Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»
методическая разработка (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz_opyt_tablitsa.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Федонюк Любовь Анатольевна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Дзержинского,25/2

Телефон: 8(42437)3-55-48

E-mail: cnegurochka20@mail.ru

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

40 лет

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

«Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Актуальность заключается в том, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается, также становятся сложнее заключения, с которыми приходится сталкиваться педагогам коррекционных групп. Это стимулирует на поиск новых технологий обучения и развития воспитанников и способов повышения эффективности коррекционного сопровождения детей с нарушениями речи.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет более успешным, если:

- процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет происходить с использованием игровых упражнений, направленных на развитие следующих умений: умения различать слова близкие по звуковому составу; умения различать фонемы русского языка; развитие навыков элементарного фонематического анализа;

- будет определена взаимосвязь и единство форм, средств и приёмов развития фонематического восприятия и игровой деятельности.

- фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.

Таким образом необходимо создать условия для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

     В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях.

   Основным приёмом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия стали игровые упражнения. Их использование подкреплялось практическими, наглядными и словесными методами.

Игровые упражнения являлись основным методом закрепления полученных умений и навыков, связанных с различными видами деятельности. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществлялся с целью развития фонематического восприятия и с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. 

Новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приёмов обучения с детьми ФФНР, позволяющих для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса, что подтверждается положительными результатами; участие детей в литературных чтениях, олимпиадах муниципального, регионального и Всероссийского уровней.

 Ограничения.  С учётом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми ФФНР старшего дошкольного возраста.

Определённые трудности вызываются трудоёмкостью процесса подбора и оформления учебного материала

(материальной базы), проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников (нарушение психических процессов у детей - память, внимание, мышление) и равнодушное отношение в семье к речевому развитию ребёнка.

Риски исключены при условии непрерывной работы воспитателя и родителей по проблеме фонематического восприятия у старших дошкольников.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов других образовательных учреждений при организации образовательной деятельности.

Внешние условия:

1. словарному запасу;

2. выразительности речи;

3. по своей инициативе вступать в речевые контакты как со взрослыми, так и с детьми;

4. по умению найти необходимые слова при составлении рассказов (описательных, из личного опыта);

5. по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка.

- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

- развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР с использованием игровых упражнений,

Внутренние условия:

- взаимодействие с родителями;

-взаимодействие со специалистами образовательного учреждения (музыкальный работник, инструктор по физической культуре; учитель-логопед);

- постоянный профессиональный рост воспитателя и его методического мастерства.

6. Результат изменений

Воспитанники группы принимали участие:

 В 2021г. Военно-исторический фестиваль «Белый голубь» в номинации «Литературное творчество»

2021г. Онлайн – конкурс чтецов «Героям павшим и живым! Слава! - посвященный празднованию День Победы»

2022г. Конкурс чтецов «Вечная память героям» -посвященный празднованию «День Победы»

Проведенная диагностика на начало учебного года показала следующие результаты:

высокий уровень – 0%;

средний уровень – 10%;

низкий уровень   – 90%.  

Проведенная повторная диагностика на конец учебного года показала следующие результаты:

            высокий уровень – 20%;

средний уровень – 80%;

низкий уровень   – 0%.  

Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с детьми работа имела позитивный результат.

Было проведено три родительских собрания:
1- организационное, на котором родители познакомились с результатами обследования, с перспективным планом работы.
2- собрание было проведено в декабре в виде семинара-практикума:
 «Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям» и мастер – класс на тему: «Составление ребусов»

3 -собрание – заключительное итоговое. Явка на родительские собрания – 100%. В течение года проводились различные праздники, развлечения.

Эффективность проводимых мероприятий для родителей оценивалась по такому критерию, как участие родителей в мероприятиях ДОУ, которая увеличивалась постепенно. Их непосредственное участие в различных конкурсах и проектах детского сада.

7. Публикации

2019г. Благодарственное письмо за подготовку в международной викторине для дошкольников «Подготовка к школе! Логика» на сайте «Совушка»

2021г. Диплом победителя первой степени

на тему: Ребусы для детей «Куда спрятались слова»-Сайт Фонд 21 Века.

2022.г. получила свидетельство о публикации методической разработке на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР» на сайте «Педсовет»-Всероссийский методический портал.

8. Описание педагогического опыта

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений. Гипотеза: процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет более успешным, если:

- процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет происходить с использованием игровых упражнений, направленных на развитие следующих умений: умения различать слова близкие по звуковому составу; умения различать фонемы русского языка; развитие навыков элементарного фонематического анализа;

- будет определена взаимосвязь и единство форм, средств и приёмов развития фонематического восприятия и игровой деятельности.

-фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.

2.Разработать игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия и на обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

3. Привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам.

С целью проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.

1. Констатирующий эксперимент. Целью данного этапа явилось определение актуального уровня развития фонематического восприятия у детей с ФФНР подготовительной группы.

2. Формирующий эксперимент. На данном этапе осуществлялась реализация системы игровых упражнений с целью развития фонематического восприятия у детей с ФФНР с использованием игровых упражнений.

3. Контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключалась в оценке эффективности проведённой работы по развитию фонематического восприятия у детей группы. Основным приёмом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия стали игровые упражнения. Их использование подкреплялось практическими, наглядными и словесными методами.

1. Подготовительный этап.

Цель подготовительного этап - формирование базы для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.В этот этап входила работа по установлению доверительных отношений между педагогом и детьми и по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

2 Основной этап.

Цель основного этапа - развитие фонематического восприятия и лексико-грамматический строй речи и связанная речь у детей с ФФНР.

Формирование связной речи формировалось:

- в процессе разнообразной практической

деятельности;

- при проведении игр (сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, театрализованных и др.);

- при проведении режимных моментов;

- в процессе наблюдения за окружающим

- на специальных коррекционных занятиях (по заданию логопеда)

  На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках провожу различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д. и игры для развития фонематических процессов, которые позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.

Упражнение   «Цепочка слов»

Упражнение «Эхо»

Упражнение «Паровозик»

Упражнение «Загадка-Ребус»

     Для родителей разработано: - «Электронный образовательный маршрут на неделю для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы коррекционной направленности по лексической теме: «Сад. Фрукты» (Сайт «Играемся») - это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, ориентированный на программные лексический темы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также, даёт детям возможность продемонстрировать  имеющиеся знания и навыки в практической деятельности и  комфортно вовлекает их в образовательный процесс. На протяжении пяти дней нужно выполнять задания по одному шагу в день. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического восприятия у детей с ФФНР, так как способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, а также помогает обучению детей рассказыванию, умению анализировать, что имеет огромное значение для успешного обучения в школе.

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого пространства с сетью интегративных связей. От качества проведенной работы, от простоты и доступности различного материала, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и познавательной развитие, одним словом, его будущее, его адаптация в школе и обществе в целом.

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Щелканова Е . А.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область, г. Оха,  ул. Дзержинского, 25/2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"

Цель:Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"

Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается  через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....