Активизация восприятия музыки детьми дошкольного возраста. Активное слушание.(консультация)
консультация

Бордак Елена Ивановна

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

И тут на помощь приходит такая форма работы, как Активное слушание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnoe_vospriyatie_muzyki.docx26.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активизация восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Воспринимать музыку, – это значит научиться слушать её, переживать чувства и настроения, вложенные композитором. Восприятие музыки - это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально – осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения.

Развитие способности восприятия музыки - основа воспитания музыкальной культуры дошкольников.      

Существует четыре вида восприятия музыки. Это:

  • Образность.

 В процессе восприятия музыкального произведения у ребёнка создаётся его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом. Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.

  • Целостность.

 Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, ритма, тембра.

  • Эмоциональность.

 Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эстетическая эмоциональность является основным свойством полноценного музыкального восприятия. Музыка способна оказывать влияние на эмоциональную сферу человека. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

  • Осознанность.

 Восприятие невозможно без осознания воспринимаемого, т.к. восприятие тесно связано с мышлением. Многие музыковеды говорили о необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки. Поэтому, одним из основных принципов музыкальной педагогики является единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки.

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

И тут на помощь приходит такая форма работы, как Активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Активное восприятие музыки – это  ряд методов и приемов, активизирующих процесс слушания музыки, делающих процесс слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым, творческим.

Творческое слушание – это понятие данное О.П. Радыновой, которое она описала в своей программе по слушанию классической музыки «Музыкальные шедевры».

Чтобы сделать процесс слушания музыки ненавязчивым, интересным и деятельностным, на разных этапах применяются как стандартные, так и нетрадиционные педагогические методы, среди которых: 

  • Проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребенок начинает сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребёнок должен «сделать открытие». 
  • Для эффективного развития у детей музыкального восприятия нужно побуждать детей к творчеству и активной разнообразной деятельности (изобразительной и т.д.)
  • Зная потребность ребенка в движении (а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений) возможно добиться эмоционально - образного восприятия музыки детьми через музыкально – двигательные импровизации.
  • уподобление характеру музыки – способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности

Виды деятельности  по активному слушанию музыки:

  • Пластическое интонирование. 

«Пластическое интонирование» это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.)

Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, по моего мнению, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют,  о том какое оно и что может делать под эту музыку.

Интересна музыка Клода ДебюссиМузыка этого композитора потрясающе красивая, образная, эмоциональная, она прекрасно сочетается с другими видами искусства - с поэзией, изобразительным искусством.

пластическая игра «Рыбки». Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки. Ладошки ребенка соединяются вместе и под музыку дети изображают плавающих рыбок. Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.

Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.        

  • Музыкально-дидактические игры.

 Игра «Бабочки и Жуки» (музыка И.Штрауса «Полька Анна» и музыка «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова) Дети делятся на две подгруппы (бабочки и жуки)

Детям дается задание показать образы бабочек и жуков под музыку, которая подходит по характеру. И двигаться под нее в соответствии с характером произведения, Придумать, что делают насекомые, как двигаются, танцуют(например бабочки перелетают с цветка на цветок, собирают пыльцу и т.д.

Игра «Цвет – настроение» позволяет закрепить представления о  характере музыкальных произведений.

Детям даются цветные карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что например карточку желтого цвета они поднимут, если услышат веселую, решительную, музыку, а карточку синего цвета, если услышат тревожную, беспокойную. Дети проговаривают новые для них слова. Усвоение новых слов проходит очень быстро; обогащается словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.

  • Рисование под музыку.

Предлагается прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает. Дети с удовольствием сами становятся художниками и создают рисунки и коллективные работы  по прослушанным произведениям

Материалы, которые используются в работе с дошкольниками, должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Это и печальный чёрный цветок, который заколдовала Баба Яга (П.И.Чайковский «Баба Яга»), золотые рыбки (Сен-Санс «Аквариум») и многое другое…

  • Чтение стихов под музыку.  

«Содружество разных видов искусства» - это объединение разных видов искусства. Музыка, живопись, поэзия. Чаще всего используется чтение стихотворений и показ картин, иллюстраций по настроению исполняемой музыке.

  • Оркестровка или элементарное музицирование под музыку.

Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия, выделению наиболее ярких, выразительных средств музыки: интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов, изобразительных моментов.

  • Музыкально – двигательные импровизации и Образно-пластические этюды.

Зная потребность ребенка в движении (а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений) возможно добиться эмоционально - образного восприятия музыки детьми через музыкально – двигательные импровизации и образно-пластические этюды.

Пример:  Звучит музыка П.И. Чайковского «Зимнее утро»

Вот мы и в лесу, как кругом красиво! Снежинки летят. Бережно и нежно касаются деревьев. “Деревья в зимнем лесу”  Взаимодействие в пространстве   (Модель О.Коневой)

Музыкальный руководитель:   Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. Рябинки, подставляют грудь: пожалуйста, сыпни. У берёзки опущены гибкие ветви. Летит снег белый мимо белых стволов, не шелохнутся берёзы. Молодые ёлочки растопырили лапки, будто зелёные ладони.

  • Игры - драматизации.

 Это образно-игровой вид активного восприятия. Дети могут сочинить сказку или сюжет, распределить роли, и осуществить задуманное под выбранную к музыку. 

Результаты участия детей  в «активном слушании»:

  • происходит «высвобождение творческих сил» ребёнка
  • развивается более глубокое понимание и чувствование музыки
  • прививаются коммуникативные навыки работы в коллективе, умение договариваться
  • выявляются индивидуальные творческие  и  музыкальные способности.    

Пример «активного слушания», практическая работа.

1. Восприятие, знакомство или узнавание музыкального произведения. Беседа о характере музыки. Пластическое интонирование.

Звучит музыка П.И.Чайковского  «Апрель. Подснежник»

«А теперь с помощью с помощью движений, жестов  с помощью кистей   рук показать образ цветка подснежника (бутон, растет, раскрывается, наклоны в стороны (кивает), двигается, танцует). Звучит музыка П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник».  Дети выполняют.

2. Рисование под музыку. Можно выполнить слушание плюс рисование  весенней природы.

3.Оркестровка. Прослушивание фрагмента музыки, беседа характере музыки, о средствах выразительности, темпе, динамике, тембре.

Задание: Подобрать инструменты, которые подходят для воплощения образа весны:  звучание капелек воды, пение птиц, ручейки. (Звенящие шумовые инструменты: металлофоны, бубенцы, колокольчики, треугольники). Затем дети выполняют инструментальную импровизацию (элементарное музицирование).

4. Образно – пластические этюды.  

 Образно –  пластический этюд   «ПОДСНЕЖНИК».

Звучит пьеса  П.И. Чайковского   «Апрель. Подснежник» плюс художественное слово: педагог читает стихотворение Поликсены Соловьевой.  Дается творческое задание показать  образ цветка подснежника с помощью действий, жестов, танцевальных движений.

5. Стихотворение под музыку

     «В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

      Подснежника глянул глазок голубой.

      Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

      Потом потянулся из всех своих маленьких сил

      И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна,

      Скажите, ведь правда, что это весна?»

 Вывод: Разнообразные формы организации музыкального развития и воспитания, различные методические приёмы активизируют процесс восприятия музыки детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

Активизация процессов восприятия музыки детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.

Работа написана для занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ, с целью активизации процессов восприятия музыки детьми....