Перспективное планирование по рисованию в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_st._gr_22-23_gg.docx76.97 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план изобразительной деятельности в старшей группе (5 - 6 лет)

Я в детском саду. Осенняя театральная неделя

мес

Неделя

тема

задачи

материалы

Лит-ра

Сентябрь

1

До свидания, лето!

2

МОНИТОРИНГ

3

В мире доброй сказки.

«Чебурашка»

Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки)

Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, лист бумаги, по форме близкий к квадрату (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.34

Рисование – фантазирование «В мире доброй сказки».

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость. Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. Побуждать к проявлению фантазии  при придумывании сюжета сказки. Развивать словотворчество, творческое воображение и чувство юмора. Воспитывать  любовь к сказкам, самостоятельность, инициативность.

Листы бумаги  белого цвета, художественные материалы на выбор – краски и кисти, гофрированная бумага, клей, ножницы, пайетки.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2013/12/16/konspekt-nod-po-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-starshey-gruppe-na

4

«Детский сад – мой второй дом»: дети и взрослые в детском саду.

«Дети танцуют на празднике в детском саду»

Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья пляшущих). Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

Альбомные листы, простой (графитный) карандаш, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.100

Рисование по желанию «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду»

Учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами. Развивать умение замечать интересные темы, выделять их и высказывать свои суждения о них.

Бумага разных мягких тонов, цветные карандаши, восковые мелки, краски.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.82

5

Подарки осени: собирай урожай, съедобные и несъедобные грибы.

«Что созрело в огороде»

Учить передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей; работать над композицией рисунка – равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги; закрашивать предметы по форме широкими закругленными линиями, держа кисть плашмя.

У воспитателя предметные картинки с изображениями овощей, три картинки – на круге нарисованы овощи, два из них с неправильной композицией (на одной овощи слишком мелкие и расположены друг от друга, на другой – наоборот).

Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО. Старшая группа», стр.15

Рисование «Грибы» в технике «пуантилизм».

Продолжать учить располагать предмет в центре листа, крупно, заполнять все пространство предмета точками, изображать траву в нижней части листа. Познакомить с нетрадиционным приемом рисования – «пуантилизм», траву рисовать кистью, прикладывая ее к листу бумаги всем ворсом. Формировать представление о правилах поведения в лесу. Активизировать познавательный интерес у детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

Бумага, простой карандаш, гуашь, банки с водой, салфетки.

Конспект

Родной край. Краски сибирской осени

Октябрь

1

Вот она какая осень золотая! Сезон, растительность, труд людей.

Знакомство с искусством – рассматривание картины И. Левитана  «Золотая осень».

Познакомить детей с жаром живописи – пейзажем, учить видеть в картине средства выразительности, цвет и форму предметов, особенности композиции, подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение, вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображенной художником.

Репродукция И. Левитана «Золотая осень»

Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО. Старшая группа», стр.37  

Рисование «Осенний лес»

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Иллюстрации по теме. Акварельные краски, альбомные листы кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

 Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.36

2

Зимующие и перелетные птицы.

Рисование «Синие и красные птицы»

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.

Бумага серая или другого светлого тона, краски гуашь или акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).  

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.58

Рисование «Птицы улетают»

 Учить отражать в рисунке несложный сюжет из жизни;  передавать колорит природного явления,  воспроизводить контур птиц неотрывной линией, продолжать  учить анализировать форму, строение и пропорции птицы.  Определять  последовательность рисования. Передавать изменение формы крыльев во время полета. Учить пользоваться различными приемами рисования. Закрепить умение правильно выбирать кисть для рисования различных элементов. Развивать чувство цвета.

Акварель, гуашь, поролоновая губка, кисть щетина № 10, пони № 6, синтетика № 3, лист А 4, салфетки, стаканчики с водой.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/10/16/nod-po-izo-pereletnye-ptitsy

3

Кто живет в реке, озере. Осенние изменения.  

Рисование по замыслу

Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

Бумага белая разного формата на выбор, акварель, палитры, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.55

Рисование в технике «монотипия» «Пруд»

 Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа — монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.  Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Альбомный лист, размер А4, с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть тонирована голубым цветом (небо), нижняя — синим (вода);  акварель,   кисть; салфетка.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/11/26/peyzazh-u-ozera

4

 Животные различных климатических зон

Рисование «Животные Африки. Жираф»

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ животногособлюдая пропорциональное соотношение его составных частей, его характерные отличительные особенности (длинные ноги, длинная шея); соотносить величину изображения с форматом листа. Учить пользоваться и сочетать в рисунке разные материалы: карандаш, восковые мелки, гуашь.

Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, речь. Воспитывать аккуратность и целеустремлённость.

Иллюстрация жирафа, образец воспитателя, листы бумаги, графитный карандаш, восковые мелки, гуашь, кисть, стакан-непроливайка, схема поэтапного рисования жирафа.

Конспект

«Знакомство с городецкой росписью»

Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр. 43

Человек среди людей

Ноябрь

1

О настоящих мальчиках и настоящих девочках. Этикет

Рисование «Городецкая роспись»

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Изделия городецких мастеров; краски гуашь разных цветов, в том числе и белая; банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева размером 8х8 см, кисти №№ 6, 8 (на каждого ребенка)

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.44

«Знакомство с искусством – рассматривание портретов».

 Формировать представление о портрете, о том для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете не бывает ничего лишнего, все работает на раскрытие образа человека.

Репродукции портретов: «Стрекоза» И. Репина, «Мика Морозов» В. Серова, «Портрет скульптора Мухиной», «Портрет хирурга Юдина», «Пастух».

Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО. Старшая группа», стр.88

2

Я и моя семья. Дом. Предметы комфорта и предметы для помощи.

Рисование «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

 Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом. Вызывать радость от созданного изображения.

Альбомные листы, простой (графитный) карандаш, цветные карандаши, фломастеры, акварель (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.92

«Девочка в нарядном платье»

Учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Простой графитный карандаш, акварель, альбомные листы, кисти, палитра, банка с водой, салфетка.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.43

3

Творческие профессии. Результаты творческого труда.

«Веселый клоун»

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.

Гуашь, кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные  (разного размера), банки с водой, палитры.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», стр. 122.

«Цветовой спектр»

Формировать представление о том, как можно получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета. Учить смешивать основные краски и получать новые цвета. Активно использовать слова: художник, пейзаж, палитра. Развивать интерес к работе с красками.

 

Кукла, одетая как художник, набросок пейзажа, нарисованный простым карандашом. Раздаточный материал: Палитры-овалы из плотного картона по количеству детей с нарисованными на них контурам

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр.  29

4

Как люди жили раньше. Русское народное творчество.

Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция)

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для  

оформления.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.42

«Фартук для дымковской куклы»

Учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой фартука – округлой или прямой, чередовать в узоре 3-4 элемента разной величины и формы, выполнять узор в определенной последовательности – сначала рисовать крупные элементы, затем мелкие.

У воспитателя книжка-ширма, 2 фартука, вырезанных из белой бумаги: закругленный и прямой, с закрашенными яркими красками оборками; силуэт дымковской куклы. У детей фартуки, по размеру соответствующие куклам, изображенным в книжке-ширме; гуашь, мягкие кисти.

Г.С. Швайко «Занятия ИЗО в старшей группе», стр. 62

Здравствуй,  Зимушка-зима!

Декабрь

1

Что подарит нам зима, чем она порадует? Сезонные изменения в природе.

 «Зима»

 Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

Бумага светлого тона (серая, голубая, желтая) формата А4, цветные восковые мелки, белила (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)

 

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.56

 «Красивое развесистое дерево зимой»

Учить детей создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение. Закреплять умение использовать разные приемы  для передачи заднего и переднего плана рисунка. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Развивать эстетическое восприятие, эстетическую оценку.

Лист А4, гуашь, кисти щетина, белка 3-4, банка с водой, салфетка.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.73

2

Зимние виды спорта. Конькобежный спорт, фигурное катание.

«Снежинка»

Учить рисовать узор на бумаге в форме розеты: располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.

Образцы снежинок 2-3 шт. Гуашь белая, темная бумага в форме розеты, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.61

«Зимние виды спорта»

Формировать интерес к изобразительному искусству, формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, развивать у детей фантазии, образное мышление, воспитывать у детей интерес к зимним видам спорта, учить детей обобщать свой жизненный опыт,  отражать свои знания и впечатления в рисунке.

Белые листы, гуашь, мягкие кисти, салфетки.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/04/26/konspekt-zanyatiya-po-izo-deyatelnosti-zimnie-olimpiyskie-vidy

3

Новогодний калейдоскоп. Зима в произведениях искусства.

 «Наша нарядная елка»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Альбомные листы, краски акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.63

Знакомство с зимними пейзажами

Знакомить с творчеством  знаменитых художников. Развивать умение передавать эмоционально-образное содержание музыкального и художественного произведения . Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Учить детей кратко описывать содержание  картины,  соотнося при       этом картину с литературными и музыкальными  произведениями. Учить рисовать широкие линии всем ворсом кисти, а тонкие линии – кончиком.

Репродукции картин художников И. И. Шишкина  «На севере диком», Л. И. Бродской «Морозное утро»,  Б. Смирнова-Русецкого  «Слобода Берендеев». Загадочная картина с изображением зимнего пейзажа, закрытая вуалью.  Бумага голубого оттенка или синяя. (для коллективной работы).   Гуашь коричневого, белого, зеленого цветов, трафареты снежинок.

Конспект

4

Безопасность зимой.

 «Дети гуляют зимой на участке»

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).

Альбомные листы, цветные карандаши (цветные восковые мелки) (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.66

«Снегурочка возле елки»

Учить передавать сказочный образ Снегурочки через ее наряд,  упражнять детей в использовании разного нажима карандаша, учить рисовать наклонными штрихами.

Тонированные листы, цветные карандаши.

Г.С. Швайко «Занятия ИЗО в старшей группе», стр. 84

5

Театральная неделя

Рисование сангиной «Три медведя»

Продолжать знакомить детей с сангиной. Учить рисовать мелком сангины, затушевывать линии. Продолжать упражнять в графическом изображении животных, стоящих на задних лапах. Закреплять умение вписывать изображение в лист, располагать животных в нужной последовательности.

         

Бумага для акварели, сангина, ватные тампоны (для растушевывания), салфетки (подложить под правую руку).

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 33

Рисование в технике «пуантилизм» «Театр Буратино»

Учить последовательно заполнять рисунок тычками ватной палочки; учить выражать собственное отношение к героям произведения через цвет; развитие способности понимать вложенный в спектакль смысл; развитие мелкой моторики, воспитывать умение слушать и слышать собеседника.

        

Мольберт, шаблон человеческого силуэта – по числу детей, ватные палочки – по числу детей, акварельные краски, ноутбук для воспроизведения сцены из сказки «Приключения Буратино».

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/12/16/konspekt-nod-risovanie-teatr-buratino

Русская традиционная культура

Январь

1

Зимние каникулы

2

Знакомство с народной культурой и традициями

Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Вылепленные детьми изделия, украинская керамика. Гуашь.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.59

«Городецкая роспись»

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

Изделия с городецкой росписью, гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков, полоски бледно-желтой бумаги, кисти, банка с водой, салфетки.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.67

3

Неделя детской книги.

Рисование по замыслу «Моя любимая сказка»

Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки

Альбомные листы, простой графитный карандаш, краски акварель, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.51

Рисование сюжетное «Лиса – кумушка и Лисонька – голубушка». 

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане, передавать смысловые и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках «Лисичка – сестричка и серый Волк», «Снегурушка и лиса».

  Альбомные листы, изобразительные материалы на выбор детей.

И. А. Лыкова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.76

4

Неделя добра

Рисование в технике «монотипия» «Доброта в наших сердцах»

Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках; познакомить с техникой рисования «монотипия»; формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

Мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/02/19/konspekt-organizovannoy-obrazovatelnoy-deyatelnosti-hudozhestvenno

«Рисование по замыслу»

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

Бумага разных размеров и цветов, акварель, цветные карандаши, цветные восковые мелки.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.60

        

Мы поздравляем наших пап

Февраль

1

Виды транспорта. ПДД

 «Пароход»

Учить рисовать простым карандашом предметы, передавая форму основных частей, их расположение и размеры. Продолжать закреплять умение вписывать

изображение в лист. Продолжать учить закрашивать силуэт восковыми мелками и тонировать

мокрый лист бумаги акварельными красками.

        

Бумага для акварели, восковые мелки, акварельные краски,

широкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 52

 «К магазину подъехал грузовой автомобиль»

Передать в рисунке несложный сюжет, строить композицию по графической схеме, самостоятельно придумать архитектуру магазина  с большими окнами, закреплять способы работы всей кистью и кончиком.

Листы тонированной бумаги, где 1\3 закрашена, краски гуашь, мягкие кисточки.

Г.С. Швайко «Занятия по ИЗО в старшей группе», стр. 113

2

Наша армия сильна. Род войск (пехота, морской, воздушный, танковый)

«Пограничник с собакой»

Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками).

Альбомные листы, цветные карандаши, простой (графитный) карандаш или цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.79

 «Cолдат на посту»

Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.

Простой (графитный)  карандаш, цветные карандаши, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка)

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.76.

3

Путешествие в страну здоровья.

«Дети делают зарядку»

Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменения положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.

Альбомные листы, графитный и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.82

Рисование в технике «кляксография» «Вредные микробы»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией. Развивать дыхательную систему, крупную и мелкую моторику.

Способствовать развитию детского воображения, выдумки, творческой мысли.

Образец, бумага ½  листа А4, акварель синего и черного цвета; трубочки для коктейля по количеству детей, кукла Чумазка.

Конспект

4

Мой город, мой край, моя страна. Достопримечательности Новосибирска.

Рисование «Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

Хохломские изделия с простыми узорами. Полоски бумаги охристого цвета, несколько полосок черного цвета для тех детей, которые быстро справятся с созданием узора, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.78

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (По сказке «Лиса и заяц»)

Продолжать развивать у детей образные представления, воображение.  Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (По сказке «Лиса и заяц»)  .Продолжать развивать у детей образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

Листы белой или цветной бумаги А4, краски гуашь, банка с водой, салфетки, кисти, сангина, угольный карандаш

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.86

Весна идет, весне дорогу!!!

Март

1

Мамин праздник

Рисование  по замыслу «Картинка к празднику 8 Марта»

Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

Альбомные листы, краски гуашь или акварель, простой (графитный) карандаш, краски, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.83

«Милой мамочки портрет»

Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тети). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашь, палитры, кисточки, банки с водой. Семейные фото, репродукции картин известных художников-портретистов. Опорные рисунки для показа этапов работы.

И. А. Лыкова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.144

2

Комнатные растения (условия для роста, правила ухода, черенкование растений).

Рисование с натуры «Сансевьера»

Учить рисовать  комнатные растения; правильно передавать строение сансевьеры: 5 длинных прямостоячих листа; передавать величину горшка, закреплять умение делать наброски горшка простым карандашом; учить анализировать свою работу и работы товарищей. Развивать умение рисовать гуашью разных цветов, смешивать их на палитре для получения нужного цвета; развивать память и зрительный контроль. Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям, самостоятельность в рисовании с натуры.

Альбомный лист формата А4 – белый,  гуашь: зелёная, жёлтая, белая, коричневая – для горшка; палитра, кисть, тряпочки;  банка с водой, карандаш графитный. Картинки  сансевьеры.
«Вальс цветов» П. И. Чайковского

Конспект

Рисование по замыслу «Фантастические цветы»

Вызвать интерес к рисованию  фантастических цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать и переносить полученные представления в художественную деятельность.

 Бумага белая и тонированная, цветная для фона, худ-ные материалы на выбор детям – гуашь, акварель, пастель, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши, ватные палочки, перышки, лак для ногтей с блёстками. Таблица с элементами растительными мотивами разных видов народного декоративно-прикладного искусства.

И. А Лыкова «ИЗО деятельность в деском саду, старшая группа», стр.134

3

Весна шагает по планете. Сезон, растительность, труд людей, встречаем птиц.

 «Идет дождь»

Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).

Простой (графитный) карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.37

Рисование в технике «по  мокрому» (цветовая растяжка, лессировка)

«Весеннее небо»

Создать условия свободного экспериментирования с акварельными красками и разными худ. материалами. Учить изображать небо с помощью  цветовой растяжки «по мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений, развивать творческое воображение.

Листы бумаги А4, акварель, ватные тампоны, банки с водой, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик.

И. А Лыкова «ИЗОдеятельность в деском саду, старшая группа», стр.170

4

Азбука безопасности. В мире растений, насекомых и животных.

«Усатый-полосатый»

Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Гуашь или цветные восковые мелки, альбомные листы.

Т.С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.63

Рисование по замыслу на камешках «Превращение камешков»

Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Совершенствовать изобразительную. технику, развивать воображение.

Камешки разной формы и величины, акрил, кисти, демонстрационный материал с животными и насекомыми, салфетки на каждого ребенка.

И. А Лыкова «ИЗОдеятельность в деском саду, старшая группа», стр.192

Апрель

аппааыаыаыа

5

Обитатели рек и озер Новосибирской области.

Рисование красками и солью «Речные рыбы»

Расширить и уточнить представления детей о рыбах и среде их  обитания. Учить рисовать рыб простым карандашом, закрашивать гуашью, посыпать солью для имитации чешуи. Продолжать учить тонировать лист бумаги акварельными красками. Закреплять умение сочетать в рисовании гуашевые и акварельные краски, соль. Развивать внимание.

Изображения речных рыб и других животных (лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи и т. д.). Альбомные листы, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, солонки с солью, мягкие кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 45

Рисование декоративное «Знакомство с искусством гжельской росписи»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее  специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Изделия гжельских мастеров, альбомы, плакаты. Альбомные листы, краски акварель, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.89

Весенние деньки

1

Экосказка. Взаимосвязи в природе.

«Улитка»

Учить рисовать на камне. Учить придавать рисунку выразительность. Развивать фантазию, образное мышление. Закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии.

Гладкие морские овальные камни (можно вылепить «камни» из глины или теста: полстакана муки, полстакана соли, полстакана воды, 1 чайная ложка подсолнечного масла); гуашь, тонкие кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 71

Декоративное рисование «Гжельские узоры»

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Развивать легкие и тонкие движения руки.

Листы бумаги 10х10 см (3-4 листа на каждого ребенка), синяя краска акварель или гуашь, кисти №1-3, 6-8, банка с водой, салфетка.

Т. С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр. 99

2

День космонавтики. Космонавты.

«Ракета в космосе» (часть 1)

(Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь)

Учить рисовать восковыми мелками ракету.

Фотография Ю. Гагарина, изображение космической ракеты. Альбомные листы, восковые мелки.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр.  62

«Ракета в космосе» (часть 2)

 (Рисование набрызгиванием. Восковые мелки, гуашь)

Познакомить детей с новым способом рисованиянабрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.

Фотография Ю. Гагарина, изображение космической ракеты. Рисунки детей, гуашь, разведенная водой, зубные щетки, расчески-гребешки, тряпки, фартуки (или старые рубашки, чтобы не забрызгать одежду)

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 62

3

Путешествие в прошлое предметов.

 «Ковер»

Учить рисовать на ковре узоры в виде длинных несоприкасающихся линий. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию и воображение. Воспитывать любовь к русским песням. Упражнять в сочетании цветов. Развивать художественный вкус.

Половинки альбомных листов, простые карандаши, фломастеры.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр. 26

«Узоры на полотенце» (Декоративное рисование цветными карандашами)

Познакомить детей с историей украшения одежды и белья вышивкой. Показать красоту вышитых изделий, выполненных из геометрических элементов. Учить составлять и располагать симметричный геометрический узор.

Демонстрационный материал. Изображения русской народной одежды и вышивки на полотенцах, скатертях, салфетках, простынях; образцы украшения геометрическими элементами вышивки. Раздаточный материал. Бумажные прямоугольники 22×8 см, цветные карандаши.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр.  26

4

МОНИТОРИНГ

Скоро лето!

Май

1

Праздники мая. 9 мая – День Победы.

«Салют над городом в честь праздника Победы»

Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Бумага темно-серая или синяя, гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т.С. Комарова «ИЗО деятельность в детском саду. Старшая группа», стр.101

«Птицы приветствуют День Победы»

Воспитывать патриотические чувства, уважение  к героям ВОВ, упражнять в рисовании на всем пространстве листа, побуждать передавать атмосферу праздника.

Иллюстрации по теме, фонограмма песни «Летите, голуби…» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского). Тонированная бумага формата А4, простые карандаши, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки.

Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа»

стр. 405

2

Многонациональная страна – Россия.

«Аленушка в сарафане»

Продолжать знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Показать красоту вышитых изделий. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды– сарафана и сорочки. Развивать уважение к народной культуре.

Красочно иллюстрированная книга «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» («Царевна-лягушка», репродукция картины В. Васнецова «Аленушка»), Изображения русской народной одежды. Альбомные листы с нарисованной девочкой в рубахе и сарафане, с широкой лентой на голове; цветные карандаши.

Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

стр.  28

«Спасская башня Кремля»

Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине.

Иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля. Альбомные листы, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр. 97

3

Летние виды спорта.

«Любимый вид спорта»

Учить детей рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции, передавая разное положение рук и ног. Развивать художественные способности. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Альбомные листы, цветные карандаши, простой карандаш (на каждого ребенка).

Демонстрационный материал: иллюстрации, конверт от Кроша.

Конспект

Рисование по замыслу «Спортсмен»

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывать изменения внешнего вида в связи с передачей несложных движений. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием образа.

Цветные карандаши или восковые мелки, бумага А2.

Конспект

4

Летние цветы, травы, насекомые.

«Цветут сады»

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.104

«Бабочки летают над лугом»

Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

Альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь – белила, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Т. С. Комарова «ИЗОдеятельность в детском саду. Старшая группа», стр.105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование по рисованию в старшей группе для детей с ЗПР

Учебный план  по рисованию для группы компенсирующей направленности. Старший возраст...

Перспективное планирование по рисованию в средней группе по программе "От рождения до школы".

Годовое перспективное планирование по рисованию в средней группе....

Тематическое перспективное планирование по рисованию в старшей группе ЗПР (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тематическое перспективное планирование по рисованию в старшей группе. Была использована литература:1.    Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».2....

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11852718","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Перспективное планирование по рисованию (изобразительному...

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе...

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе

Перспективное планирование по программе "Мир открытия"...

Перспективное планирование по рисованию в старшей группе на 2023-2024 год

Планирование занятий по рисованию в старшей группе по месяцам и неделям  на 2023-2024 учебный год...