Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка

 Шарапова Наталья Николаевна

Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО                                                                     ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организация развивающей предметно - пространственной среды группы с учетом ФГОС ДО, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его возможностей, склонностей, уровнем активности и интересов. РППС группы обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательной, исследовательской, двигательной.

С учетом психолого-педагогических требований к созданию предметно – пространственной среды она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, безопасной, доступной.

РППС должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников и  содержанию программы.

В нашей группе создана такая РППС, которая позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность и творчество. Для детей обустроены максимально открытые полки с игровым оборудованием. Все игрушку, игровой материал и пособия, обеспечивающие основные виды детской деятельности, согласно принципу доступности, размещены на уровне глаз детей и вытянутой руки, чтобы дети могли свободно им играть и развиваться.

РППС в группе насыщенна, имеются технические средство: проектор, ноутбук, интерактивная доска с лицензионными программами «Волшебная поляна» и «СМАРТ» программа для создания интерактивных заданий, которые помогают обеспечить игровую, познавательную, творческую активность всех воспитанников группы.

Все элементы РППС (мебель, игрушки, пособия) в группе соответствуют возрасту детей и требованиям СанПина, правилам пожарной безопасности, надежно закреплены и безопасны в использовании.

РППС наполнена в соответствии с реализацией каждого из направлений развития и образования детей – это способствует целостности образовательного процесса. Игрушки, оборудование, ширмы, дидактические игры и пособия для реализации содержания одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей в разных видах детской деятельности. У детей старшего дошкольного возраста замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают игровое пространство. Так мы реализуем требование полифункциональности к РППС.

Изменения элементов РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей обеспечивает трансформируемость среды. Так мягкие спортивные модули легко превращаются в домик для сюжетно-ролевых игр, а так же и в театральную ширму.

Наиболее интересное и привлекательное место для наших детей – это центр «Сюжетно-ролевых игр». Он содержит атрибуты, игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, куклы разной направленности, наборы посуды), так чтобы  дети могли легко подбирать, комбинировать их «под свои игровые замыслы». Игрушки располагаются по гендерной принадлежности детей. Для девочек – куклы различных размеров, коляски, посуда, бытовая техника. Для мальчиков – разные виды транспорта, инструменты, Многие атрибуты сшиты и связаны своими руками.

При входе в групповое помещение расположен «Центр Безопасности». Центр безопасности в нашей группе оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, игровыми наборами, тематическими лепбуками и кейсами по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и здорового образа жизни, дидактическими играми, дорожными знаками, иллюстрированным материалом. В центре имеется макет «Город» - для моделирования и обыгрывания различных ситуаций. Ребята очень любят играть макетом, самостоятельно выставлять дорожные знаки. Макетом играть можно не только в центре, но и перенести его на пол. Отличительной особенностью этого макета состоит в том, что ребята помогали нам создавать его, наклеивая разделительные полосы, пешеходные переходы, тротуары. В центре есть хозяйка – кукла полицейский и ее помощник сотрудник МЧС. Для закрепления правил дорожного движения есть маркеры спец.машин: «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная».  Развить моторику и запомнить номера телефонов детям помогает бизиборт – дорожный знак, дети в игровой форме учатся звонить и сообщать необходимую информацию о происшествии.

Центр «Патриотического воспитания» расположен у окна, в учебной зоне. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика края и родного города, глобус, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал, куклы в русских народных костюмах, так же куклы в костюмах декоративно - прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), альбомы на липучках Моя Родина – Россия», «Государственные символы». Имеются инновационные пособия  - куб «Я живу в России», дидактическая игра «Матрешка», самовар «Символы России». Благодаря этим пособиям у детей воспитывается чувство любви к России, толерантности, уважения к другим народам, живущих в стране, желание участвовать в сохранении и приумножении ее богатств, сохранении и распространении народных традиций.

Речевая развивающая среда – это особым образом организованное пространство, наиболее активно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. В центре «Грамотности» находятся различные игры по развитию речи и обучению основам грамоты картотеки пальчиковых игр, скороговорок, чистоговорок, тематических картинок. Здесь находятся материалы для непосредственно – образовательной деятельности: письменные принадлежности, наборы для звукового анализа слов, домики для определения место звука в слове, символы для характеристики звуков, звуковые линейки, зеркала на каждого ребенка. Созданы рабочие тетради «Пиши – стирай», альбом на липучках в двух частях «Азбука». В этом центре имеется магнитная доска, для размещения демонстрационного материала, интерактивная доска, ноутбук и проектор – для просмотра презентаций, видеоматериала

В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия, где расположен центр «Здравствуй, книга». Содержание центра книги соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, дополнен познавательными энциклопедиями. В центре размещены правила пользования книгой, есть «больница для книг», где дети самостоятельно могут произвести несложный ремонт книги. Имеется маркер игрового пространства «Библиотека», с одной стороны это Библиотека, с другой - Читальный зал, дополнен картотекой книг, читательскими билетами, формулярами и абонементами, таблички читальный зал, соблюдайте тишину. дети с удовольствием проводят время в нашей библиотеке. Проходят здесь и тематические выставки книг «Моя любимая книга», «Произведения А.С.Пушкина», к теме выставки подобраны  раскраски, для самостоятельной деятельности.

Рядом с центром книги находится центр «Уединения», благодаря ему у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, восстановить силы, почувствовать себя защищенным. Это уютное тихое место, оборудовано детским диваном с множеством мягких мини-подушек, вязанным лоскутным одеялом и палаткой для уединения. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Красивый уютный, удобный уголок изобразительного творчества для детей, созданный в нашей группе, отвечает всем возрастным особенностям наших воспитанников. Здесь ребята в свободное время рисуют, лепят, вырезают и мастерят. Центр наполнен разнообразным изобразительным материалом, для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно прикладного искусства, есть альбомы для рассматривания разных видов живописи, дидактические игры, репродукции картин. Схемы с изображением последовательности работы, дают детям новые идеи для своей продуктивной деятельности и учат работать по образцу. Большинство материалов (бумага, картон, клей, пластилин, ножницы и т.д.) помещается в специально отведенный шкаф, по желанию ребенок может воспользоваться необходимыми материалами. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно – творческих способностей, самостоятельности, активности. Наш творческий уголок дополнен мольбертом, на нем можно не только рисовать, но и размещать свои «шедевры», их обязательно увидят родители, мольберт выставляется в приемной.

Рядом с центром творчества расположен «Центр музыкально – театральной деятельности». Это один из самых ярких и привлекательных центров, способствует развитию танцевально-игрового, театрального и песенного творчества детей. Здесь размещены музыкальные инструменты,  музыкальные игрушки, разнообразные дидактические игры, лепбук «В мире музыки», «Музыкальное дерево», музыкальный куб, различные виды театров, ширмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов, вязаные шапочки зверей, создана аудиокартотека детских песен и  классической музыки. Одним из новшеств является маркер игрового пространства «Театр», благодаря которому дети в игровой форме знакомятся с правилами поведения в театре, самостоятельно разыгрывают сценки, знакомятся с театральными профессиями. Этот цент важен, поскольку именно музыкально – театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Наши дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках спектаклей,  мини сценок и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Центр «Природы» расположен у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе. Центр включает в себя: хозяйку «Осень», «Весна» (в зависимости от времени года),  календарь природы, метеостанцию «Самоцветная», дерево «Времена года» и лепбуки по временам гада, фетровый «Чудо огород». Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для растений оформлен паспорт с условными обозначениями. Так же присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями. Помимо комнатных растений, есть дидактические игры экологической направленности, макет солнечной системы и макет круговорота воды в природе «Путешествие капельки», разные тематические картотеки, коллекции природных материалов, размещены детские поделки из природного материала. Здесь каждый ребенок найдет себе игру по интересам.

Центр познавательно – исследовательской деятельности несет детям информацию о современном мире и стимулирует поисково-познавательную детскую деятельность. Этот центр, мы постарались оснастить материалом для развития познавательной активности детей, осуществления опытнической и экспериментальной деятельности. Занимательные энциклопедии, дидактические игры, макеты и лепбуки позволяют детям  находить ответы на самые сложные вопросы. Дети самостоятельно могут проводить несложные опыты, с помощью картотек простых опытов с различными материалами, в них подробно показаны схемы проведения опытов и экспериментов, и ребятам несложно самим по картинкам ориентироваться в их проведении. В нем находятся материалы, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, весы, компасы, мерные стаканчики и т.д. в процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений. В данном центре дети из малышей превращаются в настоящих любознательных исследователей, чувствуют себя волшебниками.

Центр «Строительный» (конструктивный) занимает немного пространства, но достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что содержание строительного центра (большое разнообразие различных видов и форм конструкторов) можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность, как подгруппой, так и индивидуально. Мобильность центра позволяет разворачивать сюжет игры за его пределами, что позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Так же в этом центре находится гараж с разными машинами. Крупный конструктор дети используют в других играх, например, как стена автосервиса или  декорации в театральных мини инсценировках.

Центр «Двигательной активности» у нас оформлен в приемной группы. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, флажки, платочки и т.д., кольцебросы,  массажные коврики, оборудование для ползанья и прыжков. Оборудование из нестандартного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Это оборудование изготовлено нашими руками и руками родителей.  Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. На современном этапе развития, возникла необходимость размещение в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни. Центр пользуется популярностью у наших воспитанников.

РППС группы сбалансирована сочетанием  традиционных и инновационных элементов, другими словами  среда в нашей группе стабильна и динамична одновременно.

Многофункциональное учебно-методическое пособие «ПИРАМИДА ПОЗНАНИЯ». Пирамида состоит из четырех сторон: «Гриб»- дети запоминают состав числа, «Умная сова» - развивают логическое мышление и учатся играть в «крестики – нолики», «Елочка» - для запоминания чисел, их последовательности, «Солнышко» - это математический мини планшет.  Играя с ним, дети развивают познавательные способности и мелкую моторику. Пирамида может быть использована в совместной игровой деятельности, в индивидуальной  работе. У детей вызывает большой интерес работать с этим пособием. Им нравится вращать пирамиду и выполнять задания.

Особенностью нашей РППС являются многофункциональные образовательные маркеры игрового пространства – это целый ГОРОД МАСТЕРОВ, где каждый ребенок (а их в группе 26), сможет найти себе занятие по душе. Что такое маркер игрового пространства? Это знаки или макеты для сюжетно-ролевых игр, указывающих на место действия, обстановку, в которых разворачивается сюжет. 

Цель игрового маркера: создание условий для игры, для развития познавательных способностей, на основе практических действий, в которых дети будут проявлять самостоятельную активность, творчество и фантазию.

Маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором. Могут использоваться для игры одним ребенком или в паре.  Маркеры доставляют детям большое удовольствие придумывать различные варианты игровой деятельности.

Есть среди них: аптека, больница, школа, детский сад, лаборатория, театр, ателье, цветочный магазин, автомастерская, почта, банк, вет. лечебница, супермаркет, магазин игрушек, кафе, библиотека, музей, салон красоты.

Помимо их развивающего значения нельзя не отметить их другое достоинство - они очень удобны в использовании и не занимают много места при хранении.

Авторское игровое многофункциональное дидактическое пособие по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «ЗВУКОГРАД». Пособие  содержит более 20 дидактических игр и тренажеров для познавательно-речевого развития.

Пособие направлено на познавательно-речевое развитие, ориентировано на дошкольников среднего и старшего  возраста. Пособие можно использовать как в самостоятельной деятельности, в НОД, так и в  индивидуальной работе с детьми.

Значимость данного дидактического пособия заключается в возможности выстраивать образовательную деятельность с учетом индивидуальных возможностей, поддержки детской инициативы и самостоятельности, помогает осуществить личностно-ориентированный подход в обучении детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

 «Звукоград» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющим сделать процесс обучения интересным, эмоциональным и более действенным. Нестандартное оборудование (игры, тренажеры, картинки сшиты из фетра) изготовлено своими руками, носит развивающий характер.

Пособие  «Звукоград» представлено в виде маркера игрового пространства ширмы – города-замка. Основа ширмы изготовлена из пластика, обклеенного пленкой и фетром, с липами. Ширма состоит из трех частей: основы и боковых створок,  высота ширмы 80 см, ширина в развернутом виде 170  см. Конструкция легкая, безопасная, устойчиво стоит на столе, эргономичная.

ШАХМАТЫ – уникальный инструмент развития творческого мышления , мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребенка. Шахматная игра увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска – белые и черные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своими шахматными войсками. Но вместе с тем дети начинают понимать, что от его умения зависит результат игры, это делает его более ответственным. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Для этого в группе создан и функционирует центр «Шахматное королевство». Как в любом королевстве у нас есть своя Королева. Центр наполнен дидактическими играми, разными видами шахмат: настольные, магнитные, плоские, гроссмейстерские, вязанные, напольные. Шахматы – это целый мир логики и эмоций, игр со своими взлетами и падениями, радостями и огорчениями. И в наших силах подарить ребенку ключик в этот волшебный мир.

Данные инновационные пособия  позволяют сделать образовательный процесс более интересным, а формы работы с детьми более вариативными, повысить  результативность дошкольного образования, способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Эмоциональное благополучие ребенка – это уверенность ребенка в себе, чувства защищенности. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того как организована РППС. В нашей группе мы стараемся создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант, блеск в глазах  наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда 2 младшей группы детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"

Презентация предметно - пространственной среды во 2 мл.гр. детского сада в соответствии с ФГОС и программой "Радуга"...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Е.А. Симачева воспитатель МКДОУ д/с №457первой  квалификационной категории, г.Новосибирск ОРГАНИЗАЦИЯРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САД...

Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду в соответствии с ФГОС

Данный материал будет интересен педагогам ДОУ и может быть использован в процессе подготовки аттестационного портфолио...

«Организация развивающей предметно-игровой среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

Конспект Деловой игры для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС»

Выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО. Стимулирование положительной мотивации педагогов на ...

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС.

Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду в соответствии с ФГОС....

Развивающая предметно-пространственная среда в комбинированной группе детского сада в соответствие с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошко...