Разучивание песен с детьми с помощью методов схематизации и моделирования
методическая разработка

Шадрина Лариса Николаевна

Внедрение современных средств обучения в музыкальную деятельность дает возможность обучать не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний. Если при заучивании текста и мелодии песни, дети опираются только на слуховое восприятие,  это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным.  Особенно тяжело это для детей - визуалов, у которых, в отличие от детей - аудиалов,  доминирует зрительное восприятие.  Поэтому процесс заучивания может затягиваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разучивание песен с детьми старшего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

(Слайд 1)

         Формирование исполнительской культуры и исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве.

        Основная  задача,  (слайд 2) стоящая  перед педагогами-музыкантами – оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а это возможно лишь при условии:

- учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса;

- включения в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности;

- использования на занятиях комплекса упражнений для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников.

        Пение –  один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Благодаря словесному тексту,  песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.  Коллективное пение объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.

         Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно

переживать их содержание,  вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

        На музыкальном занятии дети получают первоначальное целостное представление о песне.  И если  заучивать текст песен методом многократного повторения,  это отрицательно сказывается на дальнейшем музыкально – осмысленном исполнению  песен,  а также способствует снижению интереса детей к данному виду деятельности.

        Знания детей, полученные в результате многократного повторения,  а не добытые самостоятельно, являются краткосрочными и быстро забываются.

        Если при заучивании текста и мелодии песни, дети опираются только на слуховое восприятие,  это не всегда эффективно, так как потенциал зрительной памяти остается незадействованным.  Особенно тяжело это для детей - визуалов, у которых, в отличие от детей - аудиалов,  доминирует зрительное восприятие.  Поэтому процесс заучивания может затягиваться.

         В своей работе при разучивании песен я использую метод схематизации и моделирования. Это позволяет детям быстрее запомнить текст песни, полнее понять ее содержание, а также развивает логическое мышление и творчество, как так на первых порах я предлагаю детям готовые схемы, а в дальнейшем, детям предлагается уже самим придумать схемы к песням.

      Внедрение современных средств обучения в музыкальную деятельность дает возможность обучать не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний.

      Результаты, полученные в ходе использования метода схематизации и моделирования при разучивании песен,  говорят о положительной динамике в развитии познавательных способностей детей в разделе «Восприятие» и «Пение».

Приведу примеры.

Песня «ДЕТСКИЙ САД» 

(слова  О. Высотской,  музыка Т. Попатенко)

В первом куплете поется о том, как детей спрашивают, куда они ходили, и они отвечают, что ходили в детский сад. (Слайд 3)

Во втором куплете дети рассказывают, какие в детском саду есть игрушки. (Слайд 4)

В третьем куплете дети отвечают, что они делали в садике: поиграли в лошадки, съели кашу и кисель, поспали. (Слайд 5)

Четвертый куплет – повторение первого.  (Слайд 6)

А вот еще одна песня – «На лужайке» музыка В. ДементьеваСначала содержание песни я также раскрываю для детей с помощью иллюстраций к куплетам.

1куплет – на полянке зайка играет на барабане. (Слайд 7)

2 куплет – на полянку вышел медвежонок и стал топать. (Слайд 8)

3 куплет – на полянку вышли лягушата и начали прыгать. (Слайд 9)

4 куплет - пошел дождик и всех разогнал. (Слайд 10)

После восприятия детьми иллюстраций к куплетам песни мы переходим к схематичному изображению животных:

Зайка (Слайд 11)

Медведь (Слайд 12)

Лягушата (Слайд 13)

Дождик (Слайд 14)

В конце занятий я прошу детей самостоятельно составить схему песни (выложить последовательность куплетов). Последовательность выглядит приблизительно так: (Слайд 15)

Эти же карточки можно использовать, когда на занятии приходиться выбирать, кто из детей будет исполнять пеню (пение по куплетам). Дети вытягивают карточки, как билетики, и исполняют тот куплет, картинка с которым им попалась.

"Эй, дружок, все в кружок! " (муз. Биркова,  сл. Семернина) (Слайд 16)

  1. Эй, дружок, все в кружок встанем по порядку!

Сапожок на носок. А потом на пятку.

     Припев: Закружился хоровод,

 Все кружится, всё плывет.

Хорошо, хорошо, хорошо мы пляшем.

  1. Эй, дружок, все в кружок протяни мне руку.

Поспевай, не зевай, побежим по кругу.

  1. Эй, дружок, все в кружок встанем по порядку!

Кулачок на бочок,- и пошли вприсядку!

Песня  с движением (Русская народная песня  "Как у наших у ворот")

Выпал беленький снежок,

Соберемся мы в кружок.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Мы из снега слепим ком

Куклу сделаем потом

А теперь похлопаем,

Ножками потопаем

Отряхнулись, улыбнулись,

Друг за другом повернулись. (Слайд 17)

Песня «Голубые санки» муз. М. Клоковой сл. М. Иорданского (Слайд 18)

1. Дует ветер озорной,

Лает пес Буянка.

Едут с горки ледяной

Голубые санки.

2. А за санками летят

Белые снежинки.

А на саночках сидят

Ваня да Маринка.

3. Санки сделал старый дед

Маленькому ванне.

Пес Буян пришел смотреть,

Как несутся сани.

Песня «Санки»

муз. М. Красева сл. О. Высотской (Слайд 19)

1.На дворе большой мороз –

Отморозит кукла нос.

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

2. хорошо блестит снежок,

Мягкий. Белый. Как пушок.

Ваня саночки везет,

Таня рядышком идет.

3.Колокольчики звенят,

Веселят они ребят.

Кукла в саночках сидит

И на солнышко глядит.

Песня «Дед Мороз» муз. А. Филиппенко (Слайд 20)

  1. Дед Мороз, Дед Мороз, деткам елочку принес.

          А на ней фонарики, золотые шарики.

  1. Дед Мороз, Дед Мороз, деткам сладости принес.

           Вафли ароматные и конфеты мятные.

«Где ты был, Иванушка» русская народная песня (Слайд 21)

  1. Где ты был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Курочку.

Курочка по сеничкам зернышки клюёт,

Иванушка в горенке песенки поет.

  1. Где ты был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Уточку.

Курочка по сеничкам зернышки клюёт,

Уточка по лужице взад – вперед плывет,

Иванушка в горенке песенки поет.

  1. Где ты был, Иванушка? На ярмарке.

Что купил, Иванушка? Барашка.

Курочка по сеничкам зернышки клюёт,

Уточка по лужице взад – вперед плывет,

Барашек в садике травушку жует.

Иванушка в горенке песенки поет.

Песня «Зима» муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель

Вот зима кругом бело

Много снега намело (22)

Утром Ваня санки взял (23)

По дорожке побежал (24)

А в саду у нас гора (25)

Все катаются с утра (26)

Крикнул Ваня берегись

Покатились санки вниз (27)

Практическая часть. Мастер – класс.

«Что такое детство?» Слова и музыка Т. В. Бокач

  1. Что такое детство? Мне ответь (Слайд 28)

– Это сны счастливые, плюшевый медведь (Слайд 29, 30)

Это игры разные и кино (Слайд 31, 32)

И мечты об очень вкусном эскимо (Слайд 33)

  1. Что такое детство? (Слайд 34)

 Шум и гам (Слайд 35)

Это вкусный сникерс с другом пополам (Слайд 36, 37)

       

Это куклы, прыгалки и хоккей (Слайды 38, 39, 40)

И сто тысяч интересных радостных затей (Слайд 41)

Спасибо за внимание (Слайд 42)

Список использованной литературы:

 Ветлугина Н.А. ''Методика музыкального воспитания в детском саду'', М., ''Просвещение'', 1989г.

Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса'', 1999 г.

Метлов Н.А. ''Музыка детям'', М., ''Просвещение'', 1985 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет'', М., ''Просвещение'', 1987 г.

Орлова Т.М., Бекина С.М. ''Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет'' М., 1988 г.

Стулова Г.П. ''Развитие детского голоса в процессе обучения пению'', М., Издательство ''Прометей'', МГПУ им. В.И.Ленина,1992 г.

 Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1988.

Ходькова Л.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет. - М.,1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разучивание песен и стихотворений с помощью мнемотехники.

Для меня это новая методика разучивания музыкального материала для младших дошкольников.Надеюсь, что она поможет мне в дальнейшей работе над развитием памяти и внимания....

Методические рекомендации по разучиванию песен с детьми

Рекомендации для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей по разучиванию песен с детьми....

Разучивание песен с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

       Формирование исполнительской культуры и исполнительского навыка необходимо начинать в дошкольном детстве. Основная  задача,  стоящая  перед педаго...

Разучивание песен с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

В работе при разучивании песен мы  используем  метод схематизации и моделирования. Это позволяет детям быстрее запомнить текст песни, полнее понять ее содержание, а также развивает логическо...

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста1. Знакомство с песней- Беседа перед песней- Выразительное исполнение- Вопросы по содержанию- Пение воспитателя без сопровождения 2. Уточни...

Разучивание песен с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием метода схематизации и моделирования

Внедрение современных технологий в музыкальную деятельность дает возможность обучать не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний.          В рабо...