Семинар «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
материал

Анастасия Владимировна Замотаева

для молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_molodyh_pedagogov_dou.docx32.29 КБ
Файл seminar_dlya_molodyh_pedagogov.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар

для молодых педагогов дошкольного образовательного учреждения

«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодых специалистов в области конструирования учебного занятия.

Задачи: сформировать представление об организации и структуре учебного занятия; познакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств; научить конструировать учебное занятие.

Место проведения: МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида».

Целевая аудитория: молодые педагоги дошкольной образовательной организации.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация, памятки для молодых педагогов.

Время:1 ч 30 мин.

Памятка для молодых педагогов

«Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

  1. Титульный лист.
  2. Вид: комбинированное, комплексное, интегрированное, обучающее.
  1. Тема ООД с указанием возрастной группы детей.
  2. Цель занятия.
  3. Задачи: образовательные, развивающие, воспитывающие.
  4. Образовательные области.
  5. Методические приемы: словесные, наглядные, практические.
  6. Оборудование занятия.
  7. Демонстрационный материал.
  8. Раздаточный материал.
  9. Предварительная работа с детьми.
  10. Индивидуальная работа с детьми на занятии (какая, с кем, в какой части занятия).
  11. Словарная работа.
  12. Ход занятия (в прямой речи): организационный момент, основная часть занятия, итог занятия.

Ход семинара

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности (ООД) с детьми.

Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «наставником», чем непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. А у молодых педагогов это вызывает большие затруднения. Поэтому я решила научить молодых педагогов детского сада правильно составлять конструкт занятия.

Итак, что же такое занятие? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров, два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу.

Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные...

Другими словами, занятие это - форма организации обучения. В наше время его называют организованной образовательной деятельностью.

Вот я и попытаюсь вам помочь создать некий «конструктор для сборки занятия».

Помните, что рождение любого занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего конкретно педагог хочет добиться; затем – установления средства, что поможет ему в достижении цели, а уж затем – определения способа, – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Давайте подробно рассмотрим структуру написания конспекта занятия.

Начнём с титульного листа:

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения.

Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

организованной образовательной деятельности (или ООД)

по ОО «……………»

на тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа

 указывается фамилия автора и

его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш

населенный пункт, год.

Следующий лист начинается с программного содержания.

Туда входит:

Вид занятия:

- комбинированные - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (например: после рисование идет подвижная игра);

- комплексные - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между нами (беседа на какую-либо тему переходит в рисование на эту тему), один вид деятельности доминирует, а второй дополняет;

- интегрированные - соединение разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга;

- обучающие - раскрытие проблемы, наиболее важные для двух или нескольких разделов программы.

Тема занятия: вписать название занятия.

Цель занятия. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

- образовательными (обучающими или познавательными). Эти задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования умений и навыков;

- развивающими, направленными на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка;

- воспитательными. Они направлены на освоение, усвоение иприсвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (например: не просто расширить ил закрепить представления о зиме, а что именно дети узнают или закрепляют о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какие образовательные области используются: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Указать доминирующую область. Указать какую цель преследуете, используя данную образовательную область.

Далее описывается методические приемы, используемые на занятии. Указываются конкретные методические приемы:

- словесные: беседа, объяснение, рассказы воспитателей и детей, чтение художественной литературы.

- наглядные: наблюдение; рассматривание предметов, репродукций картин, образца; показ и объяснение способа действия; демонстрация презентации, видеороликов.

- практические: упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Дальше описать используемое оборудование на данном ООД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются все пособия, картины, муляжи и т.д., их количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предварительную работу с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Можно вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

И, наконец, начинается описание хода занятия. Занятие состоит из трех частей:

- организационный момент: психогимнастика, эмоциональный настрой, создание игровой мотивации, создание проблемной ситуации, сюрпризный момент;

- основная часть занятия: вопросы беседы, наблюдения, рассматривания, составление рассказа, обобщение и активизация словаря новыми понятиями, поисковые вопросы, знакомство, игры, пальчиковая гимнастика, физминутка, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность (указать какие);

- итог занятия: игровой анализ занятия, выставка детских работ, анализ детских работ (расписать вопросы).

Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Занятие завершается словами анализа.

Что же такое конструктор занятия или, иначе говоря, технологическая карта занятия?

Различные источники предлагают несколько определений этого понятия.

Технологическая карта занятия - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных областей и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта занятия – это обобщенно-графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

На мой взгляд, самое доступное для понимания определение следующее:

Технологическая карта занятия  – это описание образовательного процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов.

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты любого занятия:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Давайте подробно рассмотрим технологическую карту занятия.

Преимущество технологической карты в отличии от конспекта - сценария:

 четко прослеживается структура и взаимосвязь компонентов организованной образовательной деятельности;

 практическое осмысление своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами;

 хорошо видны результаты всей деятельности и каждого ее этапа.

Предлагаю вашему вниманию образец конспекта учебного занятия и его технологическую карту. Конспект и технологическая карта занятия прилагаются в виде приложений.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС » Воспитатель МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида: Замотаева Анастасия Владимировна Семинар для молодых педагогов

Слайд 2

Цель семинара: обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодых специалистов в области конструирования учебного занятия. Задачи: сформировать представление об организации и структуре учебного занятия; познакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств; научить конструировать учебное занятие.

Слайд 3

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности (ООД) с детьми. источником информации. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «наставником», чем непосредственным источником информации.

Слайд 4

Что такое занятие? Занятие - форма организации обучения детей или организованная образовательная деятельность .

Слайд 5

Конструкт занятия Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «……………» на тему: «……………» для детей старшей группы. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность. В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, год.

Слайд 6

Программное содержание Вид занятия комбинированное комплексное обучающее интегрированное

Слайд 7

Тема занятия: вписать название занятия. Цель занятия. Цель – это конечный результат, того к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Слайд 8

Задача – то, что требует исполнения, решения. ЗАДАЧИ образовательные воспитательные развивающие

Слайд 9

Образовательные области Художественно-эстетическое развитие 4 Социально-коммуникативное развитие 1 Познавательное развитие 2 Речевое развитие 3 Физическое развитие 5

Слайд 10

Методические приемы

Слайд 11

О борудование (магнитофон , доска, мольберт, настенная доска, подставки и т.д .). Д емонстрационный материал , где перечисляются все пособия, картины, муляжи и т.д., их количество, размеры. Р аздаточный материал , обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Слайд 12

П редварительную работу с детьми , весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми. И ндивидуальную работу, с кем, в какой части занятия планируется провести. С ловарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Слайд 13

Ход занятия

Слайд 14

Что же такое конструктор занятия ( технологическая карта ) ? Технологическая карта занятия – это описание образовательного процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. В ней должен быть описан весь процесс деятельности, должны быть указаны операции, их составные части.

Слайд 15

Преимущество технологической карты в отличии от конспекта - сценария: четко прослеживается структура и взаимосвязь компонентов организованной образовательной деятельности; практическое осмысление своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами; хорошо видны результаты всей деятельности и каждого ее этапа.

Слайд 16

Технологическая карта /конструкт/ организованной образовательной деятельности по ОО «……….» Группа: Воспитатель: Вид: Тема: «…..» Цель: Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Доминирующая образовательная область: Интеграция образовательных областей: Методические приемы: Словесные: Наглядные: Практический: Оборудование: Демонстрационный материал: Предварительная работа: Индивидуальная работа: Словарная работа:

Слайд 17

Этап, его продолжительность Задачи этапа Деятель-ность педагога Деятель-ность воспитан-ников Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности Результат Вводно - организационный Психологический настрой Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д. Приветствие, участие в игре и пр. Психогимнастики , психологические этюды, игровые моменты и др. Психологическая готовность Мотивация на деятельность. Постановка проблемы. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности либо создание проблемной ситуации, требующей разрешения Осознают и принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. Внутренняя мотивация на деятельность

Слайд 18

Основной этап. Открытие детьми новых знаний. Актуализация Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, задают и отвечают на вопросы Беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, моделирование, наблюдение, и т.д. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) Усвоение определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация и проведение экспериментов и т.д. Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы и т.д. Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Экспериментирование . Импровизация. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа. Наблюдение . Обсуждение. Разучивание. Дидактические игры. Чтение художественных произведений. Драматизация. Игра и пр. Осознания, освоение понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Физминутка/ динамическая пауза Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Проведение физкультминутки, подвижной игры Участвуют в игре, выполняют физические упражнения, исполняют танец и пр. Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Слайд 19

Основной этап. Открытие детьми новых знаний. Практическая работа (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность) Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Моделирование. Упражнение конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности Овладение определенным объектом практических навыков и умение при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Рефлексивно - корригирующий Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии задачами Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок Самопроверка по образцу, исправление возможных ошибок Фронтальная, индивидуальная работа Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать и выполнять инструкции

Слайд 20

Заключительный этап Рефлексия Подведение итогов ООД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки Подведение итогов ООД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качество выполнений работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально – коллективная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ.

Консультация для музыкальных руководителей. Подготовка к  проведению музыкального занятия в соответствии с требованиями ФГОС В ДОУ....

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес...

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»

Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий....

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/   В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...

Конспект интегрированного занятия в соответствии с требованиями ФГОС в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу» Воспитатель Балаганская Ирина Александровна

Интегрированное занятие "Жизнь животных зимой в лесу"  провела в средней группе воспитатель Балаганская И.А. в декабре 2016года...

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...