Игры и упражнения для развития восприятия формы предметов
статья

Вагина Софья Алексеевна

Статья на тему "Игры и упражнения для развития восприятия формы предметов" 

Подготовила воспитатель ГБОУ школы №371 Московского района СПб

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igry.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития восприятия формы предметов

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

В классических системах сенсорного обучения Ф. Фребеля и М. Монтессори представлены методики ознакомления детей с геометрическими фигурами. «Дары» Фребеля и в настоящее время используются в качестве дидактического материала для ознакомления детей с формой предметов.

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в игре. Педагог правильно называет геометрические фигуры, но не стремится к тому, чтобы дети запомнили их. Важно, чтобы дети обследовали эти геометрические фигуры зрительным и двигательно-осязательным анализаторами. Для сравнения фигур можно использовать приемы наложения и приложения, но необходимо обязательно давать детям геометрические фигуры в паре.

Игра — особая форма отражения действительности путем ее моделирования и воспроизведения — является ведущей формой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Алгоритм ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами:

- педагог показывает геометрическую фигуру, называет ее;

- предлагает детям показать такую же, назвать ее;

- предлагает детям найти ее среди других;

- предлагает детям обследовать геометрическую фигуру;

- предлагает детям назвать признаки геометрической фигуры;

- предлагает детям сравнить ее с другими геометрическими фигурами;

- предлагает детям выполнить практические действия с геометрическими фигурами.

Рассматривание и сравнение геометрических фигур проводят в определенном порядке; Что это? Какого цвета? Какого размера? Чем отличаются? Чем похожи фигуры?
    Такой определенный порядок приучает детей последовательно рассматривать и обследовать геометрические фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств.
     Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.
Взаимное наложение одной фигуры на другую позволяет детям четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы.

Важно с самого начала сформировать у детей правильные навыки показа элементов геометрических фигур. Вершина - это точка. Дети показывают стороны и углы геометрической фигуры. Угол - часть плоскости, заключенная между двумя лучами (сторонами), исходящими из одной точки.

Для закрепления и уточнения знаний дают различного рода задания на воспроизведение фигур. Дети вырезают плоские фигуры из бумаги, лепят объемные из пластилина, преобразуют фигуры, получают из них другие. Используют упражнения в зарисовке геометрических фигур.

Цели по ознакомлению детей с формой предметов и геометрическими фигурами заключаются в организации обследования предметов разной формы, манипулирования ими. Детей следует приучать выполнять действия, связанные с нахождением предметов, одинаковых по форме; необходимо создавать условия для сравнения предметов по форме.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в 

рамках  воспитания  сенсорной  культуры  отличается  от  изучения  этих  фигур  в 

процессе  формирования  элементарных  математических  представлений  J

Усвоение  эталонов  формы  предполагает  знако

мство  с  квадратом,

прямоугольником,  кругом,  овалом,  треугольником. Позднее  может  быть  введена 

также форма трапеции.  Однако во  всех случаях имеется в  виду умение узнавать 

соответствующую  форму, называть  ее  и действовать  с  нею, а  не  производить ее 

анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.). Прямоугольник и 

квадрат,  овал  и  круг  даются  детям  как  отдельные  фигуры  вне  их  соотношения,

устанавливаемого  геометрией (т.  е.  квадрат  не  рассматривает

ся  в  качестве 

частного случая прямоугольника) .

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей,-

это  овалы  с  разным  соотношением  осей  и  прямоугольники,  различающиеся  по 

соотношению  сторон («короткие»  и «длинные»),  а  также  прямоугольные,

остроугольные  и  тупоугольные  треугольники (дети  должны  различать  эти 

разновидности  на  глаз,  р

азличия  треугольников  по  величине  углов  им  не 

сообщаются, а названия разновидностей не даются).

8

 

Важное  значение  имеет  вопрос  о  целесообразности  использования  при 

обучении  детей  в  качестве  эталонов  плоскостных  и  объемных  геометрических 

фигур.  Плоскостные  фигуры  являются  более  обобщенными  по  сравнению  с 

объемными.  Они  отображают  наиболее  существенную  для  восп

риятия  сторону 

формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при 

восприятии  формы  и  объемных  и  плоскостных  предметов.  Так,  круг  выражает 

особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать, в процессе 

сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры.

Введение  же  наряду  с  ним

и  объемных  фигур (шара,  куба  и  др.)  может  вызвать 

лишь дополнительные трудности.

Особый  характер  носят  эталоны  величины.  Поскольку  величина -

относительное  свойство,  ее  точное  определение  производится  при  помощи 

условных  мер.  Отличие  этих  мер  от  геометрических  форм  состоит  именно  в  их 

 

 

условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу 

может  быть  принята  в  принципе  любая  произвольная  единица,  в  то  время  как 

геометрические  фигуры  являются  отвлечением  от  формы  реальных  предметов.

Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая 

определенной  математической  подготовки  и  не  входящая  в  программу 

дошкольного обучения. Но в области вос

).

Игры на развитие восприятия формы:

  1. Название "Почтовый ящик"

Цель: различать форму на ощупь

Задачи: соотносить плоскостную и объемную формы, учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Материалы: почтовый ящик - коробка с различным количеством прорезей (от двух до десяти) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал, полукруг треугольник, шестигранник, трапеция, звезда и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие, ширм или экран.

Инструкции: Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки за экраном (или за ширмой или под салфеткой), не контролируя зрением (допускаются пробы). «Возьми круг, протолкни в коробку». «Смотреть нельзя!»

Ход игры: Перед ребенком лежат геометрические фигуры разных форм. "Взрослый: Посмотри. Нужно отправить посылку. (Педагог называет фигуры и просит ребенка протолкнуть его в коробку за ширмой). Отправь круг. Молодец. Отправь Треугольник. Попробуй еще раз. Получилось. Молодец и т.д." Игра повторяется, пока все геометрические фигуры не будут в коробке.

  1. Название "Строим дом"

Цель: развивать зрительное восприятия геометрических форм, основных цветов.

Задачи: Научить узнавать, различать, называть, действовать с некоторыми геометрическими формами (кубик, призма, прямоугольник, цилиндр).

Материалы: конструктор (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), маленькие резиновые животные-игрушки.

Инструкция: ребёнок сидит за столом, перед ним наборное полотно и конструктор с геометрическими формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр). Он должен взять определённую форму и поставить так, как показывает взрослый — постройка домиков для животных.

Ход игры: Взрослый: «Будем строить домики для животных: собачек, котят, зайчиков. Смотри. У меня есть кубик. Найди кубик у себя. Молодец. Поставь. На кубик я поставлю призму. Смотри. Что получилось? Верно. Дом. Найди призму. Поставь на свой кубик. Молодец. Что получилось? Правильно. Дом. Построили домики для наших животных. Построим стол и стул. Возьми цилиндр. Правильно. Поставь его. Возьми кубик. Хорошо. Поставь его на цилиндр. Молодец. Что получилось? Верно. Получился стол. Возьми кубик. Верно. Поставь. Возьми кирпичик. Приставь его к кубику Хорошо. Что получилось? Верно. Стул. Играл хорошо. Построил для животных домики, стол, стул. Молодец». 

  1. Название "Собери бусы"

Цели: развивать зрительное восприятие формы,

Задачи: память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.

Материалы: карты с рисунком (размер карты 15х 18 см) картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастера или цветные карандаши (см. прил. 7).

Инструкция: Педагог раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус. Педагог проверяет и помогает. В случае затруднений педагог первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.

Ход игры: «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?»

Упражнения на развития восприятия формы:

  1. Название "Палочки"

Цель: учить детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от других свойств предмета и деталей.

Материалы: картинки с изображением разных предметов, палочки различной величины.

Инструкция: Педагог раздает детям картинки (с табличками) и предлагает детям схематично изобразить предмет < помощью палочек («сделайте так»), если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинки дает образец.

  1. Название "На что похоже…"

Цель: развитие зрительного восприятия геометрических форм.

Материалы: основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник), подготовленные из плотного картона, плоскостные изображения (мяч, тарелка, окно, картина, пирамидка, кусок сыра).

Инструкция: Ребёнок сидит за столом, перед ним — наборное полотно с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и плоскостными изображениями (мяч, тарелка, окно, картина, пирамидка, кусок сыра). Он должен правильно назвать геометрическую форму и соотнести её с формой изображённого предмета.

  1. Название "Догадайся"

Цель: развитие узнавания, различения, называния, соотношения формы геометрических фигур с предметами окружающей действительности

Материалы: предметы и игрушки окружающей действительности.

Инструкция: дети сидят за столами. Они должны правильно назвать предмет, игрушку, про которую говорит взрослый.

А. П. Усова указывала, что руководство игрой является более сложным и трудным делом, чем, например, обучением на занятиях, и это руководство требует глубоких знаний и большого педагогического мастерства.


Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
    М.: Просвещение, 1989. — 127 с.: ил. — ISBN 5-09-001129-X.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн для воспитателя детского сада:  /под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвящение, 1988-144 с: ил
  3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для  воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.-144 с: ил
  4. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
  5. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А.. Головчиц—— М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. — 160с.
  6. Игры и  упражнения для детей с  тяжелыми нарушениями слуха и зрения: сборник игр для педагогов и родителей : практич. пособие / авт.-сост. Л.А. Головчиц, Л.И. Кириллова, А.В. Кроткова, Е. Л. Андреева, Т.Ю. Сироткина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 149 с. : ил.
  7. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей: [сб. статей] / под. ред. А.В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М.: Просвещение, 1976. — 94, [2] с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета у детей 3-4 лет.

Цель: развивать у детей зрительную ориентировку при восприятии цвета. Учить узнавать и называть красные цвета. Упражнять в выделении красного цвета из множества разноцветных ( синих, желтых, зеленых)....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ»

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате, которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавател...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие и как ему помочь...

"Восприятие у детей: визуальное, слуховое, тактильное. Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников"

Одной из важных составляющих развития ребенка является его восприятие окружающего мира. Восприятие – это процесс получения и обработки информации от внешних стимулов. У каждого ребенка могут быт...