Преемственность дошкольного и начального общего образования
статья

Аршинова Ольга Николаевна

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей

     Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

     Цель преемственности можно сформулировать как:

 - создание благоприятных условий в детскому саду  для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка и его успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

      Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

       Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого  ребёнка.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира

       Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства.  Преемственность с точки зрения детского сада- это  ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

     С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного  и операционного уровня развития ребёнка. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Учреждение, где я работаю,  работа по преемственности ведется на хорошем уровне. Каждый раз набирая новый состав детей в группу компенсирующей направленности первое родительское собрание  проводим в форме Семейной гостиной у самовара. Объясняем , что главной целью детского сада- это подготовка детей к школе. И работа это командная, которая предусматривает тесное сотрудничество педагогов и родителей дошкольников.

      На следующее собрание приглашаем учителей из  школ. Это самая действенная форма  взаимодействия: воспитатель- родитель-учитель. Совместно вырабатываются и озвучиваются единые требования к детям. И как результат этой планируемой работы –ребёнок в ситуации успеха.

      Продуктивные формы сотрудничества со школьными учителями у воспитателей продолжается в течение всего года. Педагоги вместе разрабатывают  и корректируют ранее известные памятки для родителей будущих первоклассников, темы и  вопросы  для бесед с их детьми. Дошкольные работники приглашают учителя на свои занятия и проводимые в саду мероприятия.

        Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования его уверенности в своих силах , развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

          Словом ,это обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.

Учитель должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

    Учителя могут быть свидетелями того, как у детей формируется чувства времени ( настенные и песочные часы напоминают  о режимных моментах в жизни детей). Чувства самостоятельности проявляется в поддержании порядка в своём индивидуальном ящике стола с канцелярскими товарами. Дважды в неделю дошкольники должны забирать задания на дом для закрепления  в своих папках , проявляя при этом ответственность за их выполнение. Так малыми шажками  дошкольники движутся  к школьной жизни.

      Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений с учителями  школ.

     В свою очередь  воспитатель должен  курировать целый год своих воспитанников при поступлении  в школу, интересоваться, как проходит адаптация  к учебному процессу и вливание  в новый коллектив бывших дошколят. Одним словом, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

     На протяжении многих лет в саду работает клуб «Будущий первоклассник» Его членами являются родители старших дошкольников , педагоги и другие специалисты детского учреждения. Основная цель  работы клуба: повышение педагогической грамотности и подготовки родителей и детей к новой социальной роли: «Родитель ученика» и «Ученик». Педагоги проводят консультации на самые разные темы с привлечением видео-  и фотоматериалов («Уголок первоклассника»,  «Возрастные особенности развития ребёнка»,  «Как легче пройти адаптационный период» и т.д.)  Проводят анкетирование родителей «Как определить готовность ребёнка к школе»,  практикумы и семинары с непосредственным  участием учителей, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками. Родитель может получить квалифицированную помощь по любому интересующему его вопросу.

Вывод:               Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.  Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию  предметных знаний и умений.  Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

          Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Но нужно признать, что преемственные связи нарушены по объективным причинам:

         -дети идут в разные школы с разным уровнем сформированности  умений и навыков

         - наличие вариативности программ

         -последствия пандемии COV-19

        Однако проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность дошкольного и начального общего образования

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

 то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»                             
                                      В.А.Сухомлинский

     Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей

     Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

     Цель преемственности можно сформулировать как:

 - создание благоприятных условий в детскому саду  для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка и его успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

      Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

       Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого  ребёнка.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира

       Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства.  Преемственность с точки зрения детского сада- это  ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

     С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного  и операционного уровня развития ребёнка. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

    Учреждение, где я работаю,  работа по преемственности ведется на хорошем уровне. Каждый раз набирая новый состав детей в группу компенсирующей направленности первое родительское собрание  проводим в форме Семейной гостиной у самовара. Объясняем , что главной целью детского сада- это подготовка детей к школе. И работа это командная, которая предусматривает тесное сотрудничество педагогов и родителей дошкольников.

      На следующее собрание приглашаем учителей из  школ. Это самая действенная форма  взаимодействия: воспитатель- родитель-учитель. Совместно вырабатываются и озвучиваются единые требования к детям. И как результат этой планируемой работы –ребёнок в ситуации успеха.

      Продуктивные формы сотрудничества со школьными учителями у воспитателей продолжается в течение всего года. Педагоги вместе разрабатывают  и корректируют ранее известные памятки для родителей будущих первоклассников, темы и  вопросы  для бесед с их детьми. Дошкольные работники приглашают учителя на свои занятия и проводимые в саду мероприятия.

        Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования его уверенности в своих силах , развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

          Словом ,это обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.

Учитель должен иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

    Учителя могут быть свидетелями того, как у детей формируется чувства времени ( настенные и песочные часы напоминают  о режимных моментах в жизни детей). Чувства самостоятельности проявляется в поддержании порядка в своём индивидуальном ящике стола с канцелярскими товарами. Дважды в неделю дошкольники должны забирать задания на дом для закрепления  в своих папках , проявляя при этом ответственность за их выполнение. Так малыми шажками  дошкольники движутся  к школьной жизни.

      Преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений с учителями  школ.

     В свою очередь  воспитатель должен  курировать целый год своих воспитанников при поступлении  в школу, интересоваться, как проходит адаптация  к учебному процессу и вливание  в новый коллектив бывших дошколят. Одним словом, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

     На протяжении многих лет в саду работает клуб «Будущий первоклассник» Его членами являются родители старших дошкольников , педагоги и другие специалисты детского учреждения. Основная цель  работы клуба: повышение педагогической грамотности и подготовки родителей и детей к новой социальной роли: «Родитель ученика» и «Ученик». Педагоги проводят консультации на самые разные темы с привлечением видео-  и фотоматериалов («Уголок первоклассника»,  «Возрастные особенности развития ребёнка»,  «Как легче пройти адаптационный период» и т.д.)  Проводят анкетирование родителей «Как определить готовность ребёнка к школе»,  практикумы и семинары с непосредственным  участием учителей, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками. Родитель может получить квалифицированную помощь по любому интересующему его вопросу.

Вывод:               Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.  Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию  предметных знаний и умений.  Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

          Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Но нужно признать, что преемственные связи нарушены по объективным причинам:

         -дети идут в разные школы с разным уровнем сформированности  умений и навыков

         - наличие вариативности программ

         -последствия пандемии COV-19

        Однако проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях современной модернизации Российского и столичного образования

В отличие от стандартов общего и профессионального образования, в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного обра...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

МПДС 6 «Преемственность дошкольного и начального общего образования как условие непрерывного образования ребёнка»

Совершенствование компетентности педагогов ДОО в рамках взаимодействия "Детский сад- семья - Школа" по вопросам обеспечения эмоционального, физического и социального благополучия ребёнк...