Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ.
методическая разработка

Лебедь Марина Сергеевна

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога. Знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога  ДОУ» (слайд 1)

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». 

В.А. Сухомлинский

(Слайд 2)

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога

Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка (Слайд 3)

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые педагоги! Я  хотела бы Вам предложить принять участие в мастер - классе по использованию здоровьесберегающих технологий в  работе с детьми.

Одна из самых главных проблем- это состояние здоровья детей. Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. (Слайд 4)

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной.  И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Для сохранения психологического здоровья используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Это формы и методы, используемые в ДОУ для укрепления и сохранения здоровья.

       

Здоровьесберегающие технологии, которые я, как педагог-психолог использую в своей  работе: (Слайд 5)

-Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

(Слайд 6)- Арт - терапия  (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Я в своей работе использую такие направления арт-терапии как:

(Слайд 7) Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

  • Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Песок — прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.
  • Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
  • Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка.
  • Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.

( Слайд 8, 9)-Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка.

(Слайд10 ) Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. 

- Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

- Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

Я предлагаю вам для начала нарисовать свое имя. Возьмите тот цвет фломастера, который вам нравится, который ближе к вашему состоянию души (в конце мастер-класса  я зачитаю значения цветов, которые вы выбрали).

Итак, а теперь более подробнее остановимся на первом направление здоровьесберегающей технологии

  1. Психогимнастика формирует умения и навыки  владения выразительными  движениями-средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.

Я предлагаю вам принять участие в упражнении «Подарок»

Каждый дарит своему соседу справа воображаемый  подарок (изображаем мимикой,пантомимикой), но не называем предмет конкретно. Тот, кому адресован,должен сам догадаться о том,что ему подарили.

  1. Сказкотерапия способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений.

Упражнение «Волшебная палочка»

Все сидят в кругу, тот к кому в руки попадает волшебная палочка, говорит пожелание всем присутствующим.

  1. Пальчиковая гимнастика–  это развитие моторики

Упражнение «Замок»

На двери весит замок                      (Сложить пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали,                                         (постучать рука об руку)    

Покрутили,                                 (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

Потянули             (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

И открыли!                                         (резко расцепить пальцы)

  1. Пескотерапия (песочная терапия). (Слайд 11).

Упражнение «Сон улитки»

Дети подходят к столам с подсветкой для рисования на песке, выполняют рисунок в соответствии с текстом:

 Снится улитке, что ползет она по песочку – мягко шуршит песочек под ней.

 Ползла, ползла улитка и увидела цветочек (дети рисуют одним пальчиком цветок).

 Подползла, понюхала – чудесный запах!

 Дальше поползла, вдруг пошел дождь покажите, как он капает? (Рисуют капли подушечками пальцев.).

 От дождя целый ручеек получился (3- мя пальцами рисуют волны).

 Решила улиточка обсушиться – легла и рожки свои подставила солнышку (рисуют солнышко).

 Высохла, дальше поползла. Захотела улитка есть – нарисуйте вкусный грибок (рисуют грибок).

 Ой, какой вкусный грибок! Поела и дальше поползла. Ползла, ползла, да и устала!

 Прилегла на травку (рисуют 2-мя пальцами травку).

 Мягкая травка! Отдохнула и поползла домой на мягкую перинку.

 Нарисуйте домик улитке.  Молодцы! Вот такой приснился сон улитке.

 Мы с вами вместе, дружно пофантазировали, какой сон приснился улитке. А теперь давайте покажем и нашим гостям, что у нас получилось.

  1. Музыкотерапия ( Слайд 12).

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения — аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси.

Дети произвольно размещаются по группе. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

  1. А сейчас я  хочу предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация  имеет широкий спектр показаний  и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.

Упражнение «Облако»

Представьте себе, теплый, летний вечер. И  вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то, как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

 Слайд 13. Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения,  регулированию мышечного напряжения, развитию кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений,  используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

Предлагаются следующие упражнения:

«Море шариков»

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай»

 Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

 Слайд 14 .Сеансы психофизической разгрузки

Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

Виды упражнений

 - медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;

- медленные движения вперед-назад;

- спрятать в шариках руки (ноги);

- спокойно лежать в любой удобной позе.

Слайд 15. Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов.

Слайд 16. Подведение итогов: Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что время, проведенное со мной, подарило  Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья.  Я желаю Вам успехов и всего самого доброго! Надеюсь, что  в вашей педагогической копилке появятся новые игровые  методы использования здоровьесберегающих технологий, с которыми вы поделитесь с родителями. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и  радость общения!

Значения цветов:

Описание основных цветов

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

Слайд 17. Белый  синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

 Слайд 18. Черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное , нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой , более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя .Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

 Слайд 19. Серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого.

 Слайд 20. Красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение.

Слайд 21. Коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Слайд 22. Желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма.

 Слайд 23. Синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Проще говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Слайд 24. Зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

 Слайд 25. Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Розовый — это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре.

Слайд 26.    «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
                                           Жан-Жак Руссо

Слайд 27.

Советы от арт - терапевта Виктории Назаревич

Что делать?


1. Устал – рисуй цветы, 
2.
Злой - рисуй линии, 
3.
Болит – лепи, 
4
. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами, 
5.
Грустно – рисуй радугу, 
6.
Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей, 
7.
Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
8.
При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
9.
Чувствуешь беспокойство – складывай оригами, 
10.
Хочешь расслабиться – рисуй узоры, 
11.
Важно вспомнить – рисуй лабиринты, 
12.
Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины, 
13.
Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
14.
Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
15.
Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
16
. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет, 
17.
Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна, 
18.
Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
19.
Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж, 
20.
Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками, 
21.
Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
22.
Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
23.
Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Слайд 28. Благодарю за внимание!


Список использованной литературы

  1. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 400 с.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 208 с.

3.  Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.

5. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003

МБДОУ детский сад  комбинированного вида 36  «Росинка»

Методическая разработка

по использованию здоровьесберегающих технологий

в работе педагога-психолога  ДОУ.

Подготовила:

педагог-психолог Лебедь М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Артикуляционная гимнастика,  Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии

Авторская методическая разработка с применением здоровьесберегающей технологии...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии "Звёздный теремок"

Данный материал разработан для детей разновозрастной группы для детей с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий: массажные мячики, сенсорные мешочки, массажные стопы, фитболл, дыхательные ...

Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий "Детский фитнес"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...