Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога дополнительного образования по элементарному музицированию в условиях ФГОС ДО»
статья

Богомолова Людмила Викторовна

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования по элементарному музицированию и музыкальным руководителям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога дополнительного образования по элементарному музицированию в условиях ФГОС ДО»

        Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает их адаптацию  к уровням и особенностям развития обучающихся.

Я организую процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятиях. Помогает мне в решении этой непростой задачи  сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:

  • подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательной деятельности детей, причем презентация  может быть использована на любом этапе занятия;
  • создание презентаций к праздникам и вечерам досуга;
  • создание медиатеки

В соответствии ФГОС ДО опираюсь на следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:

– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;

– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями педагога, самостоятельной работой;

– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;

– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;

– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;

– принцип наглядности (интерактивной наглядности).

– принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);

– принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;

Новые информационные технологии применяю в разных видах деятельности дошкольников:

  • непосредственной образовательной деятельности;
  • при индивидуальной работе с ребенком;
  • на праздниках и развлечениях;
  • в повседневной жизни и самостоятельной деятельности

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к  занятиям, передо мной стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ.

 ИКТ в детском саду применяются только для детей старшего дошкольного возраста с неукоснительным соблюдением санитарно – гигиенических норм.

Музыкально-дидактические игры с применением ИКТ

(мультимедийные презентации, видеоролики)

Основное назначение музыкально-дидактических игр с применением ИКТ — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на  занятиях. Музыкально-дидактические игры с применением ИКТ обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность этих игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности. Использую  интернет-ресурсы и создаю авторские игры-презентации. Такие игры, как: «Птица и птенчики»«Бубенчики», «Лесенка» и др., направлены на развитие звуковысотного слуха. Они помогают наглядно увидеть, а не только услышать движение мелодии. Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры, как «Узнай звуки», «Кто это?». 

Игра на детских музыкальных инструментах

Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия. Они являются переходным, связующим звеном к игре на детских музыкальных инструментах. Здесь важна последовательность в разучивании. Алгоритм следующий:

  1. Сначала знакомлю детей с разнообразными ритмическими рисунками.
  2. Учу их узнавать и воспроизводить ритмический рисунок по графическим изображениям.

Для этого использую мультимедийные презентации «Ритмические картинки», «Развиваем чувство ритма» и др.

  1. Обучаю их игре на разных музыкальных инструментах.
  2. Обучаю их игре в оркестре.

Здесь очень хорошо подходят видеоролики и презентации «Нотная грамота для детей», «Учим ноты», «Ритмические партитуры» и т.д.

Посмотрев презентации, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

  1. Дети сами придумывают комбинации из различных ритмических рисунков.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Использую презентации «Симфонический оркестр», «Петя и волк», «Музыкальные инструменты».

        Полученные знания, умения и навыки дети имеют возможность демонстрировать на праздниках, совместных досугах, в повседневной жизни, а также на районных конкурсах «Оркестр – это просто!» и других конкурсах инструментального исполнительства.

Преимущества ИКТ

  • предъявление информации на мультимедийном экране в игровой форме повышает интерес дошкольников к деятельности;
  • информация через мультимедийный экран подается в понятной для детей форме, наглядно и образно;
  • постановка проблемных задач, правильное их решение, является стимулом познавательной активности детей;
  • мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание ребенка;
  • ИКТ реализуют индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста.
  • компьютерные обучающие презентации создают в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха" потому, что никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты;

Использование информационных технологий на занятиях, помогает решить ряд задач по музыкальному развитию детей:

  • Делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, я реализую на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становится базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

  1. Повышения эффективности процесса обучения.
  2. Активизации познавательной деятельности детей.
  3. Повышения интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования, превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

С помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музи...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...

Презентация к конспекту НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-комму...

Обмен опытом "Особенности работы педагога дополнительного образования с семьей в современных образовательных условиях ДОУ "

Современные родители рассматриваю дополнительное образования в ДОУ не только как место для развития интересов, способностей ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в об...