Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»
материал (средняя группа)

Красавина Ирина Геннадьевна

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»

Цели:
1.Повысить педагогическую  компетентность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей  актуальностью данной темы, вовлечь родителей  к сотрудничеству.

Задачи:

Актуализировать знания  родителей о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.

Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики. 

Предварительная работа: личные беседы с родителями; консультации для родителей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста», «Усвоение сенсорных эталонов детьми среднего дошкольного возраста»; методическая литература -  Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Поддъякова  Н.Н., Аванесова В.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду»; О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»; Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить».

Подготовить выставку дидактических игр и пособий по сенсомоторному развитию для родителей.

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

Место проведения: группа.

 Ход встречи:

Все участники сидят за общим круглым столом.

Воспитатель:  Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе.  Не секрет, что мастер – класс – это всегда весело, интересно, это возможность творить, делать вещи своими руками, а ещё это получение новой информации, приобретение полезных навыков и умений. И, как знать, может быть, кто-то из вас найдёт в этом своё хобби.

По мнению В. А. Сухомлинского:

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

«Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить».

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

 Беседа с родителями.

Воспитатель:

    Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

      Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

      В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

    Поэтому играя с детьми в дидактические игры, мы  развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж),  используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок.

     Мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша. С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".

     Дидактические игры с пуговицами.

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.

    Дидактическая игра «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»

Средства: иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т.д., пуговицы.

Цель: способствовать развитию воображения и творчества детей, познакомить со свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма  (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

      Игра «Рассели по домикам».

Цель: различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Для этого подойдут обклеенные разным цветом коробки от кефира с закруткой, баночки.

 

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками «Дополни предмет» .

 Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук,  памяти, внимания, мышления, творческого воображения детей, умение соотносить цвет с цветом, обогащать активный словарь.

Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

Игра «Упрямые фасолинки».

       Перекладывание фасоли ложками разного размера из одной емкости в другую.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Игры с крупами. В непрозрачную и глубокую емкость насыпаем любую крупу (фасоль, горох, рис) и кладем несколько небольших игрушек (киндер-сюрприз). Предлагаем ребенку опустить руку и "помесить" тесто. Действие сопровождаем словами: тесто мнем, мнем, мнем - пирожков напечем. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.

Особое внимание хотела бы уделить нашему настенному панно. Которое поможет развить мелкую моторику, внимание, воображение. Поможет освоить 5 видов застежек: пуговицы, крючки, молнии, липучки, кнопки.

 

 

Игры с пластмассовыми крышками. Выкладываем самые простые узоры из крышек (дом, самолет, дерево).

      «Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

«Сенсорная сумочка»

Задачи: Способствовать развитию тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

Знакомить с формой предмета, цветом, размером.

 

 

Дидактическое пособие «Уникуб» (сенсорный куб)

Цель: способствовать развитию у детей сенсорных способностей, речи, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики, коммуникабельных способностей; формированию дифференцированного восприятия качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер – сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары, колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох, фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты, катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток или лент. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки .

 

 

 

Памятка для родителей.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Режьте ножницами.

Дорогие родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот здорово! », «Давай помогу! », «Красота!».
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx290.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики и сенсорики у детей 4-5 лет»

Цели:
1.Повысить педагогическую  компетентность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей  актуальностью данной темы, вовлечь родителей  к сотрудничеству.

Задачи:

Актуализировать знания  родителей о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.

Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики.  

Предварительная работа: личные беседы с родителями; консультации для родителей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста», «Усвоение сенсорных эталонов детьми среднего дошкольного возраста»; методическая литература -  Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Поддъякова  Н.Н., Аванесова В.Н. «Сенсорное воспитание в детском саду»; О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»; Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить».

Подготовить выставку дидактических игр и пособий по сенсомоторному развитию для родителей.

Оборудование:

Выставка «Игры для развития сенсорики»;

Повестка:

1. Выставка игр.

2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».

3. Игротека.

Место проведения: группа.

 Ход встречи:

Все участники сидят за общим круглым столом.

Воспитатель:  Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе.  Не секрет, что мастер – класс – это всегда весело, интересно, это возможность творить, делать вещи своими руками, а ещё это получение новой информации, приобретение полезных навыков и умений. И, как знать, может быть, кто-то из вас найдёт в этом своё хобби. 

По мнению В. А. Сухомлинского:

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

«Чтоб красиво говорить – надо с пальцами дружить».

Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».

 Беседа с родителями.

Воспитатель: 

    Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

        Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).

      Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

      В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

    Поэтому играя с детьми в дидактические игры, мы  развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.

Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж),  используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок.

     Мешочки для развития мелкой моторики. Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша. С мешочками мы изучаем понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".

     Дидактические игры с пуговицами.

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. 

    Дидактическая игра «Дорисуй картинку с помощью пуговицы»

Средства: иллюстрации с изображением цветов, самолета, мухомора, и т.д., пуговицы.

Цель: способствовать развитию воображения и творчества детей, познакомить со свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма  (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

      Игра «Рассели по домикам».

Цель: различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Для этого подойдут обклеенные разным цветом коробки от кефира с закруткой, баночки.

G:\ФЛЭШКА\категория Красавина И. Г\фото для презентации\P1000808.JPG

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками «Дополни предмет» .

 Цель: Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук,  памяти, внимания, мышления, творческого воображения детей, умение соотносить цвет с цветом, обогащать активный словарь.

Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

Игра «Упрямые фасолинки».

       Перекладывание фасоли ложками разного размера из одной емкости в другую.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Игры с крупами. В непрозрачную и глубокую емкость насыпаем любую крупу (фасоль, горох, рис) и кладем несколько небольших игрушек (киндер-сюрприз). Предлагаем ребенку опустить руку и "помесить" тесто. Действие сопровождаем словами: тесто мнем, мнем, мнем - пирожков напечем. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.

Особое внимание хотела бы уделить нашему настенному панно. Которое поможет развить мелкую моторику, внимание, воображение. Поможет освоить 5 видов застежек: пуговицы, крючки, молнии, липучки, кнопки.

G:\ФЛЭШКА\ФОТО\P1000549.JPG

Игры с пластмассовыми крышками. Выкладываем самые простые узоры из крышек (дом, самолет, дерево).

      «Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

«Сенсорная сумочка»

Задачи: Способствовать развитию тактильной чувствительности пальцев рук, мелкой моторики пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

Знакомить с формой предмета, цветом, размером.

G:\ФЛЭШКА\ФОТО\P1000087.JPG

Дидактическое пособие «Уникуб» (сенсорный куб)

Цель: способствовать развитию у детей сенсорных способностей, речи, внимания, воображения, памяти, мелкой моторики, коммуникабельных способностей; формированию дифференцированного восприятия качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер – сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары, колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох, фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты, катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток или лент. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер - сюрпризов, скрепки .

G:\ФЛЭШКА\ФОТО\P1000085.JPG

Памятка для родителей.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Режьте ножницами.

Дорогие родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот здорово! », «Давай помогу! », «Красота!».
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста".

Развитие речи детей напрямую зависит то того, насколько развита мелкая моторика рук. В материале предлагаются упражнения и  пальчиковые игры, которые можно выполнять дома, с целью развития мелкой...

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста".

Развитие речи детей напрямую зависит то того, насколько развита мелкая моторика рук. В материале предлагаются упражнения и  пальчиковые игры, которые можно выполнять дома, с целью развития мелкой...

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...