" Знакомство с шахматной фигурой - ладья"
план-конспект занятия (старшая группа)

Пупырева Дарья Сергеевна

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возроста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста

Тема: «Знакомство с шахматной фигурой -ладья»

Цель: — Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Учить ориентироваться на шахматной доске. Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

1.    Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

2.    Заинтересовать игрой в шахматы с помощью  игр и заданий разного уровня сложности, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

3.    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление

4.    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование:

  • шахматные доски с фигурами;
  • демонстрационная шахматная доска;
  •  дидактический материал.

Ход занятия.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Организационный момент

Ребята, отгадаете, что находится в волшебной коробке.

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые

Чудес и тайн полны.

-шахматы

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

 

Игра «Волшебный мешочек»

-Я предлагаю сыграть в «Волшебный мешочек». Достав фигуру из мешочка, ставим ее на шахматную доску в начальном положении.

(В мешочке лежат объёмные фигуры, отсутствует ЛАДЬЯ)

- А сколько всего пешек? Слонов?  Коней? Королей? Ферзей? (перечисляются все фигуры)

-16 (8+8)

-4(2+2)

- 2 (1+1)

3. Объявление темы занятия

-А какой фигуры не хватает на шахматной доске?

- Как вы думаете, почему её не было в мешочке?

- Будем знакомиться с фигурой Ладья.

- На что она похожа?

-ладьи

-потому что мы ее еще не изучали.

-с ладьей

-На башню

4. Формирование новых знаний и умений.

- Где занимает ладья свое место изначально? - Покажите.

-Сколько ладьей на доске?

 Сегодня я предлагаю нам совершить путешествие в шахматную страну и поподробнее узнать об этой шахматной фигуре.

- Ребята мы с вами отправляемся в шахматную страну. На чем мы можем отправиться?

Мы остановились около маленького уютного домика.

- Кто же там живет? - … белая ладья. Самая настоящая. Но большая, живая, улыбчивая.

- Здравствуйте, мы ребята из д/с Калинка.

- Здравствуйте. Я — ладья

— А почему ладью называют ладьёй?

— Шахматная Ладья  на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним.

--  Слушайте и запоминайте. Играя в шахматы, мы, ладьи, ходим по горизонталям и вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали.

— Нам доступны все поля шахматной доски,— продолжила ладья.— За два хода ладья может добраться до любого поля свободной доски. Если на пути встретятся другие фигуры — всё равно, свои или неприятельские — перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге.

- Что значит побить?

— Побить или взять означает, что фигура противника снимается с доски и больше в сражении не участвует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. Взятие выполняется за один ход.

- Я приготовила для вас задание ребята. Но прежде чем его выполнить, нам нужно немножко размяться.

Ну что, ребята, давайте немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков.

-по краям шахматной доски, в углах

-Четыре. 2белые и 2 черные.

- на ковре самолете

- показ действий

5. Физкультминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
Наши ножки разомнём.              

 1,2, – на месте шаг.                     (маршируют)

3- 4, приседаем,                              (Приседания)
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)  

Выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление

Белая ладья должна кратчайшем путем добраться до ракеты..

Игра «Кратчайший путь»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

Дети выполняют на демонстрационной доске.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Игра «Перехитри часовых». Выполняется на карточках.

Белая ладья должна добраться до ракеты, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми, и не становясь на заминированные поля и не перепрыгивая их.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image2.jpg

Дети выполняют на карточках с проверкой на доске.

8.Обобщение по теме.

Игра «ДА – НЕТ»

Ходит ли ладья по белым и черным полям?;

Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

Может ли ладья перепрыгнуть через одно поле? Через 2 поля? Через 3 поля?

Может ли белая ладья перепрыгнуть через черную ладью? А черная ладья через белую?

Может ли одна белая ладья побить другую белую ладью?

9.Подведение итогов занятия.

О какой фигуре сегодня говорили? Что узнали про ладью?

Послушайте стихотворение про нашу сегодняшнюю гостью.

Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой её скорей веди!

10. Рефлексия

- Закончите предложения:

Сегодня на занятии мне понравилось…

Сегодня я научился….

Продолжают предложения.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg         https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg                 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg      https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg  https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

   

 https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg     https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg  https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/01/14/znakomstvo_s_ladey_.docx_image1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с шахматными фигурами".

Презентация является дополнительным наглядным инструментом на занятии по шахматам. Использование ИКТ в работе педагога- это залог успеха в реализации поставленной цели. Презентация облегчает детям пон...

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...

Дидактические игры на знакомство с шахматными фигурами.

Для  первоначального  знакомства  с  шахматами....