Доклад на тему: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 

 Воспитатель Шекурова С.И.,МДОУ «Детский сад 44»


Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывались о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В.А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. 

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма.

«Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

 

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Например, сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми, «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учат слушаться родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. 


Первые годы жизни ребенка - это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.

 

Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу. Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок»

 

Эти сказки помогут детям понять: - как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»); - как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); - что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»); - что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь»); - что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

 

После 5-ти лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение. Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем. В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников: Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм и другие.

Между 6-ю и 7-ю годами мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц. Это сказки и былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и другие произведения Ш. Перро; «Аленький цветочек» А. Аксакова; «Дюймовочка», «Гадкий утенок»,

 

 

Работа над сказками делится на этапы: 1. Чтение. Работу над сказками начинаем с чтения народных и литературных сказок. Лучшим путем для восприятия сказок является выразительное чтение. Чем ярче, эмоциональнее мы будем рассказывать, и читать сказки, тем большее впечатление они произведут на ребёнка, тем лучше он ее запомнит

2. Разбор и обсуждение. Отправной точкой для разбора сказки является обсуждение сюжета или ее наиболее ярких эпизодов. В процессе обсуждения мы учим детей анализировать характеры и поступки персонажей, делать выводы, в том числе, об их духовно-нравственных качествах. Учим детей соотносить поведение персонажей сказки с поведением людей.

3. Творческая деятельность. Работа над прочитанными сказками имеет свое логическое продолжение в творческой деятельности детей: рисунках, лепке, аппликациях, которая помогает закреплять образы сказочных героев. Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, фантазируют. Такая работа развивает наблюдательность, воображение, изобразительные способности, чувства прекрасного и любовь к искусству.

Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.

 

 

Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей. Мы объясняем им: - почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать; - что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка; - после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком; - роль сказки в развитии ребенка. Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.

Подводя итог можно сделать следующие выводы: 1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. 2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность. 3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.


      Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Слово «фольклор» – в буквальном переводе с английского означает – народная мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Фольклор одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.                             Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но неподвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе», и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складывается более глубокие представления о плодотворном труде человека. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства т пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимосвязь их дают, что следует называть народной педагогикой». Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны такие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, поговорки, заклички, сказки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. О. С. Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Первые знакомство ребенка с искусством слова, начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребенок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его, поэзия пестования, уход за ребенком, ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребность ребенка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения Малые формы фольклора содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.  Обогащение педагогического процесса малыми фольклорными формами действенный метод. для перехода ребенка от однословной «фразовой речи» к использованию в речи предложений разных типов, отображающих связи и зависимости объектов; - для развития инициативной разговорной речи ребенка. При этом взрослому надо помнить, что решение указанной задачи должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолевать трудности. Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Первая литература, с которой знакомится каждый ребенок это малые формы фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, приговорки, прибаутки, игры). Эти произведения называются «материнским фольклором», «народной педагогикой», так как они идеально сочетают в себе безукоризненно отточенную временем форму с содержанием функциональным назначением (усыпить, взбодрить, причесать, порадовать, научить чему-либо), а главное они идеально соответствуют внутренним потребностям малыша, создают особый эмоциональный мир общения взрослого и ребенка, рассчитаны на совместные действия.
      
В работе с детьми раннего возраста используются следующие малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички. Сказка – средство речевого развития и воспитания детей разных возрастов, она развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Пальчиковые игры не только формируют речь, но и развиваются мелкую моторику кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное – уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Чтобы потешка, прибаутка, песенка, байка или сказка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Вся работа с фольклорными произведениями включает несколько этапов: 1 этап – Предварительная работа – знакомство с персонажем, героем, животнымпредполагаемой потешки, сказки (кошка, коза): рассматривание картинок, игрушек, животных, обследование предмета, игры с ними, На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. 2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка): рассказывание и чтение сказки, потешки,

 

Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку. На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно: - Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Володюшка хороший, Володюшка пригожий…. Он по лугу едет – луга зеленеют, К садам подъезжает – сады расцветают. Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду: “Поехали – поехали по ровненькой дорожке По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам Все прямо и прямо”. Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях, “А потом вдруг…..в яму! Бух!....”. Ребенок смеется. Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю: « - У сороки – боли, у вороны – боли А у моего хорошего, да у моего пригожего Димочки, голубчика, все заживи!» Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел! Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!” Таня, Таня маленька Танечка удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Таня, ножкой! “Наша Маша маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Маша чернобровая! “Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Женя в тележке Щелкает орешки”. Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками: “Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел”.  Дети с удовольствием перебирают пальчики, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Или игра “сорока-белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала, этому дала…”: загибаю пальчики ребенка один за другим, провожу кончиком пальцев сначала по ладошке, затем запястью, в локтевом сгибе, приговаривая: -Тут ключ, тут ключ, Тут ключ (предплечье) А тут (щекочу под мышкой) Свежая ключевая водичка. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. “Водичка, водичка, умой Маше личико, Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!” А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал: “Расти, коса, до пояса. Не вырони ни волоса. Расти, коса, до пят. Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся Юля, маму слушайся”. Во время приёма пищи: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то “ козарогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет”. Во время обеда дети “поправляют” воспитателя, слушая потешку: “Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капусту, мышки – за корку, Детки – за молоко. - Нет, за борщ, а не за молоко!” Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать: Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки! Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Старшие дети приговаривают слова текста, а малыши с удовольствием выполняют движения. “Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой!” Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Перед сном дети просят спеть полюбившиеся им колыбельные. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение. “Баю-баю, баиньки, В огороде заиньки. Баю-баю, баюшки, Не ложись на краешке!” Пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос: “Бай, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Петушок, не кричи И Ванюшу не буди. Мой Ванюшка будет спать, Да большой вырастать. Он поспит подольше, Вырастет побольше.” На прогулке с детьми, обращаю их внимание на различные “капризы и чудеса” природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и, чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом или говорю: “Бабочка-коробочка, Ветер или дождь, Полетишь - как ветер, Упадешь – как дождь!” Спряталось солнце за тучку, дети зовут-кличут: “Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, освети, Обогрей телят, да ягнят, Еще маленьких ребят!” Радуются радуге: “Радуга-дуга, не давай дождя Давай солнышка-колоколнышка!” При помощи потешек учу детей ориентироваться в окружающем мире. Для этого подбираю произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек: “Сорока на кухне пироги печет Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курица в сапожках избу метет”. Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека: Животные действуют в произведениях на равных, как люди: “кисонька-мурысонька едет на  меленку”, “котик идет на торжок”, “курочка идет за водичкой”, “сорока варит кашу”. Так, постепенно, дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне: “Вот и люди спят, вот и звери спят. Вот и ночь пришла, темноту принесла. Заснул петушок, запел сверчок”. Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку: “Уж как я свою коровушку люблю, Свежей травкой я Буренушку кормлю, Ты иди, моя коровушка, домой, Напою тебя водою ключевой”. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: “Водичка, водичка! Умой Тане личико. Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Зайка, зайка, войди в сад. Серый, серый, войди в сад!” (на звукосочетание ди) 33 Чтобы закрепить в речевых реакциях ребенка звукосочетание ки, читаем потешку: “Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Кис, кис, кис! Кис, кис, кис!” Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных М, Н, Т, Р с гласным У, читаю потешку: “Ранним-рано по утру Пастушок: “Ту-ру-ру-ру”” А коровки в лад ему: “Му-му-му!” Эффективен в этой работе метод пения потешек, содержащих в своих текстах набор желаемых звуков, ибо во время пения ребенок не акцентирует свое внимание на данном звуке и свободно произносит его. Для обогащения словарного запаса детей использую заклички: “Солнышко, ведрышко”, “Радуга-дуга”, “Дождик-дождик”. Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка-мохнатка, курочка-хохлатка, - такое множество слов к одному слову курочка. Неоценима роль игровых фольклорных форм, они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.

Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским игровым фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Доклад на тему: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

laquo;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений»....

Доклад " Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста"

Логико- математические игры развивают у детей самостоятельность, способность,  автономно.  независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности а также способность к эл...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫНА ТЕМУ  «МУЗЫКА – КАК СРЕДСТВО ЭТИКО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...