Играем в оркестре - развиваем чувство ритма
консультация

Шадрина Лариса Николаевна

 

Консультация для воспитателей - молодых специалистов. Инструментальное музициро­вание - самая интересная для детей форма музыкальной дея­тельности. Играть на музыкаль­ных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального му­зы­кального воспитания до­школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_orkestre_razvivaem_chuvstvo_ritma.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА

Маленький ребёнок – деятель и деятельность его безгранична. Он постоянно занят познанием мира и познанием самого себя – через игру.

Инструментальное музицирование - самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играть на музыкальных инструментах играя, - именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания дошкольников.

Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть и петь в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям радость соприкосновения с тайнами музыкального искусства, повышает интерес к занятиям, способствует развитию музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления дошкольников.

Детские инструменты делятся на две группы: мелодические и ударные. При игре на мелодических музыкальных инструментах развиваются все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чувство ритма - это музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Известный крупнейший физиолог В. М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Еще он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Г. П.Шипулин ещё в 1928 году говорил о благотворном влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и побуждать интерес к деятельности вообще.

Нельзя не отметить, насколько полезен этот вид деятельности для детей логопедических групп, где инструментальное музицирование направлено не только на развитие музыкальных способностей и творчества детей, а также на воспитание и коррекцию речевых, двигательных и психических процессов. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В результате обучения игре на музыкальных инструментах у дошкольников формируются:

Ø  музыкально - ритмический слух.

Ø  внимание и память,

Ø  координация движений,

Ø  мелкая моторика,

Ø  дыхание,

Ø  фонематический слух,

Ø  координация пения с движением.

В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, - развиваются и совершенствуются творческие способности детей, коммуникативные качества, умение слышать себя и своих партнеров по ансамблю, следовать одной общей цели, оценивать свою игру, посмотрев на себя со стороны.

На занятиях оркестра используются различные детские музыкальные инструменты. Большинство из них обладает звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, колокольчики, треугольники, тарелки, барабаны, ложки. Производимый ими шум и звон не имеет мелодического значения, а играет лишь ритмическую роль. Так же использую детские музыкальные инструменты со звуком определенной высоты, например, дудочки, свистульки. Существуют музыкальные игрушки, имеющие звукоряд: металлофон, ксилофон, аккордеон, пианино и др. На таких детских музыкальных инструментах дети исполняют мелодию.

Занятия оркестра включают в себя разнообразные игры и упражнения на развитие чувства ритма у детей. С помощью этих упражнений дети узнают, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.

Развитию ритма способствуют и дидактические игры, которые являются эффективным средством познания объективной действительности, облегчают познавательную деятельность, организуют восприятие, активизируют процесс запоминания: «Мишка с шариками», «Прогулка», «Звучащие узоры», «Веселые гудки», «Подбери картинку», «Три медведя», «Три танца».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактические игры: развиваем чувство ритма.

Музыкально - дидактические игры помогают развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки. Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки....

Развиваем чувство ритма

С помощью этой презентации вы с легкостью сможете научить дошколят длинным и коротким звукам!...

Развиваем чувство ритма, играя (Мастер класс для педагогов старшей и подготовительной группы детского сада)

Применяя стихотворный ритм с движением и музыкой, используя музыкальные инструменты, у детей развивается и совершенствуется речь, слуховое внимание, вырабатывается правильное дыхание при исполнении пе...

Консультация для родителей. Учимся, играя. Развиваем чувство ритма.

В консультации содержатся советы родителям, как развивать чувство ритма и дать ребёнку понятие "длительность звука"....

Держи ритм! Для чего нужно развивать чувство ритма.

Рассказываем, для чего человеку нужно чувство ритма....