Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии
материал

Позинова Наталья Васильевна

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_2.docx24.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя с  воспитателями ДОУ в условиях ФГОС

    Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости.

Взаимосвязь музыки с изобразительной деятельностью, разнообразными играми, использование ее на других занятиях обогащает детское творчество, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей в коллективе интереснее, содержательнее, объединяет всех детей положительными эмоциональными переживаниями, способствует развитию общения между детьми.

  Организатором и координатором музыкального воспитания в работе всех специалистов является музыкальный руководитель. Работа педагогов сложна, разнообразна и проводится в полном обоюдном понимании и контакте.

Только в совместной согласованной деятельности можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель.

Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях.

Ведущая роль на занятиях по музыкальному развитию принадлежит музыкальному руководителю, т.к. только он может донести до детей особенности музыкальных произведений.  

Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ещё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта и воспитателя вне музыкального занятия.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Слабая же сторона педагога дошкольного образования по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры в группе. Воспитатель может закрепить музыкальные впечатления детей, прослушивая с ними в грамзаписи произведения, звучавшие на музыкальных занятиях, использовать их на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такое повторное слушание не требует от воспитателя развёрнутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких характеристик отдельных тем, музыкальных образов.

  Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.

 Воспитатель может обращаться к произведениям, не звучавшим на музыкальных занятиях. Это музыкальные сказки, фильмы, озвученные музыкой. Они не требуют развёрнутой беседы о музыке, а лишь привлечения внимания детей к её характеру, смене настроений.

   Воспитатель слушает с детьми и фрагменты классических произведений, народную музыку, отбирая  эти произведения вместе с музыкальным руководителем и согласует с ним методику проведения беседы.

Воспитатель осваивает репертуар,  используемый на занятиях и старается удачно использовать его в удобной для этого ситуации для активизации деятельности детей и в педагогических целях.

  Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия. Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.     Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические  движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии

В 1-й части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие.

Воспитатель, поскольку не сидит за музыкальным инструментом, видит всех детей, может по ходу действия делать соответствующие указания. Воспитатель должен предлагать точные, чёткие, красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных, т. к. эти упражнения направлены на развитие творчества детей.

Во 2-й части занятия при слушании музыки воспитатель  в основном пассивен. Проводит беседу о музыкальном произведении музыкальный руководитель. Воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, когда это необходимо, делает замечания детям, следит за дисциплиной, воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной.

При пении:

В распевании не участвует, чтобы не мешать детям. Если для выполнения упражнения детей делят на группы, воспитатель поёт с одной из них.

Разучивание новой песни.  При разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов (на мелодии). Но ни в коем случае не учит с детьми слова без музыки, до знакомства с мелодией.

Помимо этого (если воспитатель поёт чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

Совершенствование исполнения песни (2 этап разучивания). Сначала поёт песню вместе с детьми, на 4-5 занятии только подпевает в трудных местах.

Когда дети уже выразительно исполняют песню (3 этап разучивания), воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально-выразительное пение без поддержки взрослого. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

Музыкально-ритмические движения .

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей.

В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

В несюжетных играх воспитатель даёт разъяснения, указания по ходу игры, может включаться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар. С малышами играет на всех этапах разучивания игры. В играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры.

 В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или (в сложной игре, проводимой 1-2-й раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей.

Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования.

Необходимо участие воспитателя при разучивании танцев. 

Новую пляску (парную или тройками), элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем (мелодия напевается им) или с ребёнком (музыкальный руководитель играет).

В пляске хороводной 1-2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля.

В плясках-импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по-своему. В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми.

Игра на детских музыкальных инструментах 

Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях.

Воспитатель должен правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте (ложки, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).

В 3-й части занятия воспитатель обычно активно не участвует (за исключением занятий в младших группах), так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Воспитатель обязан по поручению музыкального руководителя заниматься с детьми в утренние и вечерние часы: разучить движения с отстающими детьми, напевая мелодию (или грамзапись), обучать игре на детских музыкальных инструментах (в форме советов, подсказок) тех детей, которые сами хотят этим заниматься, привлекать детей к творческим играм, используя знакомые песни.

В группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, шуршалками, погремушками, желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и экспериментирование со звуками.

Итак:

  1. На занятии по музыкальному развитию, дети должны быть аккуратно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие готовиться в группе, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике

Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Все нарядно одеты – и воспитатели и дети.

Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо. Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником. Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бабаджан Т. С.  «Музыкальное воспитание детей раннего возраста». М., «Просвещение», 1957. 191 с. с нот.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития для детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.
  4. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  5. «Методика музыкального воспитания в детском саду»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной – М.: Просвещение, 1982. – 271 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях...

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Взаимодействие воспитателяи музыкального руководителя на музыкальных занятиях...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальном занятии"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....

Консультация для воспитателей «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»

Консультация для воспитателей«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях. Правила профессионального поведения»...

План взаимодействия с родителями подготовительной группы по музыкально-театрализованной деятельности музыкального руководителя

  Где же, как не в семье  – уникальном первичном социуме,  ребенок получает ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловног...