"Толерантность - принцип взаимодействия между людьми"
методическая разработка

Каренгина Жанна Викторовна

 

Мастер-класс на тему: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»

Воспитатель: Каренгина Ж.В.

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.

Задачи:

  • ознакомление с понятием «толерантности»;
  • показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
  • создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения;
  • осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности.

Оборудование: листы цветной и белой бумаги, шкатулка, зеркало, салфетки, индивидуальный набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш).

Ход:

 У вас на столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить.  

 

Упражнение «Салфетки».
Сложите салфетку пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку.

Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален.

Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других. (Звучит музыка, звучит притча).

 

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь, прощение, терпение
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - 
это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И 
мира тоже.
Как порой нам не хватает таких простых понятий ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ. Вы, согласны?

 

Упражнение “Волшебное озеро”.

А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему (передают шкатулку).

- Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?

- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю, Вам, закончить наш мастер-класс совместной работой «Созданием дерева толерантности». У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги).

Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые попадают к нам в детские сады из маминых рук в наши. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики - это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем - это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.

И в заключении мне бы хотелось закончить словами Фредерика Саломона Перлза
«Я пришел в этот мир,
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир,
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально».

 

 Пожалуйста, помните всегда эти слова. Пусть сделанные вашими руками «деревья» останутся напоминанием Вам о толерантности, как об одном из важнейших принципов человеческого общения и взаимодействия. 
«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». М.М.Рощина.

Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным!

Спасибо за внимание.

Приложение

                             Стихи о толерантности

Толерантность - это не простое чувство, 
Его не в раз приобретешь: 
Сколько надо проявить благородства и сочувствия, 
Только тогда сам все это поймешь. 
Толерантным быть – это искусство, 
Твердо в этом мы убеждены: 
В дружбе и согласии жить должны 
Русские и украинцы, башкиры и татары 
Ответим друг другу чувством высоким- 
И хрупкий мир мы сможем сохранить. 
(авт. Александров П.) 
*** 
Что ж такое толерантность? 
Может к бабушке любовь? 
А быть может это то, что маме 
Я на день рождения принес? 
Понял я, что это – уважение 
К мнению не только своему. 
Видеть боль чужую 
Я, по-моему, уже могу. 
Дам монетку нищему, 
Пожилому помогу. 
Товарища в беде не брошу, 
Злобу в класс я не пущу. 
Если ты к друзьям терпим, 
Выслушать любого можешь. 
Если нужно, то готов 
Ты всегда прийти на помощь. 
Веришь в чудо, доброту. 
Взрослых уважаешь, 
Маме с папой не грубишь, 
Младших ты не обижаешь. 
Значит, не зря все говорят, 
Что ты толерантен. 
Оставайся им всегда и 
Будь еще галантен. 
Что такое толерантность? 
Доброта, любовь и смех. 
Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех. 
Если каждый друг к другу будет терпим, 
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь как средство общения между людьми

Информация для родителей о речи , ее видах, в консультацию включены задания на внимание,на развитие памяти, мышления. Также предложен тест для родителей "Поиск ошибок в речи"...

Семинар-тренинг Взаимоотношения между людьми. Жизнь по собственному выбору.

Цель семинара-тренинга: осознать свое внутренне состояние  в споре, агрессии; Определить модели поведения педагогов при разрешении конфликтных ситуаций.Задачи семинара-тренинга: обучить  нав...

Тренинг для родителей: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми»

Здравствуйте, уважаемые родители!  Мне очень приятно видеть вас всех сегодня!Сегодня мы с вами поговорим о толерантности, о взаимопонимании и уважении.Добро воспитывается добром, а зло порождает ...

Тренинговое занятие для педагогов «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».

Мероприятие с педагогами ДОУ. Целью которого является,   формирование толерантной личности через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантност...

мастер класс "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"

мастер класс для педагогов "Толерантность как принцип взаимодействия между людьми"...

Мастер-класс для педагогов «Толерантность – принцип взаимодействия между людьми»

Создать условия для толерантной среды в ДОУ. Формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «взрослый – взрослый», приобретение педагогами знаний и прак...