«Технологии воспитательной деятельности». Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека.
статья

Хопова Юлия Николаевна

Статья о необходимости разработки программы духовно - нравственного воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии воспитательной деятельности»

Воспитание как процесс воздействия общества на личность человека.

В настоящее время мы переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Именно поэтому дети и их родители нуждаются в усиленной поддержке со стороны воспитателей, что требует их профессиональной подготовки. К одному из них относится разработка программы духовно - нравственного воспитания дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольный возраст- это уникальный период в жизни человека, когда происходит приобщение к духовно- нравственным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка, закладываются основы социального, эмоционального волевого, познавательного развития. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова – как управление процессом развития личности – можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации и народа.

Дети практически все усваивают по принципу подражания. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения и у детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов.

Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

В нашем ДОУ все виды деятельности детей, взрослых планируется по годовому плану, по календарному плану воспитателей и специалистов. Воспитатели проводят интересные исследовательские проекты; так же проводятся интересные проекты совместно с родителями. Такие совместные мероприятия сплачивают родителей с коллективом детского сада. Родители более заинтересованы, готовы помочь в духовном и материальном плане группе своих детей. Сочетание разновидностей детской деятельности способствуют успешному духовно-нравственному развитию личности ребёнка.

Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Позитивный опыт общения родителей с воспитателями и детьми способствует развитию единого контекста воспитания в семье и в детском саду, формированию и проявлению активной педагогической позиции родителей.

Управление воспитательно-образовательным процессом ДОУ - это определение основных задач, их анализ, коррекция, анализ приоритетных направлений и методической работы.

Педагогический процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению технологии экспериментальной деятельности в образовательном процессе в ДОУ.

Основной ожидаемый нами результат при проведении исследований и экспериментирования детьми - это развитие творческих способностей, приобретение детьми новых знаний, умений, навыков исследовательского ...

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.Дети избалованы изобилием и ...

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...

Применение технологии игровой деятельности в образовательном процессе

На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную псих...

Презентация "Художественное-эстетическое воспитание, как процесс воздействия на развитее личности ребенка." (тестопластика)

Дети от природы наделены яркими способностями. Чтобы ребенок мог развить свою фантазию и утолить своё любопытство, важно создать художественно-эстетическую развивающую среду.   Цель художест...

Доклад на педагогическом совете: «Технология проектной деятельности в педагогическом процессе».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действ...