Методические рекомендации на тему: «Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа)

Наталия Александровна Чурсина

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Формирование первичного представления об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

                                                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                                             Чурсина

Наталья

Александровна                                                                                                                            воспитатель

МБДО «ДС «Берёзка»                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                   

г. Новый Уренгой

2022г.

Актуальность

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Любовь понимание и забота- это то, что ждёт окружающий мир от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве.

Цель: 

Формировать представление детей об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игровой деятельности. Развивать познавать познавательную активность детей раннего возраста за счёт приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через игру.

Задачи: 

Поддерживать условия для познавательного развития детей с окружающим миром через различные виды деятельности. Организовать и пополнять развивающую среду (дидактическими играми, играми с водой и песком, играми на развитие мышления, памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, пальчиковыми играми, играми на само регуляцию), проводить работу с родителями через информационные стенды и консультации.

Осуществляя знакомство детей с окружающим миром, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми окружающей действительности активному овладению умениями и навыками.

К таким методам относятся игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы по ним и т.д. Большое значение в раннем возрасте имеет отобразительная игра, она актуальна в период адаптации ребенка к детскому саду, на помощь воспитателю приходят дидактические игры, она помогают закрепить полученные знания, игры с игрушками формируют зачатки сюжетной игры. Использовать эти методы особенно целесообразно в младших группах, постепенно увеличивая ее длительность за счет нового материала или сюжета.

   Организуя педагогический процесс воспитания и обучения детей раннего возраста, педагогам следует помнить, что взрослый является носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же роль не соответствует его возможностям. Это противоречие разрешается благодаря чуткости, внимательности, гибкости и творческому подходу воспитателя, который должен помочь ребенку научиться преодолевать трудности играя.

Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так.

Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.

Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. 

Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем мире.

Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. 

Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы.

Малыши с интересом включаются в предложенные игры в экспериментальном центре воды и песка. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения.

Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка раннего возраста осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В этих играх используются натуральные предметы окружающего мира, картинки с изображением, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях и прогулках.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения.

Игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры нужно воспитывать бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.  К примеру играя, дети узнают предметы на ощупь.

В словесно- дидактических играх, например, «Узнай кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Используемые и материалы.

Перечисленные приемы, пособия, материалы используются в интеграции с различными видами деятельности.

Знакомя детей с окружающим миром, можно использовать разнообразный иллюстративно – наглядный материал, дидактические игры, Художественную литературу, а также подвижные игры.

С помощью иллюстративно – наглядного материала удаётся успешно обобщать и систематизировать знания детей. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо использовать рассказы, общение, чтение художественной литературы, загадки, потешки и т.д.

Для формирования представлений об окружающем мире использую художественную литературу, рассматривание иллюстраций и беседу, игры с игрушками, подвижные игры, хороводные и словесные игры, конструирование, музыкальные произведения, сюжетно ролевые игры и т.д.

К игре имеются следующие требования:

  • игра предлагается всей группе, но играть могут лишь желающие дети, так как, в период адаптации ребенок, слишком раним и принуждать его не стоит.
  • игра должны быть не принужденной, яркой по содержанию эмоциям педагога;
  • каждая игра, должна перекликаться, с предыдущей, это необходимо для закрепления материала;
  • во время игры нужно заботиться о том, чтобы эмоциональное состояние детей не было нарушено;
  • во время игры необходимо использовать наглядный материал, который помогает детям восстановить собственные знания.

Формы и Методы

Чтение художественной литературы помогает обогащать знаниями детей, искать ответы на многие вопросы.

Перед началом чтения готовится необходимый иллюстративно – наглядный материал.  Считаем, что малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала. Во время чтения следим за восприятием детей.

Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. В своей работе по ознакомлению младших дошкольников используются настольно – печатные игры. Настольно – печатные игры отвечают особенностям наглядно – действенного мышления детей младшего возраста. И помимо этого взаимодействовать с их родителями, что позволяет выявить особенности проявления ребёнком заботы к объектам природы в семье. Осуществляя, работу по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятной адаптации ребёнка в окружающем мире.

Познавательное развитие предполагает

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности; 
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы».

Познавательное развитие подразделяется на:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

  • Первичные представления об объектах окружающего мира. 
  • Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
  • Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).
  • Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Приобщение к социокультурным ценностям

  • Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.
  • Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений

  • Количество 
  • Величина
  • Форма
  • Ориентировка в пространстве

Ознакомление с миром природы

  • Знакомить детей с доступными явлениями природы.
  • Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) их детенышей и называть их.
  • Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
  • Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
  • Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
  • Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Вывод

Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».

Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка (через основной вид деятельности) – игру, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром, и основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в совместной деятельности с взрослыми».

Ознакомление детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром через игровую деятельность.Актуальность темы опыта работы.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любоп...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...

Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...

Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством игр на липучках.

Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Полученные знания и ощущения малыши сохраняют надолго. Также, дети раннего возраста активно стремятся ...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»

Выступление из опыта работы: «Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством совместных игр - наблюдений»...