Работа педагога наставника с молодым специалистом
статья

Борисова Ольга Михайловна

У нас начинается самый интересный вид педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогиче­ская практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходи­мый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитатель­но-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

        - умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

- осуществлять педагогическую диагностику;

   - делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

   -организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

   - умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_molodomu_pedagogu.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа   педагога наставника с молодым специалистом

У нас начинается самый интересный вид педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, она занимает особое место в вашей профессиональной подготовке. Педагогическая практика позволит вам войти в мир профессионалов, обрести необходимый опыт профессиональных действий:

умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста;

        - умения планировать, подготавливать и осуществлять педпроцесс в ДОУ;

- осуществлять педагогическую диагностику;

   - делать психологический анализ индивидуальности ребёнка;

   -организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка его прогностических способностей;

   - умения использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребёнком и др.

Вопросы к анализу разных видов деятельности детей в дошкольных учреждениях (бытовой, игровой, учебной, трудовой), материал к проведению наблюдения за детьми и непосредственной педагогической деятельностью воспитателя помогут вам войти в мир профессионалов. Пакет диагностических методик, таблицы рекомендации к составлению плана работы с детьми в ДОУ по проведению режимных моментов помогут вам грамотно подойти к планированию работы в ДОУ и построению педагогического взаимодействия с детьми.

Желаем вам успехов в этой интересной и важной работе!

Советы начинающему воспитателю

Первая встреча с детьми - важный момент в ходе практики. От неё во многом зависит, какие у вас сложатся отношения с детьми и педагогами.

Если вы хотите, чтобы ваша педагогическая деятельность прошла успешно, сначала надо вызвать интерес детей к себе. Этого можно достичь, если вы тщательно подготовитесь к встрече. Дети разные, но все они будут внимательно присматриваться, и изучать вас в первый день.

Те из детей, кому вы понравились сразу и очень общительны, начинают «бросаться вам на шею», пытаясь установить отношения панибратства. Если вы не сумеете сразу установить определённую дистанцию, это может вызвать у вас трудность в управлении этими детьми.

Заранее просмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные; подберите весёлые забавы, которые можно провести с детьми на прогулке, посмотрите альбомы с поделками и выберите те, какие вы сами сделаете для детей и научите их потом делать самостоятельно; интересные книжки, какие вы могли бы им прочитать, и т.д. Проанализируйте свои способности и подумайте, как эффективнее преподнести их детям. Может, споёте песню, построите необыкновенный замок из снега, покажете фокус или поразите воображение детей чем- то ещё. Чем разнообразнее будут ваши предложения интересных дел, тем больше круг детей вы привлечёте к себе.

В процессе общения с детьми присматривайтесь к их поведению, особенностям взаимоотношений.

Имя имеет большое значение для ребёнка, поэтому постарайтесь быстрее запомнить имена детей.

Будьте чутки и внимательны к детям, замечайте их малейшие достижения, хвалите, поощряйте их. Именно такой фон жизни детей в детском саду является живительной «почвой» для их роста и развития.

Внимательно наблюдайте за детьми в процессе специально организованной и свободной деятельности с целью изучения уровня обученности развития детей, их психологических особенностей. Сравните свои наблюдения с предполагаемыми результатами развития ребёнка соответствующего возраста, данными в программе. Проанализируйте степень усвоения учебной программы с детьми в группе на основании анализа документации воспитателя, наблюдений и беседы с воспитателем.

Наблюдение режимных процессов

Основные задачи работы педагога-наставника:

Обеспечить наиболее лѐгкую адаптацию молодого педагога в коллективе, в

процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру

педагога в себя.

Использовать эффективные формы повышения профессиональной

компетентности и профессионального мастерства молодого педагога,

обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения

профессиональными знаниями и навыками.

Планирование профессионального роста молодого педагога.

Приобщать молодого педагога к корпоративной культуре учреждения (под

корпоративной культурой понимается устойчивый, сложившийся в

процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников,

принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии

деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие),

объединять вокруг традиций Учреждения.

Характерным признаком творческого подхода к процессу общения является

гуманистическая позиция педагога, взгляд на партнера по общению с

оптимистической гипотезой, наличие потребности в контактах, открытость

общения, эмпатия и рефлексия в этом процессе. Владение эмпатией и рефлексией является непременным условием продуктивности общения и важнейшим показателем овладения техникой общения.

Я придаю исключительное значение коммуникативным умениям педагога наставника. Для организации взаимодействия с молодым педагогом в качестве таковых выделяю: умение управлять поведением; умение адекватно моделировать личности других субъектов общения; умение «подать себя в общении» и т. п.

Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодым педагогом

считаю следующие:

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение моей

диагностической функции, как педагога-наставника. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения я могла осуществить профилактическую работу, которая планировалась в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре. При подобном общении требуются знания психолого -педагогической теории, владение приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда

необходимо помочь молодому педагогу в разрешении сложных ситуаций, с

которыми он не силах справиться самостоятельно. В этом случае требуется не

только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения

предполагает владение технологией общения на достаточно высоком уровне,

наличие потребности в общении с подопечным, желание помочь ему в

установлении доверительных отношений. Общение на основе дружеского

расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В еѐ основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

В работе с молодым педагогом я старалась использовать все многообразие

форм организации педагогической деятельности. Например, такие как:

Вечера вопросов и ответов: представляют собой сбор и анализ

педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Как правило, молодому педагогу заранее предлагается составить список вопросов к педагогу наставнику. Значимость этого мероприятия зависит от того, насколько актуальными и существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми, и откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера проходят как непринужденное, равноправное общение молодого педагога и опытного наставника.

«Круглый стол»: встречи за «круглым столом» расширяют

профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих

наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема

профессиональной адаптации педагога, которая и становится темой для

обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины в детском

коллективе, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагога и т. п.

Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую

пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это

позволяет не только познакомить молодого педагога с вопросами организации

учебного процесса через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать ему воспитательно-образовательный процесс,

передовые методы работы, доступно и убедительно донести до новичка

необходимую педагогическую информацию. Можно организовать посещение

родительских собраний, мероприятий, занятий опытных педагогов, после чего

обменяться мнениями об увиденном, отметить плюсы и минусы работы.

Групповые дискуссии. В их основе – конкретные педагогические ситуации,

пережитые молодым педагогом. Например, «Как привлечь родителей к участию в жизнедеятельности группы», «Как решить проблему нерационального использования времени на занятии». Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной воспитательной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

Обзор педагогической литературы. Суть этой формы заключается в

обсуждении содержания специально подобранных наставником научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Деловые игры. В работе с молодым педагогом можно использовать игровые

приемы (разыгрываются ситуации взаимодействия с воспитанниками и их

родителями, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения)

Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке,

формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности,

творческих способностей и выдумки наставника-организатора игры. Целью

деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут

распределяться по-разному. Темой деловых игр могут быть разного рода

конфликтные ситуации в педагогической деятельности.

Консультирование организуется наставником для молодого педагога. Такая

консультация имеет определенную и специализированную направленность. Она включает сообщение наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодого педагога. Суть консультирования в процессе оказания наставнической поддержки заключается в следующем: установление контакта и развитие позитивных взаимоотношений с молодым педагогом; психолого-педагогическая диагностика профессионально значимой проблемы; контроль и корректировка процесса образования; системный анализ ситуаций. На них общепедагогические положения должны рассматриваться в конкретном приложении к определенным частным случаям.

Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо

проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые

вызывают затруднения у молодого педагога. Эти особенности делают

консультирование важным элементом в общей системе профессиональной

поддержки молодого педагога. Основной задачей здесь является изменение

неадекватных педагогических позиций новичка, расширение мотивов

осознанности профессиональной деятельности молодого педагога, оптимизация форм педагогического воздействия на воспитанников.

Практические занятия направлены на выработку и закрепление

педагогических умений и навыков, являются действенной формой повышения

профессионализма молодого педагога. Разрыв между его теоретическими

представлениями о формах, методах и средствах обучения и воспитания и

практическими умениями является наиболее характерным недостатком.

Индивидуальное обучение. Основным достоинством индивидуального

обучения молодого педагога является возможность полной индивидуализации

содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи. Такая форма

работы позволяет следить за каждым его действием при решении конкретных

педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник – подопечный». Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, я уточнила, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего было в беседе. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где педагог достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, он чувствует себя свободнее, увереннее.

Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с молодыми

специалистами.

Методы и формы работы с

молодым специалистом

Характеристика методов и форм работы

Технология сотрудничества Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в

сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу,

осознавать свои успехи и успехи товарищей. Существует несколько

вариантов организации обучения в сотрудничестве. Наиболее

интересный из них – обучение в команде. Ставится групповая цель.

Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии

всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или

вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды

овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, причем

чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Коучинг Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг

– это развивающее консультирование. В деятельности детского сада

данная идея используется давно в виде взаимопо сещений опытными

педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего

воспитателя. Разница между обычным консультированием и новыми

технологиями: коучинг – это активная форма обучения,

направленная на личностную поддержку профессиональной

деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение,

дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и

рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает

консультант, и сам находит резервы и пути для решения своих

проблем. Безусловно, консультант должен иметь опыт

консультирования. В процессе работы он выстраивает с педагогом

партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь

партнером, а не советником. Коучинг не зря называют «терапией

успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и

профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же,

должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

Кейс-метод Нетрадиционный метод в работе с молодыми педагогами –

неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги

участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и

задач, взятых из реальной практики. Кейс-метод может быть назван

методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно

проста: для организации обучения используются описания

конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Педагогам

предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание

которой одновременно отражает не только какую-либо практическую

проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний,

который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При

этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает

позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем

возможность проявить инициативу, почувствовать

самостоятельность в освоении теоретических положений и

овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что

анализ ситуаций довольно сильно воздействует на

профессионализацию обучаемых, способствует их взрослению,

формирует интерес и позитивную мотивацию. Кейс-метод – это не

просто методическое нововведение, распространение метода

напрямую связано с изменениями в современной ситуации в

образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на

освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие

общего интеллектуального и коммуникативного

потенциала педагогов.

Технология открытого пространства

Предусматривает активное участие каждого педагога, создание

демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и

сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Квик-настройка Это настрой педагога на успешную работу:

Если вы хотите нравиться людям –улыбайтесь! Улыбка

– солнечный лучик для опечаленных, противоядие

созданное природой от неприятностей.

Вы самые лучшие, успешные и красивые, пусть все вершины

покоряются ВАМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-наставника с молодым специалистом

Перспективный план работы наставника с молодым педагогом...

Индивидуальный план работы педагога - наставника с молодым специалистом на 2019-2020учебный год

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу поможет создание системы нас...

Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/2022 учебный год

Данный матерал будет полезен для педагогов, которые ведут работу по наставничеству молодых специалистов по теме "Развитие  речи дошкольников раннего возраста посредством малых фольклорных фо...

Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год

Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2021/22 учебный год

Цель: развить профессиональные умения и навыки молодого педагога....

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на 2022 -2023 учебный год.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема  актуальна, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалист...

ПЛАН работы педагога-наставника с молодым специалистом

ПЛАНработы педагога-наставника с молодым специалистом...