Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
статья (младшая группа)

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №17»

Статья

Тема:

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Выполнила: воспитатель

Назимова В.М

2022-2023 год

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Я считаю, что формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста является очень важным в процессе развития ребенка. Можно заметить, что на улучшение процесса формирования сенсорного опыта у детей раннего возраста играет игровая деятельность.

Все знают, что дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика является основой возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, необходимо применение специальных условий, с помощью которых можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе с дидактическим материалом.

Если провести анализ научной литературы, то можно заметит то, что по мнению А. И. Сорокиной «дидактический материал, который мы называем игровым материалом - систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположении и т. д».

Как отмечает А. И. Сорокина «игра имеет структуру: задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей), правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям материалы разделяются на две группы. К первой группе относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, природных или строительных материалов и т. д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким-либо определённым признакам.

К материалам второй группы относятся пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определённой степени направляет действия ребёнка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят названия автодидактических (самообучающих).

В работе по сенсорному развитию детей используем разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал), которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес.

Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми.

Я считаю, что по развитию сенсорики необходимо применять следующие формы:

1. Формы работы с детьми совместная деятельность воспитателя с детьми, которые включают в себя: индивидуальную работу с детьми, свободную самостоятельную деятельность детей.

Форма работы с детьми должна включать в себя следующие игры для игровой деятельности: «Собери пирамидку из колец», «Подбери чашку к блюдцу», настольная игра «Мозаика», игра по Воскобовичу «Помоги ёжику собрать листочки», подвижная игра «Светофор»  и множество других игр.

2. Формы работы с родителями, которая включает в себя: анкетирование родителей, проведение консультации и индивидуальных и групповых бесед. Также в форму работы с родителями я могу отнести родительские собрания, оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки), привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Делая выводы могу сказать, что дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей, проводили их как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру проводили неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре использовали различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами.

Литература

1. Инновационная программа дошкольного образования. // Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 6-е изд. – М.: 2021 – 336 с.

2. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. М.,1975.

3. Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры / Н. Н. Янкина, В. В. Данилина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 9.1 (247.1). - С. 154-161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

(Слайд 1) В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, производить дейст...

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственн...