Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки" (авторская разработка)
рабочая программа (младшая группа)

Матушевская Эльвира Геннадьевна

Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки"

Возраст воспитанников: дети 3 - 4 лет

Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи. Ожидаемый результат

3. Методическое обеспечение

4. Перспективно-тематический план работы кружка

5. Список используемой литературы

Пояснительная записка

"Сказка ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок!"

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, уникален и неповторим. Сказки для детей младшего возраста просты по своему содержанию, носят цикличный характер - многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yolochka.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – Детский сад № 61»

Рабочая программа кружка

второй младшей группы

Театральная студия

«В гостях у сказки»

Возраст воспитанников: 3 – 4 года

Срок реализации: 1 год

Воспитатель:

Матушевская Эльвира Геннадьевна

Находка, 2022

Программа кружка по театрализованной деятельности для детей второй младшей группы

Руководитель кружка: Матушевская Эльвира Геннадьевна

Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи. Ожидаемый результат.

3. Методическое обеспечение.

4. Перспективно-тематический план работы кружка.

5. Список используемой литературы.

Пояснительная записка

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

     Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказок чудесен, уникален и неповторим. Сказки для детей младшего дошкольного возраста просты по своему содержанию, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

     Сказка служит наилучшим материалом для игр-инсценировок. Играя, ребёнок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие – ребёнок всегда хочет взять на себя роль положительного героя.

    Первыми игрушками, с которыми ребёнок говорит о радостных и грустных событиях, являются куклы и мягкие игрушки. Сказочная история опосредованно, без явного морализма намекает ребёнку, как правильно вести себя в социуме. Театральные куклы волшебным образом помогают строить доверительные и открытые отношения ребёнка и взрослого, способны оказывать коррекционное воздействие (в педагогике и психологии называется технологией куклотерапия), что так актуально в адаптационный период в детском саду для младших дошкольников, соответствует этапам развития эмоциональной сферы младших дошкольников, а именно формирование и развитие эстетических (эмоциональное отношение к героическому, комическому, безобразному и прекрасному в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества) и интеллектуальных (любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора) чувств.

     Театр, театрализованное действие – это, прежде всего, важное психотерапевтическое средство, средство эмоционально-эстетического воспитания. Театральная деятельность в младшем дошкольном возрасте представлена в виде театральных игр и инсценировок, направлена на формирование у детей способности с интересом слушать и понимать смысл сказок, что тесно и неразрывно связано с социально-эмоциональным развитием детей. Ведь для того, чтобы понять, осознать смысл сказки, сыграть какую-либо роль в сценке надо понять и передать чувства и эмоции героев театрализованного представления. Поэтому первой ступенью театрального кружка является блок по формированию и развитию социально-эмоционального и коммуникативного развития «Школа этикета», включающий в себя не только развитие эмоционального этикета, но и освоение детьми правилами общей культуры и правилами поведения в обществе.  В основе заложены разделы «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «»Социальные навыки», так необходимые для воспитания гармонично развитой творческой личности с социально активной жизненной позицией в обществе, обладающей актёрскими способностями. Второй блок программы посвящён непосредственно раскрытию актёрских способностей и театральному искусству, где знакомство со сказкой происходит в три этапа: слушание сказки, совместное с воспитателем рассказывание сказки, показ сказки. Каждое мероприятие по театрализованной деятельности имеет свои задачи: воспитательные, развивающие, обучающие. При знакомстве со сказкой и её осмыслении происходит развитие слухового восприятия, зрительного внимания, мышления, мелкой моторики, двигательной и тактильной памяти, воображения. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, упражняются в мимических гимнастиках, активно развивается речь при рассказывании и показе сказок. Кроме того в программе учтён раздел «Театральная мастерская», где дети знакомятся с разнообразием театральных кукол и способами их изготовления, развивают игровой опыт и актерский талант в искусстве «оживления» театральных игрушек.

     Ребёнок уже способен переносить полученные знания в повседневную жизнь, что помогает ему регулировать своё поведение, налаживать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления, что хорошо, а что плохо.

     Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, развитие его творческого  потенциала, способностей, интересов, развитие речи и просвещение в области театрально-эстетического искусства. С развитием речи происходит развитие мышления. Слова для ребёнка уже носят обобщающий характер. В программе систематизированы средства и методы всех видов театральной деятельности.

Театральная деятельность тесно переплетается со всеми со всеми видами деятельности ребёнка в детском саду: утренней гимнастикой, приёмом пищи, игровой деятельностью в разных режимных моментах, занятиями, прогулками, подготовками ко сну, гимнастикой пробуждения, утренниками и развлечениями.

     Идея программы по активизации театрализованной деятельности детей в детском саду достигается через приобщение детей к разнообразным  видам театрализованной деятельности. В программе подчёркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребёнка, учитывая его интересы, желания и способности.

     Программа придерживается различных форм организации театрализованной деятельности: специально организованная, в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельно игровая деятельность при минимальном участии воспитателя. Программа направлена на то, чтобы ребёнок активно включался в театральную деятельность, эмоционально откликался на поступки и облик героев театральных постановок, развивал желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных персонажей.

     Важным является процесс переживания, воплощения и как итог – артистизм в спектаклях. Театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт хорошее настроение, однако театральная деятельность не рассматривается как развлекательное развлечение. Его воспитательное значение намного шире.

     Дошкольный возраст – это период у ребёнка формирования характера, эстетического вкуса, определение интересов и отношения к окружающему миру. Очень важно показать ребёнку пример и ценность дружбы, формировать такие личностные качества человека, как справедливость, отзывчивость, храбрость и т. д.

     Театр располагает большими возможностями, воздействуя комплексно  на личностное развитие детей. Театральная деятельность расширяет кругозор детей, яркие впечатления надолго оставляют след в памяти детей надолго. Они делятся впечатлениями друг с другом, рассказывают о театральной деятельности родителям и такие разговоры способствуют развитию речи детей и учатся эмоционально выражать свои чувства.

Цели и задачи. Ожидаемый результат.

Цели: воспитание любви к театру,  эстетического вкуса, развитие творческой самостоятельности при передаче творческого образа, обогащение жизни детей яркими впечатлениями.

Программа составлена на младший дошкольный возраст.

В программе выделены следующие задачи:

- воспитательные: способствование развитию эмоциональности и эмоционального отклика, чувства эмпатии, коммуникативных способностей, активно задействованных в театральном искусстве;

- развивающие: развитие словотворчества и выразительности речи;

- образовательные: знакомство с театрально-эстетическим искусством, развитие артистизма, навыков сценических воплощений в играх-инсценировках и драматизациях, формирование и развитие навыков кукловождения.

Организация театральной деятельности

Театральные занятия проводятся 2 раза в неделю во 2 половине дня в культурных практиках, из них 1  занятие  из «Школы этикета».

Задачи театральной деятельности:

- развивать творческий потенциал ребёнка, знакомить его с окружающим миром через театрально-эстетическую деятельность;

- последовательно знакомить детей с театральным искусством через эстетическое восприятие;

- приобщать детей к театрально-эстетической культуре, знакомить с принципом работы театра и его внутренним содержанием;

- развивать выразительность речи, используя все вербальные (интонация, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, позы) средства выразительности;

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельность с другими видами в едином педагогическом пространстве;

- формировать умение передавать характер, особенность образов, перевоплощаться, вести ролевой диалог, согласовывать речь с движениями;

- формировать умение работать с куклами, знакомить с правилами кукловождения;

- формировать умение с выражением декламировать текст;

- развивать у детей чувство эмпатии (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях);

- создавать условия для преодоления робости, неуверенности ребёнка в себе;

- развивать и реализовывать творческий потенциал через театрально-эстетическую деятельность;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем видам театра и собственной театрально-игровой деятельности, развивать любознательность, активизировать поисково-исследовательский интерес для моделирования, экспериментирования с различными материалами в зоне театральной деятельности;

- воспитывать нравственную направленность (дружба, взаимовыручка, верность, доброта, честность);

- привлекать родителей к активному участию развития театральной деятельности детей, дать возможность проявить себя в роли актёров, сценаристов, декораторов, костюмеров и т. д.

     В процессе обучения театральному искусству ребёнок овладевает актёрскими умениями и навыками при восприятии театрального представления, в игровой и сценической деятельности.

Восприятие театрального искусства:

- понимать и эмоционально положительно реагировать на содержание драматизации по смыслу знакомых сказок;

- сопереживать положительным героям и осуждать «плохие» поступки театральных персонажей;

- формировать умение говорить внятно, чётко, выразительно.

В игровой деятельности:

- выполнять действия согласно тексту, имитировать действия героев сказок;

- повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;

- выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;

- инсценировать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.

В сценической деятельности:

- инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.

Ребёнок узнаёт и усваивает:

- о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;

- разновидности театров (театр игрушек, кукольный, пальчиковый и т. д);

- смысл театральной постановки.

Формы организации театральной деятельности

Организация взрослым:

- игры-импровизации;

- игры-забавы;

- показ драматизации;

- показ настольного театра;

- показ театра игрушек;

- показ пальчикового театра.

Инициатива детей проявляется в ряженье, инсценировке стихов и сказок, проговаривании стихотворений и запоминающихся сказок, пении песенок, колыбельных во время сюжетно-ролевых игр с игрушками.

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы: методическая литература, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театры и т. д.

Материал, рекомендованный для использования в театральной деятельности:

- книжки-игрушки;

- книжки-раскладушки;

- книги с яркими и понятными иллюстрациями к сказке;

- настольный театр;

- пальчиковый театр;

- резиновые и пластмассовые игрушки;

- различные театральные куклы;

- маски и сценические костюмы для детей и взрослых:

- театральная ширма, декорации.

Показатели успехов и достижений:

- активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе показа театрализованной игры;

- имитируют движения согласно тексту песен, стихотворений, сказок;

- имитируют голоса и повадки животных, птиц, сказочных героев во время драматизации сказок;

- проявляют интерес к театральным постановкам, эмоционально проявляют свои чувства.

Позиция взрослого заключается в том, что он является организатором театральных действий и исходит из возрастных особенностей детей младшей группы. Она проявляется в том, что он является инициатором общения, показа театральных постановок с целью накопления у детей практического опыта в актёрском искусстве. Ребёнку отводится роль активного слушателя, манипулятора с игрушками, инициатора ряженья в театральных играх.

Перспективно-тематический план работы кружка

Сентябрь

1 неделя

название

содержание

Школа этикета. «Буду «Здрасте» говорить!» Знакомство с куклой Машей.

Формирование коммуникативных навыков с помощью ритуалов приветствия и прощания, обучение навыкам визуального контакта. подъём эмоционального тонуса, формирование чувств единства в коллективе, развитие памяти и речи через речевую пальчиковую игру

Театральное искусство. «Петушок и Солнышко» (РОСИНКА, с. 146 – 147)

Развивать художественное восприятие, эстетические чувства, эмоциональный отклик, развивать умение понимать чувства героев, выделять в изображениях настроение и эмоциональное состояние образа, умение сопереживать

2 неделя

Школа этикета.  «Уборка игрушек»

(«Труд. 3-7. Куцакова. ФГОС, с. 77)

«Научим Неумейку мыть руки» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 106)

Воспитывать аккуратность,  самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и атрибутам, развивать волевое усилие трудиться, помогать взрослым, формировать привычку наводить порядок после игры, убирать игрушки на свои места, обращать внимание на свой внешний вид, способствовать стремлению быть опрятными чистоплотными.

Театральное искусство. Слушание сказки «Репка»

Формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого, отвечать на вопросы по существу, не перебивать друг друга, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать словарь звукоподражаниями, указательными словами, местоимениями, предлогами, правильно употреблять в речи существительные в именительном падеже в единственном и множественном числах; развитие слухового и зрительного внимания, умение вслушиваться в речь взрослого.

3 неделя

Школа этикета. «Ребёнок и кукла».

  «Совместное дело. Солнышко»

(«Я – ты – мы», с. 40, с. 111)

Воспитание уверенности в себе. Умение выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия – куклы. Воспитывать взаимовыручку, дать понятие, что вместе легче справиться с любым делом

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Репка»

Вырабатывать привычку отвечать на вопросы по существу, не перебивать говорящего, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать и активизировать словарь прилагательными, существительными в предложном падеже, предлогами, наречиями; развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать силуэты и изображения) и слуховое (вслушиваться в речь взрослого) внимание, мышление (отгадывать загадки), зрительную память.

4 неделя

Школа этикета. «Отражение в зеркале. Кто ты?» («Я – ты – мы», с. 40, 1 в.)

Воспитание уверенности в себе. Знакомить с отражением в зеркале, развивать наблюдательность, зрительное внимание

Театральное искусство. Показ сказки «Репка»

Формировать и развивать умение внимательно слушать, выслушивать сказку до конца, держать правильную позу за столом, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с содержанием сказки; развивать слуховое и зрительное внимание

Октябрь

1 неделя

Школа этикета. «Отражение в зеркале. Степашка и кукла Алина в гостях у ребят» («Я – ты – мы», с. 41, 2 в.)

Воспитание уверенности в себе. Знакомить с отражением в зеркале, развивать речь, зрительное внимание, наблюдательность

Театральное искусство. «Корзинка подарков от бабушки» (РОСИНКА, с. 284)

Упражнять в умении самостоятельно определять характер музыки, формировать первоначальные импровизационные навыки в передаче игрового образа, упражнять в спокойной и бодрой ходьбе, лёгком беге, умении повторять знакомые плясовые движения.

2 неделя

Школа этикета. «А кто у нас пригожий?»

(«Я – ты – мы», с. 42, 3 в.)

Театральная мастерская. «Зверушки и птички в лесу» (РОСИНКА, с. 118)

Воспитывать уверенность в себе, аккуратность, усидчивость, развивать фантазию, моторику рук, творческую активность и  сенсорный опыт, знакомить со свойствами бумаги

Театральное искусство. Слушание сказки  «Курочка Ряба»

Формировать и развивать у детей умение внимательно слушать сказку, не перебивая говорящего, вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы по существу; совершенствовать общую моторику, дыхательный аппарат, расширять и обогащать словарный запас; развивать зрительное внимание, способность вслушиваться в речь другого человека

3 неделя

Школа этикета. «Грусть и радость. Сказка «Курочка Ряба». Разговоры у зеркала» («Я – ты – мы», с. 77)

Воспитать уверенность в себе, отзывчивость, умение сопереживать, помочь понять причины возникновения эмоциональных состояний – грусть и радость, определять их по внешним признакам

Театральное искусство. Рассказывание сказки  «Курочка Ряба»

Воспитывать выдержку, вырабатывать умение внимательно слушать говорящего, не перебивая, дослушивать сказку до конца; расширять словарь детей, умение согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, правильно употреблять в речи существительные в родительном и творительном падежах, развивать физиологическое дыхание, формировать продолжительный и целенаправленный выдох; развивать зрительную память, зрительное сосредоточение.

4 неделя

Школа этикета. «Я нравлюсь себе! Какой ты? Какого цвета твои глаза и волосы?»

Игра «Солнышко и дождик» («Я – ты – мы», с. 42, 1 в., с. 77)

Воспитать уверенность в себе, умение сопереживать, формировать умение определять и понимать эмоциональные состояния – грусть и радость, понимать причины их появления

Театральное искусство. Показ сказки  «Курочка Ряба» (Показ спектакля. Что чувствовала курочка? («Я – ты – мы», с. 78)

Воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других людей; совершенствовать общую и мелкую моторику, обогащать и активизировать словарь детей глаголами и прилагательными, формировать и развивать умение пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; развивать зрительное и слуховое восприятие, классифицировать и обобщать по признакам предметы.

Ноябрь

1 неделя

Школа этикета. «Если добрый ты». Знакомство с медвежонком Бука.

Обучать навыкам правильного поведения через ролевую игру, совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать высвобождению агрессии через экспрессивную игру, формировать навыки различения и выражения эмоциональных состояний

Театральное искусство. Слушание сказки «У страха глаза велики»

Формировать и развивать умение внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы взрослого по существу, не перебивать друг друга, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, сопереживание героям; обогащать и активизировать словарь звукоподражаниями, существительными, предлогами и служебными частями речи; развивать слуховое и зрительное внимание.

2 неделя

Школа этикета. «Догадайся о ком я расскажу» («Я – ты – мы», с. 43, 2 в.)

Воспитание уверенности в себе, развивать наблюдательность, зрительное внимание, обучать подмечать отличительные детали во внешности человека

Театральное искусство. Рассказывание сказки «У страха глаза велики»

Развивать умение внимательно слушать сказку, не перебивать говорящего, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – умение сопереживать героям, уверенность в себе, смелость; расширять активный словарь детей прилагательными математического значения, существительными в родительном падеже, предлогами; развивать зрительное и слуховое внимание, память.

3 неделя

Школа этикета. «Все мы разные»

(«Я – ты – мы», с. 44, 1 в.)

Воспитать уверенность в себе, наблюдательность, развивать зрительное внимание, умение подмечать отличительные особенности во внешнем виде другого человека

Театральное искусство. Показ сказки «У страха глаза велики»

Воспитывать умение дослушивать сказку до конца, не перебивать говорящего, умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей при проведении инсценировки; совершенствовать мелкую моторику, развивать речь, умение участвовать в инсценировке; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление – умение сравнивать и анализировать.

4 неделя

Школа этикета. «Степашка в гостях у ребят. Узнай по голосу»

 («Я – ты – мы», с. 44)

Театральная мастерская. «Игрушки из цветной бумаги»

(РОСИНКА, с. 120/ цилиндры, с. 148 по аналогии- «Осенний ковёр»)

Воспитывать уверенность в себе, отзывчивость, дружелюбие, умение подмечать и запоминать отличительные признаки во внешнем виде другого человека, определять по памяти по словесному описанию.

Воспитывать аккуратность, инициативность, самостоятельность, развивать моторику рук, творческую активность, образное мышление

Театральное искусство. Слушание сказки «Колобок»

Формировать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; совершенствовать общую моторику, обогащать словарь детей звукоподражаниями, существительными, местоимениями, указательными и служебными частями речи; развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать по контуру персонажа сказка, уметь вслушиваться в речь взрослого.

Декабрь

1 неделя

Школа этикета. «Всё мы делим пополам!» Знакомство с мышонком Жадина.

Театральная мастерская. «Весёлые зверюшки» (РОСИНКА, с. 118)

Воспитывать дружелюбие, расширять представления о чувстве доброжелательности по отношению к окружающим, воспитывать положительные качества личности – умение делиться с друзьями игрушками, бережное отношение к чужим вещам, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку, формирование коммуникативных навыков, формирование привычки выражать благодарность, развивать память и речь в ходе разучивания строк пальчиковой игры.

Воспитывать аккуратность, развивать самостоятельность, воображение, творческую активность, моторику рук, речь, игровой опыт.

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Колобок»

Формировать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы по существу, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать; обогащать и активизировать активный словарь детей прилагательными, способствовать правильному употреблению существительных в винительном и родительном падежах, предлогов; развивать зрительное внимание – внимательно рассматривать иллюстрации, узнавать героев, развивать слуховое внимание.

2 неделя

Школа этикета. «Совместное дело. Новогодняя гирлянда». (Я – ты – мы, с. 111)

Театральная мастерская «Гирлянда на ёлку»  (РОСИНКА, с. 120)

Воспитывать дружелюбие, чувство сотоварищества, дать представление  о том, что вместе легче выполнить любое дело, развивать моторику рук, творческую активность, мышление

Театральное искусство. Показ сказки «Колобок»

Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивая, сохранять правильную позу за столом, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с ходом инсценировки; совершенствовать мелкую моторику рук, активизировать в речи правильное употребление предлогов, обучать рассказыванию сказки, и помогать участвовать в инсценировке; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

3 неделя

Школа этикета. «Оденем куклу на прогулку» (по временам года) «Что такое варежки и зачем они нужны?» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 27, 29)

Воспитывать навыки самообслуживания и КГН, самостоятельность, мышление,  умение определять причинно-следственные связи

Театральное искусство. Сказка «Рукавичка»

Знакомство с новой сказкой, воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, внимательно следить за ходом сказки, помогать участвовать в инсценировке, имитировать повадки и передавать отличительные особенности героев сказки.

4 неделя

Школа этикета. «Мы такие разные. Угадай, где я» («Я – ты – мы», с. 45, 3 в.)

Воспитывать уверенность в себе, дружелюбие, наблюдательность, умение подражать, развивать слуховое и зрительное внимание, помогать понимать эмоциональные состояния героев и передавать их в образе

Театральное искусство. Инсценировка «Лучшая шубка»

Воспитывать дружелюбие, умение подражать, наблюдательность, способствовать умению эмоционально откликаться, передавать в образе эмоциональное состояние героев, развивать память, внимание, согласовывать свои действия с действиями других детей, внимательно следить за ходом событий в тексте, участвовать в сценке

Январь

2 неделя

Школа этикета. «К нам пришли гости»

(«Труд. 3-7. Куцакова. ФГОС, с. 106 (сервировка); РОСИНКА, с. 149)

Воспитывать дружелюбие, эмоциональную отзывчивость, дать представление и сервировке, правилах поведения за столом, гостеприимства, развивать игровой опыт

Театральное искусство. Слушание сказки «Снегурушка и лиса»

Формировать умение внимательно слушать сказку, вовлекать в совместные виды деятельности, отвечать на вопросы, слушать ответ другого ребёнка, не перебивать говорящего; совершенствовать общую моторику, расширять словарный запас детей прилагательными, глаголами, антонимами, способствовать употреблению в речи существительных в родит. падеже, подбирать по смыслу слово, заканчивать начатую фразу; развивать зрительное и слуховое внимание – вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки

3 неделя

Школа этикета. «Сервировка стола. Наблюдение за трудом няни» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 67 – 68)

Воспитывать аккуратность, чистоплотность, уважение к труду взрослого, самостоятельность, дать представление о трудовых действиях, правилах поведения за столом, правилах сервировки стола

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса»

Формировать и развивать умение внимательно слушать, не перебивая говорящего, отвечать на вопросы по существу, воспитывать уверенность в себе, смелость, сопереживание; учить согласовывать существительные с глаголами в настоящем времени, употреблять в речи существительные в родительном падеже; развивать зрительное внимание (рассматривать иллюстрации, сравнивать, узнавать изображения и силуэты), слуховое внимание (вслушиваться в речь взрослого), зрительную память, сенсорный опыт.

4 неделя

Школа этикета. «Что тебе нравится? Выбор игры. Любимая игрушка» («Я – ты – мы», с. 45 -46)

Уверенность в себе, помочь детям понять, что предпочтения на вкус и другие потребности могут быть разными, воспитывать уважение к сверстникам, выбору другого ребёнка, принимать чужой выбор.

Театральное искусство. Показ сказки «Снегурушка и лиса»

Формировать умение слушать сказку до конца, е перебивать говорящего, держать правильную позу, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия при проведении инсценировки; совершенствовать мелкую моторику рук, активизировать употребление в речи предлогов, наречий, учить правильно составлять предложения с однородными определениями, вовлекать в участие при проведении инсценировки; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.

Февраль

1 неделя

Школа этикета. «Изменение настроения. История про девочку Таню» («Я – ты – мы», с. 80)

Театральная мастерская. «Игрушки из бумаги» (РОСИНКА, с. 121)

Дать представление о разных чувствах, желаниях, взглядах, помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

Развивать моторику рук, мышление, игровой опыт

Театральное искусство. Слушание сказки «Заюшкина избушка»

Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, не перебивать говорящего, слушать ответ другого ребёнка, вовлекать в совместную деятельность; совершенствовать общую моторику, расширять словарный запас прилагательными и глаголами, вводить в активный словарь антонимы, учить правильно употреблять существительные с глаголами в родительном падеже, подбирать нужное по смыслу слово, заканчивать начатую взрослым фразу; развивать зрительное и слуховое внимание

2 неделя

Школа этикета. «Изменение настроения. Сказка Т, Козловой «Почему плакал котёнок?» («Я – ты – мы», с. 81)

Дать представление о разных чувствах, желаниях и взглядах, помочь осознать разные эмоции и чувства, понять причины изменения настроения, определять их по внешним признакам.

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»

Вырабатывать умение отвечать на вопросы по существу, не перебивать говорящего, воспитывать смелость, уверенность в себе, умение сопереживать; дать представление о способах сравнивания предметов по размеру, способствовать активизации словаря усвоенными словами, учить употреблять в речи существительные в предложном и родительном падежах; развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память

3 неделя

Школа этикета. «Изменение настроения. Инсценировка «Заюшкина избушка»

 («Я – ты – мы», с. 82)

Воспитывать уважение к сверстникам, умение сопереживать, взаимовыручку, дать представление о причинах изменения настроения и его внешнем проявлении, уметь понимать и определять разные чувства и эмоции

Театральное искусство. Показ сказки «Заюшкина избушка»

Формировать умение внимательно слушать, не перебивая говорящего, держать правильную позу, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия при проведении инсценировки, совершенствовать мелкую моторику, учить составлять предложения с однородными определениями, вовлекать в участие в инсценировке; развивать слуховое и зрительное внимание

4 неделя

Школа этикета. «Страшно. Инсценировка «Снегурушка и лиса»» («Я – ты – мы», с. 84)

Воспитывать уверенность в себе, смелость, знакомить с разными чувствами и их внешними проявлениями, помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей, развивать коммуникативные навыки

Театральное искусство. Слушание сказки «Волк и козлята»

Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивая, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета, воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас, понимать и употреблять в речи антонимы, заканчивать начатую фразу; развивать зрительное и слуховое внимание, двигательную и тактильную память, устанавливать причинно-следственный связи

Март

1 неделя

Школа этикета. «Вкусный – невкусный. С. Маршак «Воробей в зоопарке»»

 («Я – ты –мы», с. 46 – 47)

Театральная мастерская. «Декорации и персонажи для театра» (из пластилина и подручного материала, подложек для клеток)

Воспитывать уверенность в себе, дать понятие, что у всех могут быть разные предпочтения в выборе чего-либо, воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать выбор другого.

Развивать моторику рук, творческую активность, мышление, игровой опыт

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Волк и козлята»

Внимательно слушать и отвечать на вопросы, слушать ответы своих детей, сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарь детей прилагательными-антонимами; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, память, устанавливать причинно-следственные связи.

2 неделя

Школа этикета. «Вкусный – невкусный. Кто что любит есть» («Я – ты – мы», с. 47)

Воспитывать уверенность в себе, дать понятие, что у всех могут быть разные предпочтения в выборе чего-либо, воспитывать уважение к сверстникам, умение принимать выбор другого.

Театральное искусство. Показ сказки «Волк и козлята»

Вырабатывать умение слушать до конца, подражать, согласовывать свои действия с действиями др. детей; выполнять правила игры, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику, закреплять навыки счёта, активизировать в речи предлоги, глаголы и прилагательные; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, устанавливать причинно-следственные связи

3 неделя

Школа этикета. «Страшно. Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят» Игра в масках»  (Я – ты – мы», с. 83)

Воспитывать умение сопереживать героям, понимать и определять чувства и эмоции, понять помочь причины возникновения страха, способствовать профилактике страха у детей

Театральное искусство. Сценка «Опасный огонёк» (пожарная безопасность)

Воспитывать умение внимательно слушать и понимать смысл текста, сопереживать героям сценки, понимать их чувства, развивать двигательную и тактильную память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, речь, актёрские способности

4 неделя

Школа этикета. «Обычный – странный. К. Чуковский «Путаница»»

(«Я – ты – мы», с. 48)

Театральная мастерская. «Игрушки из коробочек» (РОСИНКА, с. 122)

Воспитывать уверенность в себе, умение подражать, развивать произвольное внимание, мышление, дать представление, что такое «Обычное – необычное»

Развивать моторику рук, фантазию, внимание, творческую активность

Театральное искусство. Инсценировка С. Маршак «Кошкин дом»

Воспитывать уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям, согласовывать свои действия с действиями других детей, поощрять желание помочь, развивать внимание, память, речь, игровой опыт, актёрские  способности, способствовать эмоциональному отклику детей на содержание сценки

Апрель

1 неделя

Школа этикета. «Мы не в ссоре никогда!» Знакомство с Завистливым мышонком.

Расширять представления о доброжелательности по отношению к окружающим, противопоставление таких понятий, как дружба – ссора, формирование умения различать и выражать эмоции: злость, доброта, отслеживать чувство зависти, отрегенирование агрессивности через подвижную игру, гармонизация эмоциональной сферы через спокойную музыку, формирование коммуникативных навыков, развитие речи в ходе речевых игр

Театральное искусство. Слушание сказки «Кот,  Петух и Лиса»

Формировать умение внимательно слушать рассказ взрослого, дослушивать текст до конца, не перебивая говорящего, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать словарный запас существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, учить согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие, наблюдательность и воображение

2 неделя

Школа этикета. «Такой разный зайчик» («Я – ты – мы», с. 79)

Театральная мастерская. «Игрушки-оригами» (РОСИНКА, с. 122, 148)

Воспитывать умение сопереживать, наблюдательность, помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний (радость и грусть), учить определять их по внешним признакам.

Развивать моторику рук, мышление, творческую активность,  игровой опыт

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Кот, Петух и Лиса»

Воспитывать уважение к окружающим, сдержанность, умение внимательно слушать, не перебивая говорящего; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас прилагательными, глаголами, развивать умение отвечать на вопросы по тексту сказки; развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать способность к замещению и умение читать символы по мнемокарте

3 неделя

Школа этикета. «Социальные навыки. Друзья. Гном «Весельчак»» («Я – ты – мы», с. 105)

Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать представление о том, что такое дружба

Театральное искусство. Показ сказки «Кот, Петух и Лиса»

Воспитывать уважение к действиям сверстников, дослушивать реплики до конца, не перебивать других детей, сопереживать героям сказки, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику, активизировать словарь глаголами, прилагательными, наречиями, закреплять счётные навыки, помогать проводить инсценировку; развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, двигательную память

4 неделя

Школа этикета. «Чтение С. Маршака «Перчатки» («Я – ты – мы», с. 79)

Воспитывать наблюдательность, умение сопереживать героям, развивать эмоциональный отклик при чтении текста, помочь понять причины возникновения эмоциональных состояний грусть и радость, уметь их определять по внешним признакам

Театральное искусство. Инсценировка «Перчатки»

Воспитывать умение внимательно слушать, уверенность в себе, понимать эмоциональные состояния героев, подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей и действовать последовательно сюжету, развивать актёрские способности, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание

Май

1 неделя

Школа этикета. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно! Удивляющийся гость»

Театральная мастерская. «Плавающие игрушки» (РОСИНКА, с. 124)

Формирование представлений об эмоциях интереса и удивления через беседу, развивать зрительное восприятие через рассматривание интересных картинок, книжек, выполнение пантомических упражнений, развитие слухового восприятия и воспитание эстетического вкуса через прослушивание детских песен

Театральное искусство. Слушание сказки «Три медведя»

Формировать и развивать умение слушать рассказ взрослого, не перебивать говорящего, воспитывать умение сопереживать; совершенствовать общую и мелкую моторику, расширять словарный запас прилагательными, глаголами; развивать слуховое внимание, воображение, мышление

2 неделя

Школа этикета. «Ссора. Два мальчика»

(«Я – ты – мы», с. 107)

Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Три медведя»

Воспитывать уважение к сверстникам, сдержанность, умение слушать рассказ сверстников, не перебивая, отвечать на вопросы по тексту сказки; совершенствовать общую и мелкую моторику, обучать элементарному пересказу; развивать внимание, мышление, наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи

3 неделя

Школа этикета. «Ссора. Два жадных медвежонка. Чтение «Подружки»»

 («Я – ты – мы», с. 108)

Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры

Театральное искусство. Показ сказки «Три медведя»

Развивать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей, умение сопереживать героям, разделять их чувства; совершенствовать общую и мелкую моторику,  активизировать словарь прилагательными и глаголами, помогать участвовать в инсценировке; развивать зрительное и слуховое восприятие, память, воображение, мышление

4 неделя

Школа этикета. «Ссора. Два ёжика»

(«Я – ты – мы», с. 106)

Воспитывать дружелюбие, сдержанность, формировать умение понимать и различать по внешним признакам некоторые эмоциональные состояния, понимать причины их возникновения, помочь понять некоторые причины ссоры

Театральное искусство. Театрализованное представление «Путешествие в лесную сказку» (РОСИНКА, с. 217)

Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности, побуждать детей включаться в беседу, отвечая на вопросы педагога; дать детям представление о приёмах кукловождения; поддерживать стремление участвовать в кукольном спектакле; поощрять желание детей участвовать в игровых и танцевальных импровизациях.

Июнь

1 неделя

Школа этикета. «Как помириться? Сказка «Крылатый, Мохнатый и Масляный» («Я – ты- мы», с. 109)

Театральная мастерская. «Игрушки из природных материалов» (РОСИНКА, с. 124)

Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, учить простым способам выхода из конфликтных ситуаций, дать представление о правилах дружбы, развивать слуховое внимание, мышление, речь.

Развивать моторику рук, воображение, творческую активность

Театральное искусство. Слушание сказки «Теремок»

Формировать и развивать умение внимательно слушать сказку до конца, не перебивать, отвечать на вопросы по существу, воспитывать смелость, уверенность в себе, умение сопереживать героям сказки; развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей звукоподражаниями, прилагательными, развивать слуховое и зрительное внимание

2 неделя

Школа этикета. «Как помириться? Чтение и инсценировка сказки «Невоспитанный мышонок» Совместные игры»

(«Я – ты – мы», с. 110)

Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, командный дух, дать представление о некоторых способах выхода из конфликтных ситуаций

Театральное искусство. Рассказывание сказки «Теремок»

Воспитывать дружелюбие, умение слушать сказку до конца, не перебивая; обогащать и активизировать словарь детей; развивать слуховое и зрительное внимание, память

3 неделя

Школа этикета. «Как помириться? Чтение и беседа по сказке «Тыквёнок». Совместные игры» («Я – ты – мы», с. 110)

Воспитывать дружелюбие, помочь понять, что вместе интересней, развивать игровой опыт, коммуникативные навыки

Театральное искусство. Показ сказки «Теремок»

Развивать умение слушать сказку до конца, не перебивая, умение подражать, согласовывать свои действия в соответствии с ходом сказки с действиями других детей; развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление

4 неделя

Школа этикета. «Наша Маша громко плачет!» Театр зверей «Маша, не грусти!»

Игровая ситуация «К нам пришли гости» («Дошкольник и рукотворный мир», с. 30) 

Закрепление представлений о таких эмоциях, как грусть, печаль через куклотерапию, умение выражать чувства жалости, сострадания к тем, кто грустит, плачет; закрепление навыков различения эмоциональных состояний через прослушивание музыкальных произведений; формирование способности выражать эмоции в ходе пантомических упражнений; развитие речи в ходе выполнения речевых игр; зарядка положительными эмоциями в ходе танца-игры.

Театральное искусство. Инсценировка сказки «Под кустиком»

Музыкально-тематическое занятие «В стране разновысотных звуков»

 (РОСИНКА, с. 277)

Воспитывать сдержанность, умение подражать, формировать умение внимательно слушать и вступать в инсценировку по ходу сюжета, выражать эмоции через движения и мимику, побуждать к активному и выразительному участию в сказке, способствовать развитию речи

Развивать у детей звуковысотный и тембровый слух, уметь сравнивать звучание крайних регистров инструмента, развивать ассоциативное мышление у детей, подбирать отдельные звукоподражания голосам птиц и зверей, дать возможность самостоятельно обследовать инструмент, что является предпосылкой обучения на детских музыкальных инструментах.

Список используемой литературы

1. «Учимся этикету вместе с Машей и Мишей»: пособие по дошкольному этикету на основе игротерапии/ С. В. Ихсанова – Ростовн/Д: Феникс, 2014 – 107 – Школа развития.

2. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О. Л. Князева – М.: Мозаика-Синтез, 2003 – 168

3. «Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного»: программ.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 368 с.: ил. – («РОСИНКА»)

4. «Дошкольник и рукотворный мир». – СПб.: «Детство-Пресс, 2002 – 160 с.: ил. (Библиотека программы «Детство»)

5. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет»/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина - СПб.: Паритет, 2006 – 80 с.

6. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет»/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб; Паритет, 2006 – 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)

Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников  на материале сказок...

Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план....

Методическая разработка по теме: Рабочая программа кружка "Родничок"

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям на...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа кружка сказкотерапия "В гостях у сказки"

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей...

Программа кружка по театрализации "В гостях у сказки"

Разработана программа кружка по театрализации для детей подготовительной группы на 2018-2019 уч. год....