Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.
методическая разработка

Кириловская Ирина Владимировна

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_razvivayushchey_predmetno1.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретною мира. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы».

Е.И. Тихеева.

В свете требований ФГОС ДО игровое пространство должно соответствовать возрастным особенностям детей; быть многофункциональным и открытым, содержательно-насыщенным, с незамкнутой системой функционирования; доступным, безопасным, а также способствовать формированию активного, познавательного отношения к окружающей среде. Соблюдение всех этих условий способно обеспечить полноценное развитие и формирование личности ребенка.

В игровом пространстве должно соблюдаться единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основной, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому игровое пространство является одним из основных пространств детского дошкольного учреждения.

Игровое пространство интегрировано во все остальные пространства (физической культуры, познания окружающего мира, личностно-социального развития). В игре ребенок осваивает окружающий мир, игровое пространство детского сада должно отвечать условиям для разворачивания игр самых разных видов: сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, свободной игры.

Среди основных условий, определяющих успешность решения наших задач развития детей раннего возраста,  – в том числе и адекватное обеспечение развивающей предметно – пространственной среды, достигается наличием в  группе:

Спортивного уголка:  «Коврики массажные»; пособие «Ручеек» (для перепрыгивания);  модули «Дорожки следочки», «Ребристая доска»; воротики (используются для  ползания, прокатывания мяча); «Сулктанчики»; гимнастические ленты; флажки; «Погремушки» - атрибуты используются для утренней гимнастики, НОД, совместной деятельности. Резиновые мячи; мячи – массажеры; комплект разноцветных кеглей; «Кольцеброс» и др. Атрибуты для подвижных игр: маски, «Вожжи», «Лошадка» - используются в группе, на прогулке, а также в театральной деятельности.

Уголка сенсорики:

Многофункциональные дидактические игрушки: пирамидки пластмассовые; напольные пирамидки  из 6-8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов; пирамидка со сменными блоками переменной комбинации; пирамида – башня  из 5 разноцветных элементов  в виде цилиндра; комплект стержней и объёмных элементов для составления пирамид разных конфигураций; пирамида – башня из 5 – 10 разноцветных элементов в виде цилиндра, вкладывающихся  друг в друга и др. Пирамидки разных размеров, текстур (пластик, дерево) – позволяют обогатить сенсорный опыт и способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки; «Прокати шарик» (дидактическая игра на различие цветов); «Достань колечко» (в данной  игре формируется глазомер – умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление);  деревянная игрушка с отверстиями для «забивания» молоточком  и желобом для прокатывания шариков; «Сенсорные баночки»; Фигурные сортировщики с отверстиями на верхних поверхностях и объемными вкладышами геометрических форм «Домик с ключиками» и «Садовый домик». Доски с вкладышами с тактильной основой; логические столбики (втулочки); деревянная основа с размещенными на ней  неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним тематическими фигурными элементами и др.

Настольно – печатные игры: «Геометрические фигуры»; «Подбери по цвету»; Квадрат Воскобовича (одноцветный); «Разноцветные шестиугольники» и др.

Настольные дидактические игры: Кубики складные из 4 частей; «Веселые крышечки»; Логические блоки правильных геометрических форм (Логические блоки Дьеныша) и образцы  для д/и «Выложи картинку»; «Разложи по цвету». Игры со счетными палочками (способствуют развитию логического и пространственного мышления); «Веселые крышечки»; прищепки, пазлы и др.

Пазлы одно из лучших развивающих занятий для детей, с самого раннего возраста с их помощью можно формировать у ребенка аккуратность, усидчивость, терпение, логическое и образное мышление.

Развивающие игры: мозаика  с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками; мозаика  с основой, квадратными и треугольными фишками; мозаика с шестигранными фишками (средняя и малая) и др. Собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка: тренируется мелкая моторика, развивается воображение, образное мышление.

Конструктор из мягкого пластика  с крепление элементов  по принципу пазлов; конструктор из пластика с крепление  геометрических форм; мозаика крупная (напольная) с круглыми и шестигранными фишками. Напольная мозаика развивает творческие способности, моторику и координацию движений. Собранные детали крепко соединяются и полученную композицию можно держать в руках.

Уголка для развития мелкой моторики: Набор из крупных бусин различных геометрических форм и шнурков для нанизывания и классификации по разным признакам;  шнуровка бусы и др.   Игры – шнуровки направлены на развитие движений пальцев рук. Пальцы и кисти приобретают гибкость, подвижность, исчезает скованность движений.

Пластмассовый конструктор; пособие  «Платочки» (игры с платочками позволяют развивать познавательные процессы,  мелкую моторику,  зрительную реакцию на предмет, замечать их форму, цвет); пособия «Развивающая черепашка», «Солнышко»  состоит из нескольких частей  соединенными между собой различными застежками (молнии, липучки, пуговиц, кнопки).

Игрового уголка со строительным материалом: крупногабаритный,  пластмассовый конструктор из «кирпичей» и половинок «кирпичей» с креплением элементов по принципу ЛЕГО;  строительный набор с соединением элементов по принципу ЛЕГО; паровоз – конструктор с вагонами и пассажирами; набор кубиков среднего и большого размеров; набор цветных элементов основных геометрических форм; дидактический набор из деревянных брусков разных размеров и др.

Уголка экспериментирования: Материалы для игр и экспериментирования с водой: малые пластиковые емкости, губки, чашечки для переливания воды, сито с разными основаниями, воронки; набор  рыбок и удочек; лодки и кораблики;  пластмассовые и резиновые  водные обитатели  «Под водой» (морские обитатели) и «Над водой» (водоплавающие птицы); куклы – голыши,  пластмассовые ванночки. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Уголка ряженья: детские костюмы, юбки, платья, элементы профессиональной одежды; шляпки, косынки и др.

Кукольного уголка: кукольная кровать с комплектом белья, куклы карапузы, куклы в одежде, посуда, игровой детский домик – палатка.

Игрушек для сюжетный игр: легковые автомобили (большого и среднего размера); муляжи фруктов и овощей; телефоны (кнопочный, дисковый); фигурки персонажей для обыгрывания; игрушки с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия; юла, неваляшки разных размеров и др.

Двигательных игрушек: коляски для кукол крупногабаритные, соразмерные росту ребенка; каталки (кзнечик, жираф) игрушки на колесах с веревочкой с подвижными элементами; паровоз; напольные мягконабивные дидактические игрушки и др.

Уголка речевого развития: комплект книг для раннего возраста; музыкальные книги; пособия для речевого развития (тематические  наборы карточек с изображениями); пособие «Веселые фигуры»; домино; лото; Оборудование для игр: доска магнитно – маркерная; игровое поле из ковролина  (для игр на липучках); мольберт двойной (рисование мелом и магнитная доска).

Театрального уголка:  плоскостной театр на прищепках; конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок; набор перчаточных кукол по сказкам; набор пальчиковых кукол; плоскостной деревянный театр; театр БИ БА БО.

Музыкального уголка: Маракасы; трещотка и вертушка; бубен большой; музыкальные колокольчики; набор звучащих баночек с различным наполнением; погремушки; барабан с палочками; гармошка; различные дудочки.

Уголка изобразительной деятельности: материалы для продуктивной и творческой деятельности: карандаши цветные, восковые мелки, гуашь для рисования пальчиками; раскраски цветные, раскраски черно – белые, индивидуальные книги – раскраски,  трафареты для рисования, набор мелков, планшеты для рисования мелом, доска – мольберт для рисования, губка для очистки досок.

Материалы для нетрадиционного рисования:   трафареты, губки, ватные палочки, штампы, рисование на манке (поднос с манкой, формочки, грабли, палочки, фигурки животных), штампы (из фруктов, овощей,  листьев). Рисование  нетрадиционными материалами проводится с детьми индивидуально, по подгруппам  от 2 – 4 человек.

В группе систематически меняется оформление интерьера: по сезонам, по основным цветам «Цветные недели». Яркие акценты позволяют детям  закрепить полученные знания. Подвесные мобили  используются для упражнений на поддувание, закрепления основных цветов и оформлении группы, способствуют эмоциональному развитию детей.

В процессе взросления детей все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) развивающей предметно – пространственной среды систематически меняются, обновляются и пополняются. Используются как в организованных формах обучения (НОД, совместная деятельность), так и в самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, при моделировании игрового пространства в младшей группе ДОО необходимо соблюдать общие требования ФГОС, характеризующие развивающую предметно-пространственную среду: насыщенность, соответствующую возрастным возможностям детей; трансформируемость пространства; полифункциональность материалов; вариативность среды; доступность и безопасность среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно - развивающия среда для игровой деятельности в группе раннего возраста

Работа проводилась по созданию предметно - развивающей среды для игровой деятельности в течение трех лет. Буду рада если мои материалы Вам пригодятся...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретною мир...

Консультация для педагогов "Создание развивающего предметного пространства в группе раннего возраста"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате вз...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Проект фрагмента пространства развивающей среды для группы раннего возраста

Проект фрагмента пространства развивающей среды для группы раннего возраста...

организация экологического пространства в группе раннего возраста

рекомендации по экологическому обустройству группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Особенности организации игрового пространства с детьми раннего возраста

С самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Для того, чтобы малыш воспринимал насыщенный впечатлениями мир, необходимо создать определенные условия. Самым главным услови...