Проект "Осень"
проект (старшая группа)

Казанцева Татьяна Александровна

 

Проект в старшей логопедической группе по теме «Осень».

 

Подготовила: Т.А.Казанцева

воспитатель

Проблема:

 У дошкольников 6 года жизни с ОНР слабая активизация в речи слов, нет четких и системных представлений о временах года (в частности, об осени); не знают многих слов: названий фруктов, овощей, ягод, деревьев, птиц, животных и предметов, не умеют классифицировать в группы. Отмечается ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря признаков и действий.

Актуальность.

Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Дети в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки времен года. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей. Актуальность создания проекта состоит в том, что у детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении.  Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции активного словаря. Актуальность тематики обусловлена и тем, что создается рабочая тетрадь «Осеннии истории Маши», которая является своеобразным учителем, выступает «наглядной опорой».

Выбор данной темы проекта позволяет расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период (деревья, птицы, животные, грибы, ягоды, овощи, фрукты, осенние праздники и особенности их проведения) развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, а также помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_wecompress.com_.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект в старшей логопедической группе по теме «Осень» Подготовила: Т.А.Казанцева воспитатель Участники проекта : дети старшей логопедической группы , воспитатели , учитель - логопед , родители воспитаиков . Колличество участников: групповой Возраст детей : 5- 6 лет . Вид проекта : познавательный , , творческий . Срок реализации проекта : среднесрочный , сентябрь-ноябрь 2021года МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №10 «РОСИНКА» г.Южно - Сахалинск 2021г.

Слайд 2

План проекта: 1. Вводная часть 1) Формулирование проблемы, актуальность. 2) Постановка целей и задач. 3) Формы и методы. 4) Предполагаемый результат. 2. I этап – организационно – подготовительный. 3. II этап. Практический. Реализация проекта. 1) Формы работы с детьми. Образовательные области. 2) Мероприятия по работе с родителями. 4. III Заключительный. 1) Продукт проектной деятельности. 2) Вывод проекта. 5. Список литературы.

Слайд 3

Проблема : У дошкольников 6 года жизни с Т НР слабая активизация в речи слов , нет четких и системных представлений о временах года (в частности , об осени ); не знают многих слов : названий фруктов, овощей, ягод , деревьев , птиц , животных и предметов , не умеют классифицировать в группы . Отмечается ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря , но и словаря признаков и действий . .

Слайд 4

Актуальность Чтобы любить природу , её надо знать , а чтобы знать , необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе . Дети в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки времен года. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений , птиц , зверей . Актуальность создания проекта состоит в том , что у детей с тяжелым недоразвитием речи (5-6 лет) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении . Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции активного словаря . Выбор данной темы проекта позволяет расширить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период ( деревья , птицы , животные , грибы , ягоды , овощи , фрукты , осенние праздники и особенности их проведения ) развивать при этом познавательные , коммуникативные и творческие способности детей . Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, а также помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Слайд 5

Цель проекта : Создать условия для развития и усвоения предметного словаря , познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта « Осень ». Развивать навыки связной речи . Расширять и систематизировать знания детей об осени , как о времени года , её признаках и явлениях .

Слайд 6

Задачи: Образовательные : - углубить представления об изменениях в природе осенью ; - привлечь внимание к окружающим природным объектам ; - пополнить и обогатить знания и детей по лексическим темам : « Осень », « Овощи », « Фрукты », « Грибы », « Ягоды », « Деревья », « Птицы » ; - обогащение , активизация и систематизация словаря по темам ; - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов , созреваемых в осенний период ; - анализировать и классифицировать предметы окружающего мира , сравнивая их по форме , величине строению , цвету . Развивающие : - развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы ; - развивать связную речь , навыки общения со взрослыми и сверстниками ; - формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни ; - развивать мелкую моторику рук и навыков рисования ; - развивать зрительное внимание , мышление , память . Воспитательные : - формирование навыков сотрудничества , взаимопонимания , доброжелательности , самостоятельности , инициативности , ответственности ; - воспитание любви и бережного отношения к природе .

Слайд 7

Предполагаемый результат проекта: формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных, птиц, людей; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками осенней тематики; отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой ); вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Слайд 8

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия: Кадровые ресурсы: воспитатели, учитель-логопед, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Материальные условия: помещения группы, участки на территории ДОУ. Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, канцелярские принадлежности.. Информационно – технические ресурсы: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Слайд 9

Формы и методы реализации проекта: беседы (в рамках календаря познавательной деятельности) ; наблюдения на прогулках; н епосредственно организованная образовательная деятельность детей; д идактические , п одвижные и музыкальные игры; г имнастики (утренние, дыхательные, пальчиковые) о пытно – экпериментальная деятельность. рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий; просмотр презентаций; чтение художественной литературы о природе, о временах года, об овощах, фруктах и т.д. практическая и письменная работа детей в рабочей тетради; выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями) ; индивидуальная работа с детьми; взаимодействие с семьей.

Слайд 10

Этапы реализации проекта: I этап – организационно – подготовительный - Изучение методической и специальной литературы по теме проекта. - Составление плана на три месяца, выбор форм работы. - Подбор наглядного и демонстрационного материала . - Подбор детской художественной литературы, музыкальных произведений по теме проекта. - Оснащение развивающей среды: (атрибуты для сюжетно – ролевых игр, театрализованной деятельности). - Разработка презентаций. - Оформление и распечатка игр-заданий на листах бумаги. - Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр. - Сбор и подготовка материалов для художественного творчества (природный материал) Работа над проектом с родителями : · Обсуждение темы проекта; · Привлечение родителей к организации и реализации проекта; · Проведение консультаций; - Под готовка и оформление индивидуальной рабочей тетради ; - Подбор материала (фотографии, картинки, раскраски) ; - О рганизация сбора природного материала ; - Выбор художественной литературы (стихи, рассказы, загадки, сказки об осени ) .

Слайд 11

II этап. Практический План реализации проекта . В процессе работы использовались : - разнообразные методы и приемы : игровые , наглядные , словесные , наблюдения , - использовались технологии : здоровье сберегающие , информационно-коммуникативные , исследовательская деятельность .

Слайд 12

Образовательные области. Формы работы с детьми Познавательное Беседы : - «Что такое листопад?» - «Как правильно одеваться осенью на прогулку?» - «Где растут фрукты?» - «Для чего нужно кушать фрукты?» - «Где спрятались витамины?» - «Что растет на огороде, в саду» - «Чем полезны овощи и фрукты ?» НОД: «Беседа о лесе», «Овощи», «Дары осени», «Труд людей осенью», «Грибное царство», «Осень золотая», «Перелётные птицы ». Просмотр презентаций : «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Золотая осень», «Грибное царство», «В гости к Лесочичку », «Времена года ». Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Дидактические игры : «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек». «Времена года», «Собери картинку», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт ». Выполнение заданий в индивидуальной тетради «Наша осень», по темам недели . Экспериментирование: «Тонет – не тонет». Загадывание загадок об овощах, фруктах, грибах, деревьях .

Слайд 16

Социально – коммуникативное развитие НОД : «Помоги собрать урожай», «Откуда хлеб пришел», «В царстве грибов», «Дерево умеет плавать», «В гостях у леса ». Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Наш огород», «Делаем салат», «Готовим овощной суп». «Семья – идет на прогулку ». Настольно-печатные игры. «Времена года». «Осенний урожай». «В саду, на поле, в огороде». «Плоды и листья». «Дары природы». «Как зовут тебя деревце?» «Деревья и кустарники ». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом ». Сбор природного материала на прогулке. Помощь в уборке листьев с площадки . Беседа: «Жизнь растений осенью», «Осенние хлопоты человека осенью ». Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?». «Ядовитые грибы», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?».

Слайд 20

Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке» Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц : : « Осенью» А.Н.Плещеев , «Грибы » Пальчиковые игры, штриховка, обводка . ( Развитие мелкой моторики, графических навыков). Рассматривание иллюстраций и картин об осени, составление описательных рассказов: «Прогулка в лесу» «Как дети убирали урожай» «Октябрь». В.Серов . «Золотая осень» И.Левитан Составление описательных рассказов об овощах и фруктах . Чтение детям: Г.Скребицкий «Осень», И.Соколов -Микитов « Листопадничек », А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам». Н. Сладков «Осень на пороге», Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Сутеев «Яблоко», Е.Бацева «Сказка про фрукты», Н. Егоров «Листопад ». Игры: «Опиши словами осень ». « Один - много». «Какой - какая ». « Назови детенышей». «Назови ласково » « Подбери предметы к признакам». «К нам пришла осень » « Угадай по описанию» «Чьи листья ?» « Доскажи словечко» «Один – много » « Посчитай» «Подбери действие » « Мой, моя, мое ». Пальчиковая гимнастика «Компот», «Огород», «Листья», «Фрукты», Ответить на вопросы по теме «Осень»

Слайд 21

Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы грибы искать. Подберезовик, маслята, Сыроежки и опята. И отыщем боровик Соберем корзинку вмиг.

Слайд 26

Художественно-эстетическое развитие Слушание музыкальных произведений : А . Вивальди « Осень», П . И. Чайковский «Осенняя песня», «Времена года ». Хороводные игры :: « Огородная - хороводная ». Разучивание : песни :: « Осень», «Дождик» Рисование:: «Что созрело в огороде ?», « Натюрморт из фруктов», «Вот такие ягоды», «Деревья в нашем парке», «Птичка ». Аппликация :: «Листочки на окошке», «Яблочки, груша», «Грибы», «Осенний ковер». Лепка :: «Морковь и свекла», «Гроздья винограда», «Осенний ковер», «Наш пруд», «Консервируем фрукты ». Конструирование из бумаги : « Под грибком», «Дерево», «Осенняя картина», «Корзиночка », «Птица». Досуги и развлечения: «Машины загадки», «Загадки осени», «Сахалинская ярмарка», «Осенняя история Маши». Физическое развитие Беседы . : « Советы доктора Неболейки » Подвижные игры :: «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Ветер и листья», «Солнышко и дождик», «К названному дереву беги». Пальчиковые игры: «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты». «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка». Мероприятия по работе с родителями : - Консультаци и для родителей : « Игры на осенней прогулке» , «Осенняя поделка». - Папка-передвижка для родителей «Золотая осень». - Памятка для родителей «Рекомендации родителям по верхней одежде ребенка в осенний период». - Папка «Дыхательная гимнастика и точечный массаж».

Слайд 36

Развивающая среда группы пополнилась : Дидактическим и наглядним материалом на осеннюю тему . Дидактическими играми . Атрибутами и костюмами для сюжетно-ролевой игры и театрализованной деятельности . Создан индивидуальный альбом « Осенние истории Маши » Участие в мероприятии для детей и родителей «Сахалинская ярмарка». Выставка совместных работ детей и родителей « Краски осени » . Музыкальное развечение «Загадки осени». Фотовыставка « Наша Сахалинская осень ». Представление рабоч ей тетрад и « Наша осень » . Открытый показ развлечения на городском методическом объединении на тему « Осенняя история Маши ». П резентация проекта « Осень » (обобщение опытом). Подведение итогов проекта . III Заключительный . Продукт проектной деятельности :

Слайд 41

Вывод проекта Ожидаемый результат : Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Дети знают и называют : - большое количество овощей , фрукто в, ягод, деревьев,птиц . - осенние приметы и явления ; - дети стали более раскрепощены и самостоятельны ; - в свободной деятельности широко применяют игры , загадки ; - работая в тетради , дети проговаривают свои действия , проводят анализ , синтез , обобщение и классификацию , отрабатывают навыки рисования выполняя задания по штриховке , тем самым подготавливая руку к письму . - у родителей появился интерес к проектной деятельности, к образовательному процессу , проявили инициативу и творчество.

Слайд 42

В результате проекта у детей пополнились знания и представления об осенних изменениях в природе , о многообразии осенних даров ; расширился и активизировался речевой запас ; появилось желание самостоятельно зан иматься творчеством . Таким образом , проделанная в ходе проекта работа способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте ; сблизила детей , родителей и воспитателей .

Слайд 43

Используемая литература. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика», издательство «Астрель», 2006 год . Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в с таршей группе детского сада», издательство «Учитель», 2002 год . Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», издательский дом «Цветной мир», 2014 год . Л.С. Киселева, Т.А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2006 год . Николаева С.Н. «Юный эколог», Москва, «Мозаика Синтез», 2006 год Воронкевич. « Добро пожаловать в экологию » . Комплексно-тематическое планирование образ. деятельности в старшей группе. 5-6 лет. (ФГОС) . Издательство: СПб.: Детство-Пресс . Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Москва,1998. . Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва,1998. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Москва,2000. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва,1990. Галина Затулина: Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. ФГОС . Издательство: Центр педагогического образования, 2018 г. Использования информационных ресурсов интернета.