«Путешествие в мир добрых дел и поступков» приуроченный к «Международному дню добровольцев 5 декабря»
методическая разработка (подготовительная группа)

Серик Ирина Валерьевна

Сценарий образовательной деятельности для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrovoltsy.docx239.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

Сценарий образовательной деятельности для детей с ОВЗ

 «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

приуроченный к

«Международному дню добровольцев 5 декабря»

https://v-crb.ru/allimages/202201/_SyV_z_keIQ(2078-3DsAu).jpg

Педагог-психолог Серик Ирина Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск

Пояснительная записка

Упавшему помоги встать.Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.).

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.

Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Исходя из этого, актуальным является вопрос о пониманиизначения добровольческого движения уже в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни.

Для добровольца ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей  к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Волонтерство - это инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Субъект: подгруппа из 6 детей  логопедической группы (дети 6 лет).

Направление занятия: коррекционно-развивающее. Содержание образовательной деятельности учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей логопедической группы.

Цель:Нравственно-патриотическое воспитание  личности ребёнка с ОВЗ через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.

Образовательные задачи:

Знакомство детей с понятиями «доброволец», «волонтер», «милосердие».

Определить личностные качества добровольцев.

Продолжить формировать понятия: «любовь», «помощь», «забота», «доброта», «сочувствие», «взаимопомощь».

Развивающие задачи.

Развитие речи, коммуникативных навыков и эмпатии детей с ОВЗ. Продолжать развивать позитивную «Я-концепцию», адекватную самооценку,  через понятие милосердия.

Развивать эмоциональную сферу детей и нравственные качества.

Развивать произвольное внимание, память и мыслительные процессы; воображение; мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям.

Формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность.  

Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией.

Приемы пространственной организации:

-  стоя в кругу;    -сидя в кругу    - сидя на ковре;     - сидя  за столом.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: - использование игровой оболочки;  -поощрение, похвала;

- создание проблемной ситуации;     - показ фотографий.            

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;   - беседа;   - рассказ;  - вопросы.

Оборудование, материалы: ноутбук с презентацией, стикеры в форме сердца, игрушечное сердечко, шаблоны детских рук,  фломастеры.

Анализ: Конспект составлен мною самостоятельно и отвечает основным задачам рабочей  программы.  Для реализации каждой задачи используются игровые методы и приемы, что способствует возникновению и поддержанию интереса детей к деятельности. Все задания и упражнения, соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников с учетом возможностей здоровья.Выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. На занятии я старалась осуществлять личностно-ориентированный подход к детям: всегда была рядом с ними, уделяла внимание каждому ребенку, создавала ситуации успешного ответа. Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера «почему?», «как вы думаете?», «как правильно?».

Занятие началось с приветствия и беседы, которые явились организационным моментом и в тоже время способствовали положительному психологическому настрою на дальнейшую деятельность.Чтобы подвести детей  к проблеме взаимопомощи и доброты, были использованы стихи трогательного содержания. Основная часть занятия была направлена на реализацию поставленных  задач, а также на создание эмоционально-радостногонастроения, как результата действий, направленных на помощь другому человеку, животным, природе.

На занятии я чередовала виды деятельности участников, поэтому утомление у детей не наступило. Ребята активно отвечали на поставленные вопросы, испытывали большой интерес к теме, проявляли эмпатию. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия. Сложилась трогательная атмосфера.  Используемая в завершении работа по созданию символики, позволили эмоционально насыщено и логически завершить занятие. Во время рефлексии были подведены итоги занятия, сделан  главный вывод.

Считаю, что поставленная цель выполнена,  задачи реализованы. Занятие прошло, как я и планировала. Поведение детей с ОВЗ на протяжении всего занятия соответствовало возрастным особенностям.

Предварительная работа.

1. На занятие к психологу дети приходят с вырезанными шаблонами своих рук.

2. Родители воспитанников договариваются с организаторами питомника для животных о встрече. Закупают корм для животных.

Ход коррекционно-развивающего занятия.

I. Организационно-мотивационная часть. Приветствие.

Психолог приглашает всех детей встать в круг и взяться за руки.

Слайд №1 «Рукопожатие»

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!»  и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Дети и педагог улыбаются друг другу, после этого занимают свои места на стульчиках.

Психолог:Я нарисую в душах теплоту,В сердцах – добро,

В глазах – искринки света. И людям подарю я поутру

Улыбку – ту, что нежностью согрета. Я попрошу у радуги цвета:

Раскрашу в них людское настроение,Чтоб в мире жили только доброта,

Тепло души и радости свечение.

Сегодня 5 декабря, и в этот день во всем мире отмечают День добровольца. В этот день следует благодарить тех людей, которые добровольно делают добро, тех,  кто бескорыстно дарит свое сердце миру.

Ребята, а как вы думаете кто такие добровольцы?(ответы детей).(Психолог обобщает ответы детей).

Их зовут, когда нужна помощь! Они всегда именно там, где нужны!Их еще называют – волонтеры. Если в жизни человека случилась беда, он не останется без помощи, ведь в трудную минуту ему окажут поддержку добровольцы - волонтёры. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда человек получает не материальную плату (деньги), а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения (удовольствия).

И главное сокровище людей,
Что не имеет счета или дверцы,
Оно одно, есть у планеты всей.
  Большое-пребольшое сердце!

Психолог раздает детям красные сердечки (стикеры), которые крепятся на грудь каждого ребенка.

II. Основная часть.

Внимание детей обращается на экран и обсуждается символ добровольческого движения – поднятая вверх ладонь с сердечком внутри.

Слайд №2 – символ добровольческого движения.

Психолог: Ребята, я буду показывать вам фотографии, а вы угадывать и называть  полезное дело совершаемое добровольцами. Обратите внимание, что добровольцы как правило одеты в одинаковую специальную  одежду – форму, футболки или жилеты.

Слайд №3– уборка мусора.

Психолог: В чем заключается польза от проделанной добровольцами работы? (Ответы детей).

Слайд №4 – добровольцы охраняют памятники.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №5 – посадка растений.

Ответы и рассуждения детей.

Психолог: Ребята, сейчас в ваших семьях хорошая  жизнь без проблем и большинство из вас даже не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие пенсионеры, пожилые и беспомощные инвалиды, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании. Чем, например, можно помочь пожилым людям?

Слайд №6. – помощь пожилым людям.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №7 – помощь инвалидам.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №8. – помощь детскому дому.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №9. – добровольцы – медики.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №10. – добровольцы-доноры.

Ответы и рассуждения детей.

Детям предлагается встать в круг.

Психолог:В каждом из нас есть что-то, что мы умеем лучше других и можем поделиться этим с другими. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым!

Обязательно ли надо быть добрым волонтеру? (Ответы детей). Какими  еще качествами,  на ваш взгляд, должен обладать доброволец?

Дети отвечают по очереди, передавая по кругу игрушечное сердечко.

Психолог обобщает ответы детей: «Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. А еще он должен уметь вовремя сказать слова утешения и поддержки». Дети присаживаются на стульчики.

Психолог:Мы с вами перечислили много полезных дел, которые может сделать человек-доброволец в свое свободное время. Но еще в нашей жизни случаются большие несчастья, когда добровольцам необходимо уехать в другие города и страны, чтобы помочь там, где случилась беда. Например:

Слайд №11 – помощь при наводнениях.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд № 12 – тушение пожаров.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №13 – землетрясение.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №14. – добровольцы отправляются на войну.

Ответы и рассуждения детей.

Слайд №15 – помощь  их семьям

Психолог: Помощь необходима еще и братьям нашим меньшим....

Слайд №16. –добровольцы помогают животным.

Ответы и рассуждения детей.

Ребята, есть отличная новость!  Ваши родители собрали деньги и закупили  корм для животных. И на следующей неделе  вы не только познакомитесь с работой питомника для животных в нашем городе, но и тоже будете в роли добровольцев – накормите бездомных животных.

III. Заключительная часть.

Психолог: Ребята, а еще доброго человека называют«сердечный». Тепло и любовь к другим людям исходят из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви…

  Добровольцев часто называют милосердными людьми. Слово говорит само за себя – иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь, не посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, простить, просто из чувства сострадания и человеколюбия.Ведь  милосердие – это не слабость, а сила, адобровольцы -  это сильные люди, способные прийти на помощь.Пока вы дошкольники вы можете помогать  во всем: донести сумку, принести воды, помогать младшим товарищам, делать подарки своими руками.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20221213_120932.jpg

Дальнейшая работа проводится сидя за столом. Дети создают символ добровольческого движения: раскладывают правильно ладошки, снимают с груди сердечко и клеят его в  центре ладошек; с помощью фломастера с образца переписывают  надпись; читающие дети озвучивают содержание вслух.

Психолог напоминает про содержание Слайда №2.

Завершение занятия. Рефлексия.Дети сидят на ковре.

Психолог: Расскажите ребята, понравилось ли вам мероприятие? Что было самым интересным?  О чем вы хотели бы поговорить подробнее? Каждый из вас в будущем может стать добровольцем! Чем бы занимался каждый из вас? (ответы детей).Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать беды других, стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым.

Задание на неделю «На следующем занятии необходимо рассказать о добрых делах, которые вы  совершали всю следующую неделю».

Групповое фото в сочетании с игрой «Скажи наоборот». Психолог спрашивает – дети отвечают (каждый раз при ответе поднимают свои работы вверх).

Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).

Вы плохие ребята? (Мы хорошие ребята).

Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).

Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).

Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята).

Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).

Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений"

Развлечение формирует такие нравственные понятия как доброта, вежливость. Развивает у детей коммуникативные навыки через понятия что такое хорошо и что такое плохо, что такое добро и зло. Обращает вн...

Дидактическая игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие художественной литературы являе...

Сценарий мероприятия посвящённого Международному дню добровольцев в России. «Добро есть в каждом сердце».

Цель мероприятия - ознакомить ребят с волонтерским движением, рассказать о празднике –День волонтёра, о том что людей неравнодушных к чужим бедам на свете много....

Совместная деятельность воспитателя и детей «Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков"

Совместная деятельность воспитателя и детей«Путешествие по маршруту добрых чувств и поступков"...

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»

Конспект развлечения«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»...

Конспект НОД в подготовительной группе: « Путешествие в страну добрых поступков».

Конспект для подготовительной группы, направлен на нравственное воспитание детей, формирование дружеских отношений в детском коллективе, актвизацию речи и развитие творческих способностей....