Героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Актуальность: Героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. С малых лет нужно рассказывать о героях.

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является самой актуальной и сложной проблемой. 

К сожалению, в настоящее время наша страна переживает очень непростой период. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии.  

Задача педагога подать материал максимально объективно и  как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство гордости за свою родину, верность родной земле, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; помочь освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevskiy.docx72.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 комбинированного вида

Кировского района г. Санкт-Петербург

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы 6– 7 лет

Духовно-нравственному воспитание на тему:

 «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»              

Разработали:

Чечко И.Е

Санкт-Петербург

2021

Актуальность: Героико-патриотической темы в воспитании дошкольников напрямую связана с духовно-нравственным воспитанием. С малых лет нужно рассказывать о героях.

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день является самой актуальной и сложной проблемой.  

К сожалению, в настоящее время наша страна переживает очень непростой период. Многие духовные ценности заменяются материальными, поэтому у детей формируется неправильное представление о доброте и милосердии.  

Задача педагога подать материал максимально объективно и  как можно раньше пробудить в растущем человеке чувство гордости за свою родину, верность родной земле, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; помочь освоить первоначальное понимание основ духовно-нравственных категорий «Вера», «Верность родной земле», «Светлый образ».

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.  И, хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Конспект для детей 6– 7 лет. Духовно-нравственное воспитание на тему: «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»

Цель: Знакомство с жизнью великого князя Александра Невского и историей средневековой Руси.

Интеграция образовательных областей: 

  • физическое развитие,
  • речевое развитие,
  • познавательное развитие,
  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое

Возраст воспитанников: подготовительная группа (6-7 лет)

Место проведения: групповая комната

Задачи:

  • формирование патриотического отношения к Родине, интереса к ее историческому прошлому и настоящему.
  • Познакомить с детством и подвигом во имя Руси Александра Невского.
  • Дать представление о том, какими были защитники нашего отечества во времена Александра Невского.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог.
  • Пополнить словарный запас

Оборудование и материал:

  • презентация (иллюстрации к занятию) «Святой князь Александр Невский – защитник земли Русской»
  • иллюстрация Александр Невский в доспехах;
  • три разрезных стяга Александра Невского
  • атрибуты для конкурсов (канат, корзина с мячами (по 3шт)
  • альбомные листы, атрибуты для рисования на каждого ребенка

Ход занятия

Воспитатель:

Сегодня я хочу вас пригласить заглянуть в прошлое нашей Родины и познакомить с Великим русским князем Александром Невским. Вот послушайте стихотворение.

1. Организационный момент

Воспитатель: Слайд 1

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом “Русь”!

Воспитатель: Как вы думаете о чем говориться в этом стихотворении?

Дети: О Руси, о России.

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Величава и красива наша Россия. Богата лесами, реками, животными разными и растениями. Многое может наша земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, порадовать лесами, полями. Но защитить себя она не может.  

Слайд 2

Воспитатель: Поэтому люди всегда защищали свою Родину от врагов. В древней Руси такие воины назывались не солдатами, а дружинниками. И была не армия, а дружина. Что такое Дружина? Какое слово похоже на слова «дружина»?

Дети: дружба, дружить 

Воспитатель: Давайте вместе с вами пойграем  в игру и посмотрим как же мы дружно будем отвечать. Игра называется:

Игра «Да - нет»

Цель: развивать внимание, быстроту реакции и умение отвечать только словами «да» и «нет».

Наша родина сильна   (да)

И у нас она одна           (да)

На Руси богатыри есть   (да)

Им всегда хвала и честь   (да)  

Илья Муромец герой            (да)

Он был самый молодой       (нет)  

Соловья он победил              (да)  

Из автомата подстрелил   (нет)

Алеша Попович тоже герой   (да)

Он сильный, смелый, молодой   (да)

Карабаса в бою победил          (да)

На танках боролись богатыри с врагом   (нет)

Они воевали с мечом и копьем   (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым   (нет)

Он змея сумел победить своей силой   (да)

Гордимся мы нашими богатырями     (да)

Хотим ли быть такими же сами (да)

Воспитатель: Мы узнали что армия раньше называлась Дружиной, а как же выглядела военная одежда и снаряжение  у воинов.

2. Работа с иллюстрацией Александр Невский в доспехах

ЗАГАДКИ

  1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга)

  1. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом  (шлем)

  1. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

  1. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо загадки отгадываете. Давайте и мы представим себя воинами.

Физкультминутка

Богатырь– вот он каков:(показывают силача)

Он силён, он здоров. (по очереди руки к плечам)

Он из лука стрелял. (имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял.

Зорко-зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри, (поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель. Какие славные богатыри у нас.  Вернемся на свои места и посмотрим дальше на экран. Кто здесь изображен? Правильно наш воин. Помимо его доспехов и оружия, Что еще видите на картине, над головой воина?

Дети. Флаг, знамя.

Воспитатель. Это необычный флаг. Кто на нем изображен?

Дети. Бог, икона.

Воспитатель. Кто догадается, почему русские воины помещали на своем флаге изображение Самого Бога?

Дети. Они верили в помощь Бога.

Воспитатель : Мы  тоже попробуем собрать такой флаг (знамя).

(3 комплекта разрезного знамя )

Справились с заданием, смотрим дальше

Слайд 4

Воспитатель. А вот и – русский князь Александр Невский. Святой князь был защитником Святой Руси, православной веры русских людей. И защищал свою страну самоотверженно, был честным и справедливым.

Он всегда шел в бой со словами “Не в силе Бог, а в правде”. Александр Невский был настоящим героем. А кто такой герой?

Дети. Это тот человек, который готов свою жизнь отдать за Родину.

Воспитатель. Ребята послушайте стих об Александре Невском.

Князь Александр – победой Невской

Прославлен, честью озарен.

Коварный враг, безумный дерзкий,

Не раз разбит и усмирен.

Воспитатель. А чтобы лучше узнать о жизни князя, мы послушаем рассказ о нем.

Текст:

Слайд 5,6

Это было очень-очень давно. В семье русского князя родился мальчик. Его назвали Александром. Мальчик рос добрым и честным. Маленький Александр научился скакать на коне. В детстве его научили читать и писать, и владеть оружием. В 16 лет он стал княжить на Руси. 

Слайд 7,8

Всегда привлекала Русь захватчиков великими землями и богатствами. Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. В то время у Руси было очень много врагов. Первыми напали Шведы на город Новгород, в котором правил князь Александр.

Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага.

Шведы ждали легкой победы. Шведский начальник прислал своих послов к Александру со словами: «Обороняйся, если сможешь. Я уже на земле». И хотя собирать силы было некогда, юный князь решил дать бой.

Битва состоялась на реке Неве.

Перед битвой Александр сказал своей дружине: «Нас много, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде. Идите за своим князем. С родной земли умри, но не сходи?»

Сражение длилось с рассвета до темноты. Но благодаря умению князя Александра вести бой, русское войско одержало на реке Неве победу. Весть об этой победе разнеслась по всей Руси. За эту битву народ назвал Александра - Невским.

Слайд 9

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал.

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал

Еще одна победа Александра над немецкими рыцарями. -Прошло время, и на русскую землю снова двинулись враги- это были Немецкие рыцари Крестоносцы.

Александр был очень умным полководцем, он знал что рыцари и их лошади, были хорошо защищены тяжелыми доспехами, а русские воины имели доспехи более легкие. Поэтому он заманил рыцарей на озеро Чудское.

Знаменитое "Ледовое побоище" произошло весной на льду озера. В апреле лед начал уже таять и под тяжестью доспехов крестоносцы стали проваливаться под лед. Это помогло русским воинам в победе.

Много подвигов совершил князь Александр. А главное – сохранил нашу Россию!

Воспитатель: Давайте и мы с вами немного пойграем в воинов. Вот Вам несколько заданий.  Делимся на команды.

«Перетяни богатыря»

(Дети в роли богатырей встают напротив друг друга у черты, берутся за руки, другая рука должна быть за спиной, стараются перетянуть друг друга за линию. Тот богатырь, который первый переступил черту, проигрывает. Можно командами девочки и мальчики.)

«Меткий стрелок»

Нужно попасть в корзину мячами с расстояния 1,5 м.: у каждого капитана по 3 мяча, бросают их по очереди. Кто точнее?

«Чья дружина быстрее соберется?»

Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. По сигналу воспитателя все играющие начинают ходить, по группе в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу «дружина стройся» водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке «смирно». Воспитатель отмечает, какая дружина собралось первой.  

Воспитатель: Все большие молодцы, пора и отдохнуть. Навострить ушки и слушать дальше про нашего великого полководца.

Прошло много лет, Народ русский никогда не забывал своих героев и у русских воинов есть небесный покровитель, Святой Александр Невский.

Всех смелых и отважных воинов награждают орденом Александра Невского, и во многих храмах России находятся иконы Святого князя Александра. Можно прийти и попросить у него защиты и помощи. 

Сегодня святые мощи благоверного князя Александра Невского можно увидеть в г. Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. 

И название «Невский проспект», главной улицы Санкт Петербурга, появилось не по названию реки Невы, а от названия Александро-Невской Лавры, в честь народного героя, святого князя Александра Невского.

А еще в его честь названа площадь, красивая станция метро, самый длинный разводной мост.

А также Александра Невского прославляли художники в картинах, писатели и поэты – в стихах и книгах, композиторы – в музыкальных произведениях.  

 «Александр» означает защитник людей. Свое имя князь Александр оправдал. Он всегда защищал свой народ, свое Отечество от врагов. Вот именно защитником отечества, спасителем земли русской и был князь Александр Невский.

        Воспитатель: Ребята вы молодцы! Скажите, вам понравился рассказ о русском князе – богатыре Александре Невском?

  1. Ребята, хотели бы вы быть похожими на князя Александра Невского? Почему? 
  2. Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? Дети. Нет. Ему помогали другие воины.

 Конечно. Даже есть такая пословица – «Один в поле не воин». Ему помогали русские воины.

  1. Какой должен быть воин?
  2. Какое снаряжение и одежда у старинного воина.

  1.  А теперь, ребята, предлагаю Вам вспомнить о чем мы с вами говорили и смотрели. Попробовать нарисовать  Великого полководца Александра Невского таким, каким вы его себе представили.

В конце нашего занятия давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

  • защищать свою Родину, беречь её.
  • Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
  •  Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
  • Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
  • Мы должны чтить славные традиции наших предков.

Физкультминутка

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке. (ходьба) 

Носом вдох, а выдох ртом. (вдох и выдох, руки на поясе)

Дышим глубже, а потом (руки вверх, вниз)

Шаг на месте, не спеша. (шаг)

Как погода хороша! (прыжки)

Вверх потянемся, пройдемся, (потягивание)

И на место вновь вернемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...

«Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно - нравственных ценностей»

Сегодня как никогда необходима консолидация всего общества в деле воспитания юного поколения на традиционных нравственных ценностях и следовании нашему культурному коду. Важно проводить эту работу с д...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...

Консультация для педагогов Тема: "Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании дошкольников". Консультация для родителей "Нравственно патриотическое воспитание детей"»

Как помочь ребёнку с уважением и интересом относиться к культурным традициям, научить любить свою родину? Эти вопросы задают себе вдумчивые воспитатели и родители дошкольников. Чувство Родины начинает...