Свойства бумаги
опыты и эксперименты (средняя группа)

Экспериментирование в средней группе (бумага)

Цель: поддержка исследовательского поведения детей

Задачи:

- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

- развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи.     

- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта

- развивать речь и память детей

- воспитывать в детях аккуратность

- продолжать учить детей наблюдать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_bumagi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование в средней группе (бумага)

Цель: поддержка исследовательского поведения детей

Задачи:

- развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

- развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи.      

- учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта

- развивать речь и память детей

- воспитывать в детях аккуратность

- продолжать учить детей наблюдать.

Ход исследовательской деятельности

Создание проблемной ситуации.

     Воспитатель сообщает детям, что сегодня утром, войдя в группу, она услышала чей-то плач. Оказалось, что это плачет книга.

-Что с ней случилось?

-Почему она плачет?

Правильно, дети, у нее порван переплет.

-Как можно помочь книге? Мы ее отремонтируем!

- А из чего сделана эта книга?

-Ребята, чем отличаются книги?

Бумага бывает разная, рассмотрим виды бумаги.

Рассматривание разных видов бумаги.

Практическое упражнение.

Подумайте и найдите бумажные предметы в нашей группе.

Экспериментирование

-Чтобы вылечить книгу, надо узнать, какими свойствами обладает бумага. Как это сделать?

Поэкспериментируем с бумагой. Проходим за столы.

Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью.

-Какой он?

Гладкий, тонкий…

Опыт № 1. «Сминание бумаги»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои ручки развивать!

-Я предлагаю вам смять бумагу. Легко это сделать?

Вывод: бумага – не прочная, мягкая, её можно смять.

Опыт № 2.«Разрезание бумаги»

Вывод: Бумага разрезалась быстро и легко.

Опыт № 3.«Разрывание бумаги»

Я предлагаю вам разорвать бумагу (показать).

Вывод: бумага быстро и легко рвалась на полоски.

Опыт № 4. «Бумагу можно склеивать»

Физминутка «Художники»

На бумаге белой-белой

Мы рисуем смело-смело – «рисуют» пальчиком в воздухе,

И деревья – руки вверху, делают наклоны влево-вправо,

И дома – поднимают руки над головой, «крыша»,

Поле – разводят руками от груди в стороны,

Дождик – стучат пальчиками по ладошке,

Мотылька – бегут на носочках, делая взмахи руками.

Опыт №5  «Раскрашивание цветков бумажных»

Воспитатель: мы с вами вспомнили еще одно свойство бумаги - на бумаге можно рисовать и писать.

Игра «Бывает-не бывает».

- Ребята, я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др) .

Опыт №6 «Складывание бумаги»

-Как сделать из нашего цветка нераспустившийся бутон?

Загнем лепестки к серединке.

Опыт № 5.«Вода и бумага»

-Что произойдет с бумагой, если опустить ее в воду? Проверим. Опустите цветы в воду. Почему это произошло?

Подведение результатов экспериментирования

Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги:

- бумага мнется

- бумага рвется

- бумагу можно резать

- на бумаге можно рисовать

- бумагу мокнет, боится воды

- бумагу можно сворачивать, складывать

Теперь мы знаем, из чего сделана книга

-Как вылечим книгу?

Ремонт книги.

Наши книги я надеюсь, никогда не заболеют, и вы будете с ними обращаться аккуратно и бережно.

Картотека опытов с бумагой в средней группе

Опыт №1. «Что быстрее намокает?»

Задача: актуализировать у детей знания и представления о бумаге, ее свойствах.

Оборудование: бумажная салфетка, тетрадный лист.

Описание опыта: возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ). Салфетка  намокла быстрее, а потом и тетрадный лист, значит, мягкая бумага намокает быстрее, чем гладкая.

Опыт № 2 «Рвется ли бумага?»

Задача: показать свойства бумаги.

Оборудование: бумага, целлофановый пакет.

Ход: попробуйте порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу и нам это удалось. (показ). Значит, бумага хорошо рвётся.

Опыт № 3 «Сравнить, что лучше мнется»

Задача: продолжать знакомить со свойствами бумаги: как бумага мнется

Оборудование: ткань, бумага, целлофановый пакет

Ход: попробуйте смять рукой кусочек ткани, целлофан и кусочек бумаги.

Тканьраспрямилась, целлофан тоже, а бумага так и осталась мятой (показ). Значит, она хорошо мнётся.

Опыт № 4 «Остается ли на бумаге след?»

Задача: выяснить, остаются ли на бумаге следы

Оборудование: бумага, растительное масло, ватная палочка.

Ход: возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Да, мы видим на бумаге жирный след. На бумаге остаются следы масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д.  

Опыт № 5 «Горит ли бумага?»

Задача: продолжать исследовать свойства бумаги: как горит

Оборудование: спички, бумага

Ход: берем комок мятой бумаги и подожжем  этот комок бумаги. Что произошло? (показ).

Бумага очень быстро сгорела. Значит, она горит, и это грозит пожаром, поэтому детям спички брать нельзя.

 Опыт № 6 «Исследование свойства бумаги на вдавливаемость»

Задача: выяснить, как бумага вдавливается

Оборудование: на столе лист бумаги, кисточка,  простой карандаш, монетка.

Ход: возьми кисточку и проведи обратным концом кисточки по бумаге и попробуй заштриховать, что получилось?

Ребенок: Продавленные линии не закрасились!

Воспитатель: Теперь проведи мягкой кисточкой по бумаге и заштрихуй! Что получилось?

Ребенок: Полосок не осталось!

Воспитатель: Положи монетку под лист бумаги и тоже заштрихуй это место карандашом, что получилось?

Ребенок: Появилась монетка!

Воспитатель: Как ты думаешь, почему так получилось? Бумага имеет свойство вдавливаться.

Опыт № 7 «Исследование бумаги на прочность»

Задача: продолжать исследовать свойства бумаги

Оборудование: бумага, три кубика.

Ход: берем два кубика и строим мост. Ребенок строит «мост». Положим на мост третий кубик, что получилось?

Ребенок: Мост прогнулся.

А теперь возьми другой лист бумаги и сделай из него гармошку и снова построй мост из этой бумаги, проверь, выдержит ли кубик такой мост?

Ребенок: Выдержал! Значит бумага гармошкой крепче, прочнее.

 Опыт № 8 «Какой бумагой можно порезать пластилин?»

Задача: вовлекать детей в исследовательскую деятельность свойств бумаги

Оборудование: кусок пластилина, полоска альбомного листа, салфетка, картон, газета.

Ход: возьмем кусок пластилина и скатаем колбаску, возьмем полоску альбомного листа и краем сделаем надрез на колбаске, теперь салфеткой, газетой, полоской картона

Какой бумагой можно порезать пластилин?

Ребенок: картоном и немного альбомным листом!

Воспитатель: почему?

Вывод: салфетка мягкая и газета тоже, а картон твердый и альбомный лист немного твердый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей со свойствами бумаги во II- младшей группе

Познакомить детей со свойствами бумаги;Мнется, рвется, шуршит, размокает.     Развивать у детей тактильную чувствительность     Обогащать и активировать с...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы «Знакомство со свойствами бумаги и ткани»

Конспект  НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы "ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ"...

Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"

Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»

НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....

Экспериментирование с бумагой «Свойства бумаги»

Расширение и уточнение знаний детей о свойствах бумаги....

Конспект НОД «Свойства бумаги» «Секреты обыкновенной бумаги»

Развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге. Формирование умение  детей проводить опыты и эксперименты с бумагой....