурга

Познавательно-творческий проект

для детей первой младшей группы №7

Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

                               

                                                                         

  Подготовила и провела воспитатель:                                                                                            

Ботякова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург

2022г.-2023г.

Паспорт проекта

Название проекта: Создание мини музея «Русская народная игрушка»

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: ноябрь, декабрь, январь

Участники проекта: дети первой младшей группы №7 "Колобок", воспитатели, родители.

Актуальность темы: В наше время можно купить очень много красивых игрушек в магазине. Большинство из них не несут никакого художественного смысла, в отличии от народной игрушки. Народная игрушка-это игрушка, которую придумал и сделал сам народ, человек своими руками. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении веков народная игрушка изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка. Они давали ему ту игрушку, которая не только развлекала его, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы зародить интерес к народной культуре, узнать историю и культуру своего народа. В последнее время народная игрушка стала больше сувенирной продукцией, украшающий интерьер. Дети не знают, что такое народная игрушка, какие они бывают, как с ними играть. Поэтому мы решили создать мини-музей народной игрушки. Чтобы поближе познакомить родителей с темой нашего проекта была проведена консультация «Русская народная игрушка». Родители заинтересовались и активно начали приносить экспонаты в наш мини музей.

Цель проекта: приобщать детей к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой.

Задачи проекта:

1. Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек

2.Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством с помощью народных игрушек

3. Способствовать формированию у детей основ народной культуры, сохранению народных традиций. 

4. Формировать у детей первоначальные представления о музейной культуре

5. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта

6.Обогащать детско-родительские отношения, опыт совместной деятельности с ребенком, содействовать заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

7.Развивать эмоциональную сферу воспитанников

8. Развивать интереса к русской народной игрушке и к русской народной культуре.

9..Использовать экспонаты мини-музея в различных видах образовательной деятельности

  Ожидаемые результаты:

Дети: 

-обогащение и расширение знаний детей о народных  игрушках , бережном отношении;

-пополнение словарного запаса детей, как активного, так и пассивного;

-развитие у детей творческих способностей.

Родители: 

-у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;

-участие родителей в совместной продуктивной деятельности;

-понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.

           Педагоги: 

           -обогащение знаниями воспитанников по данной теме;

           -вовлечение родителей к участию в проектной деятельности;

           -активное сотрудничество с родителями.

 Методы и приемы:

Практические: рисование, лепка, подвижные, пальчиковые, дидактические игры.

Наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением народной игрушкирассматривание игрушек

Словесные: беседы, художественное слово, прослушивание музыки

Работа с родителями:

-консультация для родителей «Русская народная игрушка»;

-предложить родителям принять участие в создании мини-музея;

-почитать с детьми потешки, пословицы, поговорки, народные песенки;

-выставка игрушек созданных своими руками;

Итоговое мероприятие: Создание мини музея «Русская народная игрушка»

Оформление мини-музея:музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Коллекция мини-музея располагается на   открытых стеллажах.

Все экспонаты были собраны силами родителей и воспитателей группы

Экспонаты музея используются для знакомства детей с русским народным творчеством во всех видах деятельности

План проекта:

Первый этап - подготовительный

-Постановка целей, задач.

-Составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями.

-Создание предметно-развивающей среды согласно теме проекта.

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

-Подбор методической литературы по теме.

-Сотрудничество с родителями по созданию мини музея

Второй этап – основной(практический)  

Планирование совместной - образовательной деятельности по теме проекта:

- беседы о мини музее

- рассматривание русских народных игрушек, игры с ними совместно с воспитателями

- чтение художественной литературы по УНТ

- раскрашивание раскрасок с изображением матрёшек

- просмотр презентации в картинках «Русская народная игрушка»

- дидактические и подвижные игры и упражнения.

- НОД по рисованию, лепке

Основной этап. Реализация проекта

Содержание деятельности

Срок

                  Деятельность

результат

          Детей

родителей

Беседы на тему:

«Что такое музей»

«Русская матрёшка»

«Такие разные свистульки»

«Знакомство с богородской игрушкой»

«Дымковская барышня»                

Вторая половина ноября- начало декабря

 Начало января

Середина января

Середина января

Дети участвуют в беседах, слушают, отвечают на  вопросы, знакомятся с игрушками в мини музее

Помощь в пополнении экспонатов мини музея

Предложить родителям рассказать ещё раз дома о матрёшках, свистульках, богородской и дымковской игрушках. По желанию приобрести их.

Активизировали пассивный и активный словарь  по  теме «Русская народная игрушка».

Дети получили новые знания.

Рассматривание иллюстраций русских народных игрушек, рассматривание игрушек в музее, обращаем внимание на новые экспонаты.

На протяжении всего проекта

Дети рассматривают иллюстрации игрушек вместе с воспитателем, сами игрушки держат в руках, учатся аккуратно обращаться с экспонатами мини музея.

Помощь в пополнение наглядного материала (иллюстрации,игрушки)

Дети научились внимательно, с интересом рассматривать иллюстрации, игрушки ,аккуратно обращаться с экспонатами мини музея.

 Знакомство с устным народным творчеством Чтение потешек, песенок, прибауток, колыбельных.

На протяжении всего проекта

Дети учатся слушать УНТ и запоминать понравившиеся.

Дома с детьми просим учить короткие потешки.

Развитие активной речи и пассивного словаря.

Конструирование – «Стол и стул для матрешки»

Середина января

Дети учатся использовать народные игрушки в процессе конструирования, обыгрывать свои постройки.

Дома закреплять с детьми конструирование из кубиков мебели для игрушек. Закреплять названия: кубик и кирпичик

Дети с интересом строят различные постройки и обыгрывают их с помощью матёшек.

НОД по художественно-эстетическому развитию:

Раскрашивание шаблона матрёшки красками

 Первая половина декабря

Дети учатся аккуратно раскрашивать красками наряд матрёшки, рассматривают многообразие нарядов  у матрёшек

Закрепление полученных навыков дома. Попробовать с родителями раскрасить другие шаблоны матрёшек.

Выставка рисунков «Нарядные матрёшки»

Дидактические игры с народными игрушками, народные подвижные игры ,пальчиковые игры   

Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

На протяжении всего проекта.

Январь

Дети играли на протяжении всего проекта под руководством воспитателя в дидактические игры с матрёшками, игрушками -забавами, разучили народные подвижные игры

Для родителей были оформлены консультации по разным видам игр, в которые можно играть дома.

Дети научились новым подвижным, пальчиковым играм осваивают дидактические игры.

Дети научились создавать сюжет для с-р игры, используя матрёшек.

Игра на деревянных ложках

(музыкальные игрушки)

 Декабрь-Январь

Дети по желанию обучаются игровым приёмам на деревянных ложках, любят рассматривать их.

Родителям предлагается приобрести 2 деревянные ложки и выполнять с детьми различные упражнения.

Большинство детей научились простейшим приёмам игры на ложках.

Создание народных игрушек своими руками родителей с детьми

Ноябрь

Дети принимали участие вместе с родителями в изготовлении игрушек в мини музей. Рассказывали с радостью о своих игрушках

Родителям предложено из разных материалов изготовить русские народные игрушки вместе с детьми.

Мини музей пополнился матрёшками, дымковской барышней и индюком ,куколкой, изготовленными своими руками.

Итоговое мероприятие: Создание мини музея «Русские народные игрушки» совместными силами с родителями

Середина января

Дети познакомились с понятием «музей», освоили правила музея, с удовольствием рассматривают игрушки.

Предложено родителям посетить с детьми этнографический музей. «Выставку народных игрушек»

Мини музей «Русские народные игрушки» как продукт нашего проекта

Третий этап - заключительный

Анализ и подведение итогов по реализации проекта.

Оформление проекта и фотоотчет.

Результаты реализации проекта

Создан мини музей в группе по теме  «Русская народная игрушка» (подобран разнообразный материал)

Создана картотека потешек, песенок, народных игр.

Уровень представления детей  о музее и народной игрушке повысился

Родители проявили интерес к проекту и приняли активное участие в совместной творческой деятельности и создании мини музея

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Результативность создания мини-музея:

Дети активно проявляют интерес к русским народным игрушкам, рассматривая их и играя.

- В настоящих музеях трогать ничего нельзя, в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, аккуратно брать экспонаты в руки и рассматривать их под руководством воспитателей.

- Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

- Дети получают яркие впечатления.

- Красивые экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

- Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.

- Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Музей в группе детского сада - одна из эффективных форм работы педагога с детьми и родителями.

Использованная литература:

  1. «Мастерим игрушки сами» Кочеткова Н.В. изд.Волгоград 2010г.
  2. «Мини-музей в детском саду»Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И.-М.: Линка –Пресс,2008г.
  3. «Народное искусство и детское творчество» Грибовская А.А.- М; Просвещение 2006г.

      4.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.А., Маханева М.Д. - СПб.,Акцидент 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.Цель: формирование ...

Мини-проект для детей первой младшей группы «День рождения Снеговика!»

Мини-проект для детей первой младшей группы «День рождения Снеговика!»Цель: закрепление и обобщение знаний детей о зиме, о существенных признаках зимнего периода, о зимних развлечения...

Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»

Дата проведения: ноябрь 2021 года.Актуальность.Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Насл...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы «Золотая осень»

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы "Золотая осень"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Краткосрочный проект в первой младшей группе на тему "Народная игрушка"

Важнейшей составной частью развивающей среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка-это «среда», которая позволяет выражать чувства, исследовать окружающий мир, формир...