проект
проект

Агафонова Наталья Владимировна

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Проект

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Подготовила: Агафонова Наталья Владимировна

музыкальный руководитель

 I квалификационной категории

                                                                                 -2021-

Паспорт образовательного проекта

Название проекта:

«Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель:

Создание условий для развития речи детей через творческую активность  в музыкально-театрализованной деятельности. 

Задачи:

Развивать  познавательную  активность;

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Воспитывать культуру речевого общения;

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать и инсценировать их средствами музыкального театра.

Проблема:

Отсутствие эффективных форм организации музыкально- театральной деятельности.

Актуальность проекта:

Актуальность моей темы состоит в том, что музыкально-театрализованные игры являются благоприятной средой для развития творческих способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к мышлению, помогает разнообразить речевую практику дошкольников. Именно театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей.

Руководитель проекта:

Агафонова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель, I квалификационной категории

Вид проекта:

 Творческий

Участники проекта:

Дети, педагоги, родители. 

Продолжительность проекта:

Долгосрочный

Сроки реализации:  

Сентябрь – ноябрь  2021 г.

Виды деятельности:

Музыкальная деятельность, игровая,  коммуникативная, двигательная,  познавательно- исследовательская.

Этапы реализации проекта:

I этап -  подготовительный

Цель: создание условий для реализации проекта

Задачи:

- Изучить  литературу по данной теме.

-анкетирование, информирование родителей и привлечение их к созданию условий для театрализованной деятельности;

- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта

-Обогатить развивающую предметно-пространственную среду.  

 

                                  II этап  - практический                                                                                Цель: реализация проекта по всем направлениям

Задачи:

 - Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценировках драматизациях, праздниках и т. д.

Развивать речь, творческое воображение, коммуникативность.

- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.

III этап  - итоговый

Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.

Задачи:

- Анализ работы педагога.

- Выступление на тему  «Итоги работы по проекту «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Предполагаемый результат:

Для воспитанников:

-Повышение  интереса детей  к театрально – игровой деятельности.

- Расширение  представлений детей об окружающей действительности.

 -Обогащение  и активизация словаря детей.

-Усовершенствование интонационной выразительности речи.

- Развитие памяти, творческого мышления, воображения, внимания детей.          

Для педагогов:

1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.

2. Закрепить знания о способах организации и педагогическом руководстве музыкально-театрализованной деятельностью в детском саду.

3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления различных видов театра.

Для родителей:

1.Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта.

2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы.

На сегодняшний день проблема развития речи  является  очень актуальной, так как процент   дошкольников с речевыми нарушениями очень высок, о чем свидетельствуют результаты мониторингов. В последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Согласно образовательного стандарта цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В соответствии с ФГОС игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.  

Я заметила, что  многие дети любят играть в настольный театр, они обыгрывают знакомые сказки и  составляют свои необычные рассказы. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я  пришла к выводу,  что   театрализованная и музыкально-театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. 

Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром.  

В основу своей работы, по этой  теме, я взяла долгосрочный проект «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития речи у детей дошкольного возраста», который помогает  шире решать поставленные задачи. Участниками проекта стали  дети, педагоги и родители.

На первоначальном этапе, в процессе игровой деятельности детей, мы совместно с воспитателями всех возрастных групп определили уровень развития речи каждого ребёнка, и сделали вывод, что не все дети групп проявляют интерес к театрализованной деятельности, некоторые слабо владеют речью, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Полученные результаты мы зафиксировали в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для достижения цели определила последовательность действий:

-Изучение научно-методической литературы по теме.

-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми.

-Разработка перспективного плана работы с детьми по музыкально-театрализованной деятельности

-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства

Планируя музыкально-театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания деятельности;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- постепенное усложнение;

- цикличность.

В группах мы оборудовали театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.

Так как предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски,  декорации.

Подобрала картотеку Театрализованных игр: «В детском мире», «Как варили суп», «Телепаты», «Страна вообразилия» и др.

Оформила для инсценировки сборник сказок:«Сон колобка», «Рыбка буль-буль», «Сказка о солнышке» и т.д. Подобрала музыку к различным образам сказочных героев, провела музыкально-театрализованные представления по сказкам «Гуси - лебеди», «Девочка и зонтик», «Лесная сказка» и др.

В повседневной жизни я использую разные виды кукольных театров. Детям младшего возраста интересным и простым является настольный театр. Для настольного театра, использую разнообразные игрушки, фигурки, бумажный театр. Цель таких показов развлечь и порадовать детей сделать куклу более интересной помочь внести разнообразие в их игровую деятельность. Далее знакомлю детей с наручным театром, где требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки перчатки. Для показа спектакля с такими куклами нужна ширма. В свою очередь такие куклы изготавливаются самостоятельно педагогами, а также воспитанники и их родители могут принять активное участие в создании персонажей. В средней группе с детьми осваивая игру с куклами бибабо или куклы рукавички, развиваем умение разговаривать голосом куклы. С детьми старшего дошкольного возраста мы показываем спектакли для детей младших групп, используя актерское мастерство. Дети с удовольствием показывают малышам музыкально-кукольные спектакли -Колобок, Репка и другие, с помощью   метода «Поэтическое музицирование» дети озвучивают стихи, у них развивается  чувство ритма, хорошая артикуляция и дикция.

Работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён офлайн - семинар «Роль театра в развитии речи детей»

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию речи и музыкально-театрализованной деятельности, различные памятки, буклеты по теме. Также размещаю информацию по данной теме «ВКонтакте», в социальной сети групп детского сада. Родители являются, непосредственными участниками воспитательного образовательного процесса всегда оказывают нам помощь в постановке сказок, учат с детьми роли, шьют костюмы, изготавливают маски. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному, эстетическому развитию детей. Участие родителей, вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за своих родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

 Театрализованная деятельность тесно связана с другими видами деятельности – слушанием, рисованием, ознакомлением с окружающим миром, физической культурой и т.д.  

Инструктор по физической культуре помогает в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.

Итоговым мероприятием я взяла наиболее загадочный и интересный детям– теневой театр. Этот вид театра очень эффективен в развитии воображения детей, поскольку позволяет не просто инсценировать уже готовую сказку, но и доосмыслить ее, «дорисовать» героя в своем воображении, его эмоции и настроение.  Импровизация в теневом театре помогает ребенку выразить свои чувства и эмоции: прячась за ширмой дети чувствуют себя защищенными, раскрываются.  

Считаю, что выбранная мною тема, достаточно полно раскрыта в моем проекте и подтверждает свою актуальность.

Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка музыкально-театрализованных игр оправдала себя:

 -У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

- Расширились представления детей об окружающей действительности.

 -Обогатился и активизировался словарь детей.

-Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.

-Повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при работе над данной темой

Я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей? 

   Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, можно придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей. Вторая же трудность несколько сложнее. Дети хотят исполнять роли добрых, сильных персонажей и не хотят играть отрицательных героев. В этом случае я объясняю, что каждая роль по -своему хороша, а отрицательная намного сложнее. Стараюсь, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Этот увлекательный процесс занимает много времени и отнимает много сил, но результат – эмоциональный комфорт и удовлетворенность от работы, аплодисменты и радостные лица маленьких артистов, благодарные родители и всеобщий праздник!

 Подводя итог, хочется отметить, что влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи по развитию речи.

Содержание моей работы может быть использованы всеми педагогами. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние, вечерние часы и включаться в различные занятия.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

   Сентябрь

1.Беседа «Здравствуй, театр!»


2. Мимика – «Подбери маску».

3.Музыка осени

 

4.Чтение осенних стихотворений наизусть под музыкальное сопровождение – основа актёрского мастерства.

Познакомить с волшебным миром театра.

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

 Создать условия красиво двигаться под музыку


Соотносить стихотворный текст с выразительным движением под музыку

Беседа

Игровые упражнения

Игра –импровизация «Листочки в саду»              

Игра «Язык жестов»

Октябрь

1.В гости к сказке

2.«Девочка и зонтик»  

3.Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»

4.Роль театра в развитии речи ребенка

Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность. Побуждать детей к выражению образов героев в движении, импровизировать под музыку.

Развивать творческие способности детей

Порадовать детей, создать дружескую атмосферу

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную театрализованную деятельность                                                    

Развлечение в младшей группе

Театрализация в старше-подготовительной группе

Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья»

(театр масок)

Офлайн-семинар

Ноябрь

 1.Страна воображения

2.Музыка в сказке

 3. Веселые котята

4.Итоговое развлечение «Гуси-Лебеди»-теневой театр.

 Создать положительный эмоциональный настрой, учить действовать с воображаемыми предметами.

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, учить импровизировать под музыку, координации движений.                  

 Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности.

Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности

 Упражнения на развитие воображения и внимания.

 

Разучивание музыкальных номеров

 Упражнения –этюды, отражающие образы персонажей сказки. (день матери в младшей группе)

Постановка теневого театра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...