Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия
картотека

Ликсютина Светлана Викторовна

Картотека игр для детей на развитие эмоцианально-волевой сферы и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_emots.-volevuyu_sferu_i_kommunik._navyki.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Индивидуальные игры:

1. «Тренируем эмоции».

Цель: формирование у ребёнка умения понимать эмоции других и выражать собственные эмоции и чувства.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

- Радость: улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

- Гнев: покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

- Испуг: покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

2. «Уходи злость, уходи».

Цель: обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Оборудование: ковёр, мягкие подушки.

Ход игры:

Ребенок  ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

3. «Час тишины – час можно».

Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Оборудование: конструктор, листы бумаги, карандаши, игрушки для часа «тишины».

Ход игры:

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

4. «Лото настроений».

Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

Оборудование: картинки со схематичным изображением эмоций.

Ход игры:

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок  берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Взрослый отгадывают изображенную эмоцию.

5. «Говори».

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ход игры:

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай потренируемся: «Какое сейчас время года? (делает паузу) … Говори, Какого цвета занавески в нашей комнате?, Какой сегодня день недели? Говори...». Далее начинается игра с ребёнком и взрослым.

6. «Попугай».

Цель: учить передавать эмоциональное состояние с помощь речи и мимики.

Ход игры:

Взрослый говорит любое короткое предложение, например «Я иду гулять» с определенным чувством, а ребёнок должен повторить его и угадать, с каким чувством сказано это предложение (радостно, грустно, вопросительно, с досадой, испугано, со злостью, спокойно).

7. «Раз, два, три … Настроение, замри!».

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики.

Оборудование: картинки с изображением людей в различных настроениях.

Ход игры:

Показать ребёнку картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребёнок по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображает на лице определенное настроение людей изображённых на этих картинках.

Групповые игры:

1.  «Продолжи фразу».

Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

2. «Обзывалки».

Цель: формирование у детей разрядки негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!» После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

3. «Подушечные бои».

Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Оборудование: мягкие подушки, колокольчик.

Ход игры:

Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается. Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.

4. «Молчание».

Цель: развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Ход игры:

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.

5. «Школа актёров».

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики.

Ход игры:

В школу актеров принимаются дети после небольшой проверки. Поэтому, сейчас вам нужно:

- Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек;

- Загрустить, как царевна Несмеяна, заболевший ребенок, ослик Иа;

- Злиться, как злая волшебница; два барана на мосту, голодный волк, ребенок, у которого отняли мяч;

- Испугаться, как заяц, увидевший волка, птенец, который выпал из гнезда, котенок, на которого лает злая собака;

- Улыбнуться, как кот на солнышке, хитрая лиса, мама, будто ты увидел чудо.

6. «Эмоции».

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, распознание эмоциональных состояний.

Оборудование: картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях.

Ход игры:

Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их. Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти? Каждому ребенку предлагается выбрать по одной картинке и придумать по ней короткий рассказ. Примечание. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка с шести лет - чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии.

7. «Закончи предложение».

Цель:  осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей.

Ход игры:

Детям предлагается закончить предложение: Когда ребенок плачет, мама чувствует… Когда дети играют, они чувствуют… Когда человек говорит неправду, он чувствует… Когда ребенок болеет, мама чувствует… Когда человек остается один, он чувствует… Когда человек сделал доброе дело, он чувствует Когда у человека есть друг, он чувствует… Когда человек видит что-то необычное, он…

Игры на развитие коммуникативных навыков и взаимодействия

1. «Принц на цыпочках».

Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе.

Ход игры:

Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

2. «Сороконожка».

Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Оборудование: препятствия в виде кегель, кубиков, обручей, мостиков, гимнастических палок и лент.

Ход игры:

Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего ребенка. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

3. «Передай сигнал».

Цель: преодоление защитных барьеров среди сверстников.

Ход игры:

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

4. «Хор животных».

Цель: налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с мелодией песни «В лесу родилась Ёлочка», картинки с изображением животных (уточки, коровы и котята).

Ход игры:

Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась Ёлочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках. Начинаю уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!» Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!». Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп. Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.

5. «Комплименты».

Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить.

Ход игры:

Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

6. «Мозаика».

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата.

Оборудование: пазлы с одинаковым количеством предназначенные для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Ход игры:

Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по коробке с пазлами. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно также раздавать коробки с пазлами индивидуально каждому ребенку.

7. «Заводные игрушки».

Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Оборудование: костюм продавца, ключик для заводных игрушек.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. Покупатель входит в магазин, здоровается с продавцом, выбирает себе «заводную игрушку». Продавец дает ему ключик, покупатель заводит её. «Заводная игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное ...

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ"

Тематический вечер с родителями...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей...

Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей

Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей....