«Детская тревожность и способы ее профилактики и коррекции»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.
В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связано, по-видимому, с хорошо известными всем социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его угрожающей и нестабильной. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности и тревоги.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детская тревожность18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Детская тревожность и способы ее профилактики и коррекции»

Детство – счастливейшие годы, но только не для детей.

Майкл Муркок

Что же такое тревога и как ее отличить от страха?

Теоретически, как подчеркивают многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх – это реакция на конкретно существующую угрозу; тревога – это состояние неприятного предчувствия без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека). Но при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу довольно непросто. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция страхом или тревогой, или чего в ней больше – страха или тревоги, или в какой момент страх переходит в тревогу и наоборот.

При объективном подходе, для того чтобы отличить страх от тревоги, необходимо решить, является ли данная реакция адекватным, рациональным ответом на реальную, безусловную опасность, или же между стимулом и реакцией есть диспропорция. Если для одного человека какой-либо стимул может оказаться достаточным для того, чтобы вызвать страх, то для другого этот же стимул может не иметь никакого значения. С возрастанием диспропорции становится более очевидным, что источник аффекта находится в самом человеке. В том случае, когда объект отсутствует, или малозначим, или не представляет опасности, безусловно, реакцию следует рассматривать как иррациональную, являющуюся выражением тревоги.

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Нарушения у взрослых, вызванные тревогой, были предметом значительного количества исследований, особенно в последнем десятилетии. По сравнению с этим детским проблемам того же рода уделено мало внимания, несмотря на тот факт, что от тревожности страдает значительное количество детей. Существующие факты доказывают, что тревожность может иметь как немедленные последствия для развития ребенка, так и оказывать влияние через длительный период времени. Тревожность у детей негативно влияет на успеваемость в школе и социальную адаптацию ребенка. Данные, подтверждающие длительность воздействия тревожности на личность, основываются на исследованиях взрослых людей, страдающих нарушениями, вызванными тревожностью. Более того, старшие дети по сравнению с младшими, имеющими такие же нарушения, страдают более повышенной тревожностью.

Детские тревожность и страхи чаще всего начинают проявляться в возрасте 2–3 лет. Мой опыт работы с детьми дошкольного возраста говорит о том, что родители чаще всего сталкиваются с этой проблемой после того, как ребенок начинает посещать детский сада или ясли.

Что значит «тревожный ребенок»? Периодически страхи и беспокойства испытывают все дети. Получается, что все дети – «тревожные»? На самом деле, каждый ребенок сталкивается в своей жизни с ситуациями, вызывающими страх. Однако далеко не всем доводилось пережить в своей жизни страх, который сам человек не в состоянии преодолеть, с которым не в состоянии справиться.

И не важно, чем вызван этот страх – темнотой в спальне, необходимостью разлучаться на целый день с матерью или пребыванием в новом и не всегда благожелательном детском коллективе. Со множеством подобных ситуаций большинство детей справляются самостоятельно и достаточно легко. Но рано или поздно наступает момент, когда таким детям обязательно нужна помощь, и в первую очередь самых близких и любящих людей – родителей.

Склонные к постоянной тревожности дети не могут справиться со своими страхами так же легко и быстро, как другие их сверстники. Сравнение с другими детьми, которые ничего не боятся и ведут себя более уверенно, огорчает малыша, еще больше усугубляя его состояние. Это огорчение бросает тень на отношение тревожных детей к окружающему миру. Такое «пасмурное» восприятие мира очень негативно отражается на уверенности ребенка в себе.

Бывает и так, что родители, пытающиеся помочь своим детям в такой ситуации, слышат от старших членов семьи или педагогов упреки в том, что они слишком нежат и опекают своих детей, – особенно если ребенок ведет себя хорошо и на первый взгляд не сильно отличается от своих сверстников.

К сожалению, даже не все психотерапевты достаточно компетентны в вопросах детских страхов и беспокойств, что довольно часто приводит к неправильным диагнозам и неэффективному лечению. А компетенции специальной подготовки педагогов дошкольных учреждений и вовсе лежат в отдаленной плоскости, что позволяет в большей степени рассчитывать на их опыт работы с большим количеством детей.

Кроме того, Россия не США, и привычки при каждой эмоциональной проблеме обращаться к специалисту – психотерапевту или психологу – у наших соотечественников пока нет. Попытка же выйти из затруднительной ситуации в рамках чисто медицинского подхода (детского невропатолога или психиатра – а чаще всего именно к ним приходят в первую очередь) не всегда оказывается успешной.

Вот почему так важно, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста повышать свою психологическую грамотность и умение донести до родителей, что детская тревожность — это не проблема самого ребенка. Это проблема всей семьи. И работать надо и с семьей, и с ребенком – и никак иначе.

Как распознать тревожного ребенка.

Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на занятиях, на улице), в общении с другими детьми.

Критерии определения тревожности у ребенка

1 Постоянное беспокойство.

2 Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3 Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4 Раздражительность.

5 Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

Тревожный ребенок

1 Не может долго работать, не уставая.

2 Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3 Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4 Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5 Смущается чаще других.

6 Часто говорит о напряженных ситуациях.

7 Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8 Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9 Руки у него обычно холодные и влажные.

10 У него нередко бывает расстройство стула.

11 Сильно потеет, когда волнуется.

12 Не обладает хорошим аппетитом.

13 Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14 Пуглив, многое вызывает у него страх.

15 Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16 Часто не может сдержать слезы.

17 Плохо переносит ожидание.

18 Не любит браться за новое дело.

19 Не уверен в себе, в своих силах.

20 Боится сталкиваться с трудностями.

В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями, но здесь очень важно учитывать возраст ребенка: такое поведение у трехлетнего ребенка может быть обусловлено ситуацией и не должно вызывать серьезной обеспокоенности. Такое поведение у шести - семилетки – уже повод для серьезного внимания к происходящему.

Работа по преодолению трудностей и помощь тревожному ребенку сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1 Повышение самооценки.

2 Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3 Снятие мышечного напряжения.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегайте состязания и каких-либо видов работ на скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращайтесь к нему по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.

7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.

8. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.

9. Используйте наказания лишь в крайних случаях.

10. А наказывая ребенка, не унижайте его.

11. Чаще взаимодействуйте с родителями тревожных детей.

Родители тревожных детей часто сами испытывают подобные чувства. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен

позаботиться о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт – терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста»

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста...

Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности

Картотека сказок для профилактики и коррекции детской тревожности детей раннего возраста...

Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности

В даной консультации предложен метод психологической коррекции и профилактики у детей младшего дошкольного возраста, заключающийся в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Арт-терапия как средство профилактики и коррекции детской тревожности»

Методические комментарии раскрывают технологию метода арт-терапии в профилактике детской тревожности, используя художественные приёмы и различные виды творчества....

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"...

Детская тревожность: профилактика и коррекция

Для того, чтобы понизить уровень тревожности ребенка, нужно приготовиться к терпеливой и систематической работе....