Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционально - волево сферы для детей с ОВЗ 6-7 лет с использованием элементов АРТ терапии «Радость и грусть».
план-конспект занятия

Щербина Лейла Геловна

Работая с дтьми с ОВЗ, постоянно приходится искать новые, продуктивные методы работы. Арт - терапия прекрасно подходит при развитии эмоционаальной сферы, формирования средств коммуникации, личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspkkt_zanyatiya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель – закрепление знаний об эмоциях радость и грусть.

Задачи:

  1. привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;
  2. обучать выражению радости, грусти и их распознаванию по внешним проявлениям и выражениям через мимику, пантомимику, интонацию голоса;
  3. обучать сопереживанию.

Оборудование: МАК «Семейка Гномс», цветные карандаши, листы формата А4 для каждого ребенка, сюжетные картинки «Радость», «Обида», мяч.

Ход работы.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

           Приветствие «Необычным способом».

Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит: «Добрый день, ребята! (дети отвечают).  Предлагаю вам сегодня поздороваться необычным способом. Разделитесь на пары. Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками».

Сегодня мы отправимся в гости к гномам. Полетим мы на ковре – самолете. Садитесь на коврик.

Игра «Оркестр».

Коврик наш просто так лететь не может, а летит только тогда, когда мы издаем какой – либо звук. Когда моя рука внизу, мы тихо – тихо поем звук «у», когда моя рука будет на поясе -  поем звук «у» обычным голосом, а когда моя рука вверху – поем «у» громко – громко. Запомнили? Тогда, полетели …

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Рассаживайтесь поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку.

Сказка 1 «Как Том и Тим поссорились». 

Жили в лесу два гнома, Том и Тим. Решили они однажды поиграть в мяч. Взяли мяч и пришли на полянку. Каждый из гномов хотел первым подкинуть мяч. Начали Том и Тим спорить, кто будет первый и поссорились. Том и Тим обиделись друг на друга. Стало им грустно. Том от обиды отвернулся от друга, а Тим даже заплакал.

Психолог крепит к магнитной доске картинку с грустными гномами.

Психолог: «Посмотрите на наших гномов. По ним видно, что они грустные? Как вы это поняли? (ответы детей). Верно, у грустного человека опущены плечи, руки, голова, он даже может заплакать. Уголки губ опущены вниз. Он тихо говорит или вообще молчит. Встаньте и давайте вместе покажем, как выглядит грустный человек, которого обидели».

После демонстрации грустного человека дети снова садятся на подушечки.

Сказка 2 «Как Тои и Тим грибы искали».

Тим и Том были очень гостеприимными. А кого называют гостеприимными ? (ответы детей). Пригласили гномы к себе гостей на вечер и решили их порадовать пирогом с грибами. Пошли они в лес грибы искать. Том собрал почти полную корзину, а Тим не нашел ни одного гриба. Тогда Том помог другу, он научил его заглядывать под кустики, чтобы найти грибы. И вот Тим нашел грибы. Какая радость! Гном Тим от радости даже на колени присел, а гном Том от радости подпрыгнул!

Психолог крепит к магнитной доске картинку с радостными гномами.

Психолог: «Смотрите на наших гномов. Сразу можно догадаться, что они радостные. Как нам это удалось? (ответы детей). Да, по выражению лица: он улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурены. Радостный человек чувствует себя легко, ему хочется петь, прыгать. Давайте с вами покажем, как ведет себя радостный человек».

Физкультминутка.

Утром гномы в лес пошли, (шаг на месте)

По дороге гриб нашли, (наклон вперед, выпрямились, руки на пояс)

А за ним – то, посмотри (наклоны туловища из стороны в сторону)

Показались еще три! (руки вперед, руки в сторону)

И пока грибы срывали, (наклоны вперед, руки к полу)

Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

Побежали, заспешили (бег на месте)

И грибы все уронили. (присесть)

Упражнение с МАК «Семейка Гномс» «Веселые и грустные гномы».

Психолог крепит внизу магнитной доски перевернутые лицевой стороной внизкарточки с изображением веселых и грустных гномов (по 1-3 на каждого ребенка). А вверху магнитной доски справа крепит пиктограмму «Радость», слева – «Грусть».

Психолог: «Перед вами картинки гномов. Кто – то из них грустный, кто – то радостный.  Предлагаю вам помочь мне их разделить: веселых поместить рядом с веселым смайликом, грустных – рядом с грустным. По порядку выходите и, взяв одну карточку, рассмотрите ее и прикрепите туда, куда считаете нужным».

Рисование «Моя обида».

Психолог: «Том и Тим грустили потому что обиделись. Как вы думаете, какого цвета обида? Обида тяжелая или легкая? (ответы детей) Присядьте за стол и нарисуйте свою обиду. Выберите цвет, который считаете подходящим».

Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках. Если ребенок не понимает задание, ему дается бланк с силуэтом человека, который он раскрашивает по своему желанию (педагог – психолог говорит: «Представь, что этот человек обиделся. Раскрась его теми цветами, которыми хочешь»).

Психолог: «Ненужные обиды могут накапливаться, становиться тяжелыми. Лист с нарисованной обидой можно смять, а потом выбросить в мусорное ведро (дети выполняю). Ребята, а что можно сделать, если вы кого – то обидели? (ответы детей)»

III РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.

Вопросы для обсуждения:

1. Какое стало настроение у гномов когда они поссорились?

2. Из – за чего поссорились гномы?

3. Что нужно сделать, если ты кого – то обидел?

4. А если ты на кого – то обиделся, нужно прощать?

5. Какое настроение стало у гномов когда Том помог Тиму найти грибы?

Педагог – психолог: «Пришла пора возвращаться в детский сад. Из страны гномов мы полетим на драконе».

Упражнение Дракон.

Дети изображают дракона: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками – крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Игра «Я грущу, когда… Я радуюсь, когда…».

Психолог: «Расскажем друг другу про свою радость. Кому я кину мяч, тот скажет «Я грущу, когда …» и расскажет нам о том, что вызывает у него грусть, а потом радость».

 IV РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ.

Психолог: «Когда мы делимся радостью, наше настроение становится еще лучше. Сейчас я поделюсь с вами радостью. Вставайте в круг. Я буду произносить предложение, а вы отвечайте мне «Мы тоже»».

Упражнение «Делимся радостью».          

Я делюсь с вами своим хорошим настроением («Мы тоже»).

Я дарю вам свою улыбку. («Мы тоже»).

Я дарю вам радость («Мы тоже»).

Я вас обнимаю («Мы тоже»).

Пусть хорошее настроение останется с вами на весь день. До свидания.

Литература.

1. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.

2. «Цветик - семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 4 – 5 лет/ Н.Ю. Куражева (и др.); под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2016. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"

для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»

Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год

План по самообразованию педагога - психолога по теме «Развитие эмоционально - волевой сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» 2015-2016 год...

Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ

Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие

Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по  развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...