ПРОЕКТ в старшей группе «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет «Ловкие пальчики»»
проект

.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshey_gruppy_13_.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

в старшей группе

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет «Ловкие пальчики»»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: практико-ориентировочный.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы и их родители.

Актуальность проекта

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки), о характере.

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».

Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Проблема: недостаточное развитие речи и мелкой моторики.

Цель проекта: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук ( а мы знаем чем лучше развита мелкая моторика тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи проекта:

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  • воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  • развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

  • научить детей владеть графическими навыками письма.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование ловкости и точности движений, улучшения внимания, усидчивость.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Овладение приёмами работы с разными инструментами.
  • Речь детей станет чёткой, правильной

                                                         Этапы реализации проекта

занятия

Тематика

1.

2.

Сентябрь

3-я неделя

Тема: «Дары осени»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3.Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.  

4.Развивать умение обводить контур и не выходить за него раскрашивая картинку.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

7. Развивать умение работать в коллективе.

8. Воспитывать любовь к природе.

9. Развивать самооценку.

 Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Погода».

Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают осенние дни.

(Поднести сложенные руки ко рту и согревать их своим дыханием)

Пальчик-малыш жалуется: «Ой-ой-ой! Холод-то какой!»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать мизинец на обеих руках)

Указательный палец шепчет тихонько: «Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?»

(Пальцы сжаты в кулачок. Сгибать и разгибать указательный палец)

Средний палец ворчит: «Ох-ох-ох! От ветра я оглох!»

(Сгибать и разгибать средний палец)

Безымянный палец кричит: «Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!»

(Сгибать и разгибать безымянный палец)

Здоровяк большой палец восклицает: «Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!»

 (сгибать и разгибать большой палец)

Это упражнение можно выполнять сначала правой, а потом левой рукой.

  1. Обводка по точкам «Осенний листок».

 Детям предлагается обвести по точкам кленовый лист, а затем его раскрасить, не выходя за границы.

  1. Аппликация «Осеннее дерево».

Детям предлагается создать аппликацию методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения осенних листьев на дереве (коллективная работа).

  1. Игровое упражнение «Необычные животные».

 Детям предлагается составить животных из осенних листьев, придумать им названия.

4-я неделя  

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4. Развивать самооценку.

5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Продолжать совершенствовать умение лепить из соленого теста.

8. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

9. Воспитывать уважение к хлебу (хлеб всему голова).

 Упражнения 

  1. Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Рос сперва на воле в поле,   Дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх

Летом цвел и колосился,

А потом обмолотили,    Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился.

Выполняют упражнение «Пальчики   здороваются»

Из зерна – в муку и тесто,  сжимают и разжимают кулаки

В магазине занял он место.  Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх

 2. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, поливай». - Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками

 - Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг

3. Лепка из соленого теста «Булочка». Детям предлагается слепить из соленого теста булочки.

4. Самомассаж мешочками с зерном. Дети мнут в руках мешочки с зерном.

5. Аппликация зерном «Мельница». Детям предлагается изобразить мельницу, путем аппликации зерном.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Октябрь

2- ая неделя

Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Совершенствовать умение изображать картину с помощью нарезанных ниток.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать самооценку

8. Воспитывать любознательность.

9. Воспитывать бережное отношение к животным.

Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные». 

У зверей 4 лапы (поднимаем и опускаем 4 пальца на руках)

Когти могут поцарапать (изображаем коготки)

Не лицо у них, а морда (пальцы соединить в шар, приблизить к лицу)

Хвост, усы, а носик мокрый («волна», усы показать, носик обвести)

И, конечно, ушки! (трем уши)

Только на макушке (показать руками)

 2. Аппликация шерстяной нитью «Котенок». Детям предлагается заполнить контурное изображение кота мелко нарезанной шерстяной ниткой серого или черного цвета /имитация шерстки/.

 3. Рисование «Дорисуй чего не хватает, и назови».

 Детям предлагается дорисовать рисунки домашних животных, назвав и добавив необходимый элемент.

  1. Самомассаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш».

 Сильно кусает котёнок - глупыш,  

Он думает - это не палец, а мышь.  (Смена рук)

 Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

Лепка из соленого теста «Мое любимое домашнее животное». Детям предлагается слепить из соленого теста свое любимое домашнее животное.

3 -ая неделя

Тема: «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Закреплять умение создавать игрушки-оригами.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать самооценку.

8. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе.

9. Воспитывать бережное отношение к животным.

Упражнения 

  1. Пальчиковая игра «Мишки».

Мама мишек будит рано.  Пальцами обеих рук изобразить мишек

Не встают они с дивана. Удивленно пожать плечами

-Эй, Большак, вставай скорей!   Встряхиваем большие пальцы  рук  

Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь

-Ну, а ты, лентяй Указка!  Встряхнуть указательные пальцы  

У тебя засохла краска!  Изобразить руками ведро

Вы должны с Середняком Встряхнуть средние пальцы, плавные

Побелить амбар и дом.   Движения кистями рук, как кисточкой,  снизу – вверх

-Безымянный, мой бедняжка!   Погладить безымянный палец пальцами другой руки  

Знаю, болен был ты тяжко.   Прижать безымянный палец к ладони и погладить его

Пожалею я тебя,  Полежи ещё два дня.   Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.

Ты, Мизинчик – малышок,  Роста у тебя – вершок!   Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.

Но зато проказ и драк  Сосчитать нельзя никак!  

  1. Пальчиковое упражнение «Навстречу друг другу». 

Детям предлагается «ходить» пальчиками по массажному коврику навстречу друг другу.

  1. Создание игрушек оригами «Зоопарк». 

Детям предлагается создать игрушки оригами (дикие животные: заяц, волк).

  1. Упражнение «Чудо с хвостиком». Детям предлагается выложить из арбузных семечек хвосты животным.
  2. Самомассаж бигудями. Детям предлагается зажать бигуди между ладошками и катать их.

4- ая неделя

Тема: «Мой город. Красноярский край. Страна»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать умение координировать речь с движениями.

4. Развивать эстетический вкус.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

8. Воспитывать любовь к природе.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

  1. Пальчиковая игра «Мой город»

Я по городу хожу,

 Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, 

(Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов 

(Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, 

(Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

Рисование «Мой город».

Детям предлагается нарисовать достопримечательности и природу, родного города.

Упражнение «Волшебные узелки». 

Детям предлагается, перебирая узлы пальцами, называть города.

  1. Раскрашивание российского флага пластилином.

Детям предлагается раскрасить флаг в соответствии со значками, не выходя за линии пластилином.

  1. Самомассаж ладошек.  Дети катают шишки между ладошек.

5- ая неделя

Тема: «Животные жарких стран»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Упражнять детей в умении продевать шнур в отверстие.

4. Упражнять детей в работе с прищепками.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать у детей бережное отношение к одежде.

8. Развивать умение работать в коллективе.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

  1. Пальчиковая игра

Если в жаркую страну, я случайно попаду, (сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала, (соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва. (поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона. (сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак) 

Хорошо живётся им - (сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

 Не бывает снежных зим! (хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

  1. Упражнение «Подбери признак» 

Жираф (какой) —. , зебра (какая) —. , слоны (какие) —. , тигр (какой) -, обезьяна (какая) -, носорог (какой) - ….

3. Упражнение «Назвать детёнышей»

У львицы – львята; у тигрицы -, у зебры -, у слонихи -, у жирафа -, у кенгуру - …,

4.   Самомассаж  «Черепаха» с прищепками

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

5.Раскрашивание «Животные Сафари». Детям предлагается раскрасить животных жарких стран, не выходя за контур.

Ноябрь

1 неделя

Тема: «Виды, профессии, этик»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Упражнять детей в умении вкладывать шнурок в отверстие.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Развивать умение работать в коллективе.

8. Развивать у детей бережное отношение к обуви.

9. Развивать самооценку.

 Упражнения

  1. Массаж фаланг пальцев «Обувь».

Как у мамочки моей

Было пять сыновей. (Шевелят пальчиками)

Мама их кормила, (Щелчок правой руки поподушечке каждого пальца левой) 

Молочком поила. (Надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки, слегка отклоняя пальцы)

Очень чисто мыла. (Помассировать правой рукой каждый палец левой,

начиная с подушечки, опускаясь вниз)

Сказки говорила. (Загнуть каждый палец правой рукой на левой)

И гулять водила. (Разогнуть каждый палец на руке )

(Те же самые упражнения выполнить с другой рукой).

2.Игра «Волшебный шнурок». Детям предлагается поиграть с волшебным шнурком, для этого нужно вкладывать шнурок в дырочки.

3.Упражнение с бусами «Шли по дорожке». Детям предлагаются бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большего размера или другого цвета. Ребёнок берёт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Центральная бусина

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали – поди, догони!

4. Массаж пальцев крупной щеткой. Дети зажимают крупную щетку между ладошками и крутят ее.

5. Развитие речи. Артикуляционная гимнастика.

1. Покусайте кончик языка - "так мама шинкует капусту".

2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык-жало змеи.

4. Язык - тоненькая иголочка.

    "Ставим укольчики" поочерёдно в каждую щёку.

5. Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

6. Закройте глаза, представьте ночь.

     Сели на лошадку и поехали. Цокаем.

7. Достаньте кончиком языка нос.

6. Игра с предметами

Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент.

2 неделя

Тема: «Животные Севера»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Учить детей умению определять предметы на ощупь.

4. Продолжать учить координировать движения с речью.

5. Закреплять у детей умение работать с прищепками.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Воспитывать бережное к игрушкам.

7. Развивать самооценку.

Упражнения

1.Пальчиковая гимнастика «Животные Севера»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

2.Упражнение «Я мячом круги катаю». Детям предлагается упражнение с мячом – ежиком.

Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

Взад, вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

Как сжимает лапу кошка. (меняем и сжимаем мячик другой рукой)

 3. Игра «Прятки». Детям предлагается найти игрушки в емкости, засыпанной крупой (на ощупь).

4. Игра "Четвёртый лишний"

  • морж-олень-кабан-тюлень
  • морской котик- зебра-песец-пингвин

5.  Упражнение «Опиши»

Расскажи медведь какой? (большой, толстый, неуклюжий, хищный, мохнатый)  Если у него толстые лапы. Он какой? – толстолапый. (скажи одним словом)

Если у него короткие уши… -

Если у него длинная шерсть… -

Если у него короткий хвост…. –

Давай назовем медвежью семью: папа – медведь, мама- медведица, детеныш – медвежонок.

 3 неделя  

Тема: «Сезонные изменения»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

4. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Закреплять у детей умение работать с соленым тестом.

7. Развивать фантазию, эстетический вкус.

8. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

9. Воспитывать бережное отношение к посуде.

10. Развивать самооценку.

Упражнения

  1. Упражнение «Передвинь крышку».

Детям предлагается передвинуть плоскую крышку развернутой ладонью по столу, накрывая небольшие предметы на столе.

  1. Пальчиковая игра «Зима».

Раз,два,три,четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили
(лепить,меняя положение ладоней)
Круглый,крепкий,очень гладкий.
(показывают круг,гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить",посмотреть вверх)
Два – поймаем. (" ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)

  1. Самомассаж колючим мячиком.

Детям раздаются мячи затем они катают их по одной руке, затем по другой.

  1. Упражнение «Резиночка». Детям предлагается движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 º сначала в одну, а затем в другую сторону.

 

Декабрь

1 неделя

Тема: «Я и моё здоровье»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Продолжать учить детей умению работать с манкой.

7. Воспитывать любовь к природе.

8. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

9. Развивать самооценку

 Упражнения 

1.Пальчиковая игра «Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз

 2. «Чтобы уши не болели»

 Дети выбирают из картинок те, которые изображают как нужно ухаживать за своими ушами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы уши не болели.

3. Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?

Детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

2 неделя 

Тема: «Пожарная безопасность»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Совершенствовать умение изображать картину с помощью нарезанных ниток.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать самооценку

8. Воспитывать любознательность.

9. Воспитывать бережное отношение к животным.

Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы- пожарные»

На машине ярко – красной  (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной  (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить.(Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

2. Рисование «Изобрази правила».

Предложить детям изобразить правила пожарной безопасности на листе.

3.Самомассаж «Наша спинка»

В колоночку в круг встали,                               Движения соответствуют тексту

Ладошками по спинке застучали.                    Выполнять в течение 40 - 50 секунд

Хлопаем по лопаточкам,

Спинка радуется.

Дети спинку подставляют,

Со спинками играют,

Здоровья спинкам добавляют.

4.Лепка из соленого теста «Какой ты, огонь». Детям предлагается слепить из соленого теста огонь.

3 неделя 

Тема: «Новый год»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Развивать умение работать с гипсом.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Закреплять умения работать с техниками аппликация и оригами.

7. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

8. Развивать самооценку.

9. Воспитывать доброжелательность, терпение, умение работать в коллективе.

10. Развивать фантазию, эстетический вкус.

Упражнения 

  1. Пальчиковая гимнастика «Елка».

 Елка быстро получается,  если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,  пальчики ты разведи.

 Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).

 Пальчики выставить вперед.

Локотки к телу не прижимать.

  1. Изготовление игрушек (гипс) «Игрушки на елку». 

Детям предлагается изготовить игрушки на елку из гипсовых заготовок + раскрасить красками по своему усмотрению.

  1. Пальчиковая гимнастика «На елке».

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

Мы плясали и резвились.  Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз  «Шагают» средним и указательным

Нам подарки принес.   пальцами по столу.

Дал большущие пакеты,  «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы:  Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,  Загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого.  

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко,

один Золотистый мандарин

Январь

2 неделя

Тема: «Зимние забавы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Продолжать учить детей работать с манкой.

4.Развивать внимание, память, мышление, воображение.

5. Развивать самооценку.

6. Совершенствовать умение детей работать в технике аппликация и рисование свечей.

7. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

8. Развивать умение работать в коллективе.

Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы». 

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.  

Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят".  

Три — уроним "Роняют".  

И…сломаем. Топают.

2.Раскрашивание зимних символов. Детям предлагается раскрасить новогодние символы (подарки, елочные игрушки и др.) в соответствии со значками.

3. Самомассаж вязаной варежкой. Детям предлагается одеть на одну руку варежку, затем потереть, похлопать руки друг об друга (рука меняется).

4. Рисование свечей «Снежинка - балеринка». Детям предлагается нарисовать снежинку свечой на голубом фоне.

5. Вырезание снежинок из салфеток. Детям предлагается вырезать снежинки из салфеток.

3 неделя 

Тема: «Народная культура и традиции»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук, координацию.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4. Развивать самооценку.

5. Развивать графомоторные навыки.

6. Развивать глазомер и точность.

7. Стимулировать тактильные ощущения.

8. Воспитывать интерес к культуре и традициям.

9. Воспитывать уважение к разным культурам и традициям.

Упражнения

  1. Физкультминутка «Вышивают девочки».

 Вышивают девочки,   («вышивают»)

Сидя на траве,  (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве.   («вышивают»)

 - Это клюв! А это шпоры!

 - А вот это гребешок!    (показывают клюв, шпоры, гребешок)

 Приутихли разговоры,  (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок.  (топают ножками)

2.Упражнение «Дорисуй половинку». 

Детям предлагается дорисовать половинку смоленского орнамента и раскрасить его восковыми мелками, не выходя за контур.

3.Упражнение «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд смоленской одежды, выбрав нужную картинку.

4. Графомоторное упражнение «Волшебные прописи». Детям предлагаются прописные упражнения и задания.

 4 неделя 

Тема: Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Упражнять детей в умении продевать шнур в отверстие.

4. Упражнять детей в работе с прищепками.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать у детей бережное отношение к одежде.

8. Развивать умение работать в коллективе.

9. Развивать самооценку.

Упражнения

  1. Пальчиковая игра «Одежда».

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки.

 Будем вещи мы стирать

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем

– Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

  1. Упражнение «Пуговицы».

Детям предлагается разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

 3. Упражнение «Шьем платье». Детям предлагается сшить платье, для этого нужно продеть шнур в дырочки.

4. Упражнение с прищепками «Помоги развесить одежду». Детям предлагается прикрепить прищепками развешиваемую одежду на веревочку. Можно провести соревнование, кто быстрее.

5. Раскрашивание «Разноцветная одежда». Детям предлагается раскрасить одежду, не выходя за контур в соответствии со значками

Февраль

1 неделя 

Тема: Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

4. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Закреплять у детей умение работать с соленым тестом.

7. Развивать фантазию, эстетический вкус.

8. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

9. Воспитывать бережное отношение к посуде.

10. Развивать самооценку.

Упражнения

  1. Упражнение «Передвинь крышку».

Детям предлагается передвинуть плоскую крышку развернутой ладонью по столу, накрывая небольшие предметы на столе.

  1. Пальчиковая игра «Посуда».

 Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

 Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку . (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

 Ковшик тоже развалился,

 Нос у чайника отбился.

 Ложку мы чуть-чуть сломали. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

 Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

  1. Массаж пальцев рук ершиком для чистки бутылок. 

Детям раздаются ершики для чистки бутылок, затем они зажимаются в одной из рук, а другая рука, как бы, выдергивает их.

 4. Роспись заготовок посуды различными узорами. Детям предлагается расписать заготовки посуды различными узорами на их выбор.

 5. Лепка из соленого теста посуды. Детям предлагается изготовление игрушечной посуды из соленого теста.

 2 неделя 

Тема: «Наша Армия»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас

3. Отрабатывать навык складывания изображения из разрезанных частей

4. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Развивать самооценку.

7. Стимулирование тактильных ощущений.

8. Воспитывать патриотизм.

Упражнения

1.Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества».

 Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

 Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

 Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

 Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы.

2. Рисование «Портрет папы». Детям предлагается нарисовать портрет папы (дяди, брата) акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, галстук, бабочка, очки, кепка – по желанию ребенка).

3.Дидактическая игра «Сложи картинку». Детям предлагается сложить картинку из 6-9-ти частей (картинки с изображением мужских профессий).

4. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.                                                  

                                                   Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Удалые молодцы.  

Два больших и крепких малых. Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.                                                   Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!        

Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.                                                                  

                                                          Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.

Очень славные мальчишки!

5.Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «Армия».

Март

1 неделя

Тема: «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

2. Тренировать умение создавать.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

5. Развивать самооценку.

6. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Упражнения 

  1. Пальчиковая гимнастика «Пришла весна». 

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из-под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся подснежник

В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

 2. Пальчиковая игра на бархатном коврике «Бегаем по травке». Детям предлагается «побегать» пальчиками на бархатном коврике.

 3. Аппликация «Весеннее дерево». Детям предлагается создать аппликацию методом отрывания маленьких кусочков цветной бумаги для изображения весенних листьев.

 4. Самомассаж крупными бигудями. Дети зажимают бигуди между ладошек и крутят их.

 5. Раскрашивание «Птицы». Детям предлагается раскрасить птиц в соответствии с представлениями.

2 неделя

Тема: «Мамин праздник. Профессии мам»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении нанизывать бусы.

5. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7. Развивать самооценку.

8. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

9. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

 Упражнения

 1. Рисование «Портрет мамы». Детям предлагается нарисовать портрет мамы акварелью с дальнейшим оформлением его элементами аппликации (шляпа, очки, бусы (бисер или пуговицы), ожерелье, воротничок (из кружева или ткани) – по желанию ребенка)  

2. Пальчиковая гимнастика «Вот как маме помогали!». 

Раз, два, три, четыре,                    

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Мы посуду маме мыли: Потереть одной ладошкой о другую.

Чайник, чашку, ковшик, ложку   Ребенок загибает пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,  Потереть одной ладошкой о другую.

Только чашку мы разбили,  Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, 

Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали!  Ребенок сжимает и разжимает кулачки. 3. 3.Упражнение «Бусы для мамы». Детям предлагается сделать бусы для мамы, путем нанизывания бусин на нитку.

  1. Упражнение «Резиночка». Детям предлагается движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 º сначала в одну, а затем в другую сторону.

3 неделя

Тема: «Вода. Подводный мир»

 1. Развивать мелкую моторику рук.

 2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

 3. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

 4. Познакомить детей с пайетками.

 5. Стимулировать тактильные ощущения.

 6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

 7. Развивать самооценку.

 8. Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в коллективе.

 9. Воспитывать любовь к природе. 

Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.

Рыбки в озере резвятся,

Среди камешков кружатся.

Вниз и вверх плывут они,

- Как им весело, смотри.

2. Знакомство с пайетками «Рыбка». Детям предлагается украсить заготовки рыбки пайетками.

 4. Лепка из соленого теста (коллективная работа) «Аквариум». Детям предлагается слепить рыбок из соленого теста и поместить их в сухой аквариум.

 

Апрель

2 неделя 

Тема: «Космос»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

6. Развивать самооценку.

7. Совершенствовать умение детей рисовать восковыми мелками.

8. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Упражнения 

  1. Пальчиковая гимнастика «Космонавт». 

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете. (Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки).

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит. (Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты).

Видит рощи и поля,

Горы, реки и моря. (Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения).

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. («Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши).

  1. Пальчиковая гимнастика «Луноход». Посмотрите, луноход по Луне легко идет.

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой.

Повторяют четверостишие несколько раз.

3.Раскрашивание «Космос». Детям предлагается раскрасить картинки в соответствии с представлениями.

4.Упражнение «Ракета». Детям предлагается выложить ракеты из геометрических фигур.

3 неделя

Тема: «Правила дорожного движения»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4. Развивать самооценку.

5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

6. Тренировать навык техники штриховки.  

7. Стимулирование тактильных ощущений.

8. Развивать усидчивость, целенаправленность.

9. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

10. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе.

 Упражнения 

  1. Упражнение «Светофор». 

Детям предлагается переложить горох из одной емкости в другую на ударный слог.

У любого перекрестка

 Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор

Свет зеленый – переходи

Желтый – лучше подожди,

 Если свет зажегся красный

Значит, двигаться опасно.

 Стой! Пускай пройдет трамвай

 Наберись терпения

Изучай и уважай Правила движения.

 2. Упражнение «Марки машин». Детям предлагается соединить подушечки одноимённых пальцев, начиная с мизинцев, проговаривая марки машин: «Ягуар» «Шевроле» «Ситроен» «Жигули», «Лада», «Порш», «Тоета», «Хонда», «Хондай», «Опель».

3. Самомассаж рук граненными карандашами. Дети слегка покалывают себе ладошки карандашами.

 4. Раскрашивание «Автобус». Детям предлагается раскрасить автобус, не выходя за границы.

 5. Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «ПДД».  6. Обводка по контуру «Светофор». Детям предлагается обвести по контуру светофор.

Тема: «Цветущие комнатные растения»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

5. Развивать самооценку.

6. Совершенствовать рисование по мокрому.

7. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

8. Воспитывать бережное отношение к растениям. 

Упражнения

  1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу.

Развести пальцы и слегка округлить их.

Развести пальцы рук.

Ритмичное движение пальцами врозь-вместе.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

2.Упражнение «Дорисуй половинку». Детям предлагается дорисовать половинку картинки (цветы).

3.Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «Цветы».

4. Рисование по мокрому «Цветок». Детям предлагается нарисовать цветок в технике по мокрому.

5. Работа с гофрированной бумагой «Букет». Детям предлагается сделать цветы из гофрированной бумаги

Май

2 неделя 

Тема: «Правила дорожного движения»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4. Развивать самооценку.

5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

6. Тренировать навык техники штриховки.  

7. Стимулирование тактильных ощущений.

8. Развивать усидчивость, целенаправленность.

9. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

10. Воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе.

 Упражнения 

  1. Упражнение «Светофор». 

Детям предлагается переложить горох из одной емкости в другую на ударный слог.

 У любого перекрестка

 Нас встречает светофор

 И заводит очень просто

 С пешеходом разговор

 Свет зеленый – переходи

 Желтый – лучше подожди,

 Если свет зажегся красный

 Значит, двигаться опасно.

 Стой! Пускай пройдет трамвай

 Наберись терпения

 Изучай и уважай Правила движения.

 2. Упражнение «Марки машин». Детям предлагается соединить подушечки одноимённых пальцев, начиная с мизинцев, проговаривая марки машин: «Ягуар» «Шевроле» «Ситроен» «Жигули», «Лада», «Порш», «Тоета», «Хонда», «Хондай», «Опель».

3. Самомассаж рук граненными карандашами. Дети слегка покалывают себе ладошки карандашами.

 4. Раскрашивание «Автобус». Детям предлагается раскрасить автобус, не выходя за границы.

 5. Дидактическая игра «Продолжи ряд». Детям предлагается продолжить логический ряд на тему «ПДД».  6. Обводка по контуру «Светофор». Детям предлагается обвести по контуру светофор.

 3 неделя

Тема: «Лето, насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

4. Развивать самооценку.

5. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

6. Стимулирование тактильных ощущений.

7. Упражнять в умении рисовать на песке на световом столе.

8 Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

9. Вовлекать детей в сотрудничество, совершенствовать умение создавать игрушки на прищепках. Упражнения 

1. Пальчиковая гимнастика «Я рисую лето». 

Я рисую лето:  (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце, На газонах розы,   (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо   (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучий.  (на столе рисуют пальцем «ручей»)

  1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые и пауки». 

Паук свою раскинул сеть:(Распрямляем левую ладонь – "паутина".)

Ах, как же мухе пролететь? (Правая рука "порхает" перед "паутиной".)

Ведь у нее в лесу дела,  (Правая рука, "не найдя путь", влетает в"паутину", и левая рука хватает правую.)   Искала путь, но не нашла.              

И угодила к пауку   (Левая рука ладонью вверх – "блюдце",

Попить вечернего чайку.   правая рука подносит "чашку" ко рту.)

  1. Упражнение с сотами пельменницы «Прилетела к нам вчера…». Детям

предлагается, проговаривая слова «шагать пальчиками по сотам».

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

5.Упражнение с прищепками «Веселые насекомые». Детям предлагается сделать насекомых на прищепках.

6. Дидактическая игра «Бабочка». Детям предлагается угадать загадку про бабочку, выбрав ее из разложенных изображений и раскрасить.

 Нет, не птица, но летает.

 Высоко она порхает.

 На цветочке посидит,

 И раскраской всех манит.

 Вся такая лапочка,

 Маленькая...(Бабочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...

Самообразование: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в РФ.  В  то  же  время,  он  работает  на...

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"

Педагогический творческий проект  "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" определяет роль двигательного анализатора в форми...

Проект "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики" ⁠

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"⁠...

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 3-5 лет "Ловкие пальчики"

Долгосрочный проект в ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 3-5 лет "Ловкие пальчики"" рассчитан на создание условий, способствующих развитию мелкой ...