ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».
материал

Елена Рафаэльевна Ковальчук

материал о том, что такое детская инициатива и какие задачи стоят перед педагогом при использовании инновационных технологий в условиях ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8 «ЗВЕЗДОЧКА» ГОРОДА БУДЕННОВСКА БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»

ТЕЗИС ВЫСТУПЛЕНИЯ

НА РМО

Тема: «Использование инновационных образовательных технологий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях внедрения ФГОС ДОО».

воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Звездочка»

города Буденновска Буденовского района»

КОВАЛЬЧУК ЕЛЕНЫ РАФАЭЛЬЕВНЫ

2022 г.

Уважаемые коллеги! Свое выступление я хочу начать стихотворением Людмилы Огурцовой "Любознательный":

"Я упал два раза в речку, -

Сам не знаю, почему.

Первый раз, когда кузнечик

Прыгнул в воду – я к нему.

А второй, когда лягушек

Стал у берега считать,

То по самую макушку

В речку я нырнул опять.

Очень я люблю природу,

Всё хочу о ней узнать.

Правда, если падать в воду,

В школу можно опоздать!" (Л. Огурцова)

Вот так красочно стихотворение описывает детскую инициативу детей, которую не курирует взрослый человек, а что будет, если мы начнем направлять детей в их инициативе, развивать её и помогать реализовать планы? «Ребенок развиваться сам, без участия взрослых, не может, ему нужна помощь». (Дорофеева А. М. - ген. директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»).

В ФГОС ДОО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является развитие и поддержка детей в различных видах деятельности. Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

В книге Б. Г. Головиной «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей», хорошо определены задачи педагога по поддержке детской инициативы:

создать вариативную развивающую предметно – пространственную среду (игровые, художественные и другие центры в группе):

периодичность смены и обновления предметного содержания;

полифункциональные игры и игрушки; предметы и пособия, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;

обеспечить свободный выбор детьми материала, как по количеству, так и по качеству.

2. Организовать педагогическое взаимодействие с детьми, в процессе которого:

поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;

побуждать детей к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;

ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;

формировать умение дошкольников планировать собственные действия;

использовать педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного оборудования;

поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.

Оптимальным условием для развития детской инициативы и социальной активности является демократический стиль общения. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Для поддержки инициативы воспитатель должен:

поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения. Похвала нужна за правильность осуществляемого ребенком действия. Нам следует замечать и видеть промежуточный результат действий ребенка. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка. Должна ли быть помощь взрослого? Она необходима, но мы лишь можем подсказать желаемое действие, направить, помочь косвенно.

Недопустимо диктовать детям, как и во что должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

Нам следует организовать неоднократное повторение действий через различные виды деятельности. Давая возможность овладения детям с разными ведущими видами деятельности, пройти такие действия без механического повторения.

Мы преобразовываем предметно – пространственную среду. Одним из условий является постоянная сменность материала и обеспечение беспрепятственного доступа ко всем без исключения материалам и оборудованию. В условиях большой наполняемости групп воспитателю достаточно сложно, но необходимо дать возможность выбора детьми различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности каждый воспитатель применяет свои методы и приемы, используя их во всех видах детской деятельности, в режимных моментах, в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Например:

привлечение детей к планированию дня (утренний круг общения) и подведению итогов (вечерний круг общения);

продуктивные виды деятельности;

самоорганизованная деятельность

Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

трудовая деятельность;

метод «проектов»; викторины.

развитие коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков: развиваем умение сотрудничать; умение активно слушать; умение самостоятельно высказываться; умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

подвижные игры и игры соревновательного характера, квест – игры.

дидактические игры

развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий. Кроме вышеперечисленного, следует:

формировать у детей установки: «Я могу», «Я сумею»;

создавать ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; «Ты творческий ребенок, у тебя все получится!» Особенно, это относится к застенчивым и стеснительным детям.

И как говорил В. А. Сухомлинский «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» (Н. А. Короткова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему: "Технология поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях группы компенсирующей направленности"

Актуальность изучения  темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

Тренинг для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государств...