Родная речь как источник формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников
материал

Мацнева Ольга Владимировна

Духовно-нравственное воспитание - актуальная проблема современного общества. Период дошкольного детства наиболее благопрятен для духовно-нравственного воспитания. Художественное слово является одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_rech_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Родная речь как источник формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников

Мацнева О. В., учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»

Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами [1, c.43].

Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания. Такие выдающиеся педагоги, как В.А Сухомлинский, Н.С Карпинская, Л.Н Стрелкова и др. занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовно-нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. И какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят [4, c. 69].

На наш взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является родная речь, в частности художественное слово.

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе к заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи.

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. [3,c.154]

Для реализации поставленных задач во время проведения ООД использую следующие формы работы:

чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;

проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;

чтение произведений и пересказ с элементами театрализации;

викторины и инсценировки по сказкам, сочинение сказок;

речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.

дидактические игры: «Вежливые слова», «Цветок красивых слов», «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Круг желаний», «Тайный друг», «Вспомнить сказку», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Добро и зло» и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение.

Нельзя не отметить, что праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя-логопеда со специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом) и воспитателями, создают оптимальные условия, способствующие полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей и воспитанию духовно-нравственных качеств:

музыкально-литературный досуг «В гостях у Осени»;

музыкально-поэтическая инсценировка: «В мире сказок К. Чуковского;

тематическая ООД: «Космос манит и зовёт», «Победный май»;

выставка рисунков: «Герои сказок»

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливыми, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

Но воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства [5,с.27].

В последнее время развитие информационных технологий породило тенденцию к снижению качества общения между ребенком и взрослым, т.к. вместо живого общения ребёнок слышит с экрана лишь пальбу, крики и писки, видит вечную занятость и усталость родителей из-за которых те перестают общаться с детьми. Вина современных родителей в том, что они почти не общаются с детьми, подсаживая их на электронные гаджеты, экономят своё время, забывая о том, что речь и духовно-нравственные качества развивается только в общении, только в диалоге, только во взаимодействии взрослых и детей.

А ведь именно в семье закладываются основы духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает работа учителя-логопеда с родителями.

Не секрет, что родители являются главным авторитетом и образцом для подражания. Чтобы научить ребёнка культуре общения, нужно самим соблюдать и выполнять правила этикета. Чтобы активнее привлечь родителей к данному процессу, с родителями  проводятся консультации, мастер – классы на темы:

«Секреты этикета общения»,

«Какая прелесть – эти сказки»,

«В стране добра и зла»,

«Семейное чтение»

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие является самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание его души ребёнка – это создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека [2, c.204]. Невозможность оценить эффективность проводимой деятельности на этапе дошкольного детства не уменьшает значимости и важности проводимой работы по формированию духовно-нравственного воспитания, так как в детские годы формируется нравственный мир человека, главные черты человека, и переделать их потом практически невозможно.

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.

2.Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.

3.Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.

4.Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.

5. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.

Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...

Природа- как важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта дошкольника.

В материале раскрываются необходимые условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Презентация:«Фольклор, как источник формирования духовно-нравственного мировоззрения"

Проект на тему:«Фольклор, как источник формирования духовно-нравственного мировоззрения...

Проект "Фольклор как источник формирования духовно-нравственного мировоззрения"

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ....

Выступление на педсовете «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей».

Выступление на педсовете          «Роль книг для развития речи в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников в процессе взаимодействия с семьей»...