Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры».
учебно-методический материал (младшая группа)

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизи­руют психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу позна­ния мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx220.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\дом\Desktop\www\Т.л.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РОДНИЧОК»  

ПРИНЯТО                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

на  заседании педагогического совета №4                                      Заведующий МБДОУ

Протокол №4 от 03.02.2023г.                                                  детский сад №7 «Родничок»

______________________ Л.Е. Бохонова

                                        Приказ №12 от 03.02.2023г.

Опыт работы

 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

посредством дидактической игры».

Григоренко Юлия Петровна

Воспитатель

Высшая квалификационная категория

Почеп 2023г.

Актуальность

Самые далеко идущие успехи науки

и техники рассчитаны не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"                                                  

    Б. Г. Ананьев.

Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и   необходимым для полноценного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизируют психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.

Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, именно сенсорное воспитание, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие речевого слуха – восприятие звуковой культуры речи и музыкального слуха. Ведущее значение в развитии сенсорного процесса ребенка – дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их из символических средств – речь. Само освоение речи также имеет сенсорные основы: выделение речи как особого раздражителя, различение интонаций слова, звуков обеспечиваются слуховым и кинестетическим восприятием. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание.

Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания.

Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори.

Автор этой системы предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребѐнка. Она предлагала так насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребѐнок, чтобы

несколько предметов из окружения вызывали его интерес. М. Монтессори сводит развитие ребѐнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. У неё

разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причѐм к каждому упражнению был подобран дидактический материал.

Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля. 

Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребѐнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.

В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребѐнка.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

        Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Одним из эффективных средств сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различия формы, цвета, объема и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является

залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Цель опыта работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Для достижения данной цели определила следующие задачи опыта работы: 

  • разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт, речевую активность.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Новизна опыта работы.

Новизна опыта заключается в комплексно-интегрированном подходе и сочетании научности и доступности дидактического материала в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.  Прослеживается четкая интеграция образовательных областей.

Выстроена система по использованию в комбинации известных методов и приемов в сочетании с современными педагогическими технологиями по сенсорному развитию детей:

подобран комплекс дидактических игр, созданы условия для эффективного использования дидактических игр, изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный фартук».

Научность в представленном опыте находит отражение в соблюдении основных дидактических принципов при организации работы по сенсорному развитию детей. Это систематичность, последовательность, опора на рекомендации выдающихся педагогов и психологов, теоретические исследования по данной проблеме.

Теоретическая значимость исследования:

        1.Уточнено понятие «сенсорное развитие».

2.Определены педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.  

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработана:

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию;

- картотека консультаций для родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр;

- изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный фартук».  

                Адресная  направленность. 

Данный опыт работы может быть полезен для молодых, начинающих педагогов, родителей воспитанников. Но следует отметить, что для проведения этой работы необходимо, чтобы воспитатель или родитель   хорошо владел методикой проведения дидактических игр.

Система педагогической работы.

Работа велась в три этапа.

1 этап – подготовительный (констатирующий) 

На констатирующем  этапе изучила научно-методическую, психолого-педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения   поможет использование дидактических игр в организационной образовательной деятельности и в свободной деятельности ребенка.

Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых сенсорное развитие детей будет осуществляться наиболее успешно.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Изучив теоретические основы проблемы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста, свою работу начала с педагогической диагностики. В процессе диагностирования мною были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними. Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.  

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И. При проведение обследования задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Было предложено ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания  сопровождались естественными жестами и комментированием действий. Если ребенок затруднялся выполнить задания самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем просила ребёнка повторить его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовала метод совместных действий.

Например, руками ребёнка собирала матрешку; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно. По всем заданиям фиксировала:

− Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;

− Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);

− Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Приступая к обследованию воспитанников, устанавливала  эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обращала внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагала ему выполнить следующие задания:

Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме. Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.).

Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину. Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Собери цветок (4 цвета).

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов. Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый).

«Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов. Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе.

В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показала уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровень развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

Таким образом, был определен  уровень сенсорного развития воспитанников  с учетом образовательной программы. Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты  диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса.

Были проведены с детьми игровые тренинги, наблюдения, дидактические и развивающие игры и упражнения по выявлению уровня знаний в области сенсорного воспитания.

Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Мне необходимо было выявить уровень интересов и знаний родителей по вопросам сенсорного развития детей. С этой целью  было проведено анкетирование родителей. (Приложение 1)

Проведенное анкетирование показало, что не все родители знакомы с понятием сенсорное восприятие. Также результаты  анкетирования дали  возможность  выявить настроенность, степень  заинтересованности в сотрудничестве   и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Работа с семьей в области сенсорного развития детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.  Исходя из данных анкетирования и собеседований с родителями, было разработано перспективное планирование работы с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. (Приложение 2)

На основе полученных результатов педагогической диагностики   продолжила целенаправленную, поэтапную работу с детьми  в данном направлении.

 2 этап – основной (формирующий)

 На данном этапе,  мной был разработан перспективный план работы с детьми по  проблеме,  намечены  мероприятия  по  сенсорному развитию детей,  проводилась  апробация системы работы.  Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

Так как, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является – игровая, следовательно, сенсорное развитие детей осуществляла в соответствии с игровой технологией.

Когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В  работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
  • Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
  • Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

В данной работе использовала следующие виды дидактических игр

 (Приложение 3):

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»;

- «Определи на ощупь»;

- «Узнай фигуру»;

- «Найди пару».

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»;

- «Найди предмет такой же формы»;

            - «Какая фигура лишняя?». 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

- «Сравни предметы по высоте»;

- «Самая длинная, самая короткая»;

- «Разноцветные кружки»;

- «В какую коробку?»;

            - «Дальше – ближе».

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»;

- «Какого цвета предмет?»;

- «Собери  гирлянду»;

- «Какие цвета использованы?»;

 - «Уточним цвет»;

  - «Какие цвета использованы?».
Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия:

- «Различай веселую и грустную музыку»;
- «Тихо и громко»;

-«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»;

 - «Шагаем и танцуем»;

 - «Высокий и низкий звук»;

 -  «Ударь в бубен»;

    -  «Далеко — близко»;

    -  «Будь внимателен»;
    -  «Звоночки»;
    - «Определи, что слышится»;
    - «Шумящие коробочки»;
    -  «Повтори»;   

    -  «Быстро и медленно»;
    -  «Слушай и выполняй»;

    -  «Что слышно?».

 Разработала картотеку дидактических игр по сенсорному развитию.

(Приложение 4)

Большое значение в развитии сенсорных способностей имеет предметно-пространственная развивающая среда, следовательно, в нашей группе созданы центры активности для полноценного развития воспитанников. (Приложение 5).  

С целью пополнения предметно-пространственной развивающей среды было разработано и изготовлено дидактическое пособие «Сенсорный фартук». (Приложение 6)

«Сенсорный фартук» - это необычное дидактическое пособие, которое стало верным помощником в работе с детьми. 

Преимущества:

1.Яркий и аккуратный, всегда привлекает  к себе внимание детей.

2.Все детали можно снять, поменять, что-то добавить.

3.Одновременно  несколько детей могут  с ним  играть.

4.Если снять фартук и разложить его на полу, он превращается  в развивающий коврик.

5.Многофункционален.

В работе с фартуком использовала такие дидактические упражнения как:

Дидактическое упражнение «Сказочный домик»

Цель: Развивать интерес к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный запас сказками, потешками, стихотворениями.

Ход игры: Ребята, посмотрите, на моем фартуке есть волшебный домик, в нем живет сказка, называется она «Теремок», «Репка», «Колобок».

(Во время прослушивания сказки на фартук при помощи липучек прикрепляются главные герои, таким образом сказка на фартуке оживает).

Дидактическое упражнение «Дерево с геометрическими фигурами».

Цель: Закрепить представления о свойствах геометрических предметов: цвет, форма.

Ход игры: - Ой, ребята, вот беда-то, на моем волшебном дереве росли геометрические фигуры, а теперь посмотрите, оно стоит пустое и грустное. Поможем дереву вернуть фигуры? (Да)

- Скорее всего геометрические фигуры спрятались в кармашках моего фартука, кто хочет их поискать? (Дети по очереди выходят, достают из кармана геометрическую фигуру, называют ее, какого она цвета, после этого вешают обратно на дерево и так до тех пор, пока все фигуры не окажутся на дереве).

Дидактическое упражнение «Что где растёт?».

Цель: Закрепление знаний детей о фруктах и овощах.

 Ход игры: Ой, ребята, вот беда-то, на моем волшебном дереве росли фрукты, а теперь посмотрите, оно стоит пустое и грустное. Поможем дереву вернуть фрукты? (Да)

А на грядке росли овощи, а теперь посмотрите, она стоит пустая и грустная. Поможем грядке вернуть овощи? (Да)

3 этап – заключительный (контрольный)  

Результативность опыта работы.

На заключительном этапе данной работы была проведена повторная педагогическая диагностика, по результатом,  которой прослеживается положительная динамика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.  

Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, помогла  мне правильно выстроить педагогическое общение с воспитанниками и помогать им  интеллектуально развиваться.
 Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме дала положительный результат.

Воспитанники с удовольствием включались в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и речевую активность, а также:

1.Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

2.Стремились передавать отношение цветов, размеров и форм в            изобразительной и конструктивной деятельности.

3.В процессе сенсорного развития были любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

А также было проведено повторное анкетирование родителей по данной теме.

Анализ анкетирования показал, что повысился интерес и уровень знаний  родителей в области  сенсорного развития детей.

   Отрадно, что родители стали считать важной данную тему сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте и готовы к совместной плодотворной работе.

Таким образом,  поставленная мною цель была успешно достигнута . 

 Список используемой литературы:

  1. Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
  2. Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
  3. Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному   воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
  4. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
  5. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  6. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
  7. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
  8. Каралашвили  Е.А. ,  Антоненкова   О.В. , Малахова Н.Е . «Организация  сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
  9. Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
  10. М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
  11. Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html

13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"

Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам  театрализованной деятельности"...

Консультация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста " Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры. Вторая младшая группа.

Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как  выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств разви...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...