Выступление на семинаре«Средства этнопедагогики»
материал (старшая группа)

СКАЗКА –  как средство воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_skazka_2022_god.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Выступление на семинаре «Средства этнопедагогики»

на тему:

«Сказка – как проявление педагогики народа»

Столярчук Елена Александровна,

воспитатель первой квалифицированной категории

2022

СКАЗКА –  как средство воспитания личности ребенка.

 «Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений»

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.

Воспитание начинается с детства, поэтому воспитание таких качеств как чуткость, сострадание также надо начинать в детстве. В этом возрасте сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству.

Значит, литература оказывает сильное влияние на воспитание чувств ребёнка. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими. «Если лишить ребёнка сказок, - утверждает большой знаток детской психологии К.И. Чуковский, - то он сам станет их выдумывать».

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка -- источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки -- в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.

 Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое.

Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку -- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» -- тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев). Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления -- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности-- ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Этнопедагогика с позиции гендерного подхода»

                               Департамент Образования г. Братск...

Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте средствами этнопедагогики

В статье раскрывается понятие "этнотолерантность". Актуальность проблемы ее формирования. Даются методические рекомендации по ее формированию....

Особенности подготовки к семейной жизни в этнопедагогике

Веками образование и воспитание основывалось на народных традициях и философских взглядах. И на сегодняшний день в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения становится очевидным роль нац...

Консультация для воспитателей "Этнопедагогика"

Консультация для воспитателей...