ПРОГРАММА дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Оригами»
методическая разработка (старшая группа)

Семенова Елена Владимировна

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Программа «Оригами» рассчитана на 12 занятий, из них теоретических часов - 3, практических часов - 9.

Категория слушателей: дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.odt24.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №36 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

 

ПРОГРАММА

дополнительного образования воспитанников

по оригами для детей старшего дошкольного возраста

«Оригами»

Выполнила:

Семенова Е. В.

воспитатель ГБДОУ №36

Красногвардейского района

Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Учебно-тематический план………………………………………………………6

Перспективный план……………………………………………………………. 7

Список литературы …………………………………………………………….11

Пояснительная записка

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Прежде всего, ребенок учиться общаться с бумагой, развивается мелкая моторика пальцев. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

             Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию.

        При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

         Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, которое способствует формированию умения занимать себя.   

Программа «Оригами» рассчитана на 12 занятий, из них теоретических  часов - 3, практических  часов - 9.

Категория слушателей: дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет.

 Для успешного освоения программы  численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Занятия проводятся  4 раза в месяц (по 1 разу в неделю), с июня по август, продолжительностью 25 и 30 минут соответственно возрасту детей.

Количество месяцев обучения

Количество занятий

в месяц

В неделю

Кол-во детей

в группе

3

4

1

10

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.).
  • Научить ребенка общаться с бумагой.
  • Развивать глазомер  при работе с бумагой.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата  складывать  различные  базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Научить  проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.
  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность

Ожидаемые результаты:

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

– улучшает свои коммуникативные способности и приобретает навыки работы в коллективе.

–  овладевает  различными  приемами  работы с бумагой;
–  знает  основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
–  умеет   работать по правилу и образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям;

– ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

– формируются  мелкая  моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

– владеет  навыками культуры труда.

        Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома  тематических  работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Инсценировка детских художественных произведений.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

Форма контроля

теория

практика

1

Знакомство с оригами

1

1

Беседа, обсуждение

2

Знакомство с условными знаками и приемами оригами

1

1

Беседа, обсуждение

3

Бумага. Учимся складывать

2

1

1

Беседа, обсуждение

4

Базовая форма «Треугольник»

2

2

Беседа, выставка

5

Базовая форма «Воздушный змей»

1

1

Беседа, выставка

6

Базовая форма «Конверт»

1

1

Беседа, выставка

7

Базовая форма «Рыба»

1

1

Беседа, выставка

8

Итоговые занятия

3

3

Беседы, обсуждение, выставки

12

3

9

Перспективный план

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Ведущие методы

Необходимый материал

Июнь

1.Знакомство с оригами.

2.Знакомство с условными знаками и приемами оригами.

3 (4).Бумага. Учимся складывать и резать.

Ознакомление  детей с новым видом искусства «оригами».

4

Фронтальное занятие

Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,  с помощью отреза получать квадрат.

Бумага, ножницы, наглядное пособие

Июль

Базовая форма «Треугольник»

1. «Лягушка»

2. «Мышка»

3. «Тюльпан»

4. « Веточка»

Преобразование базовой формы в разные поделки. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

2

Фронтальное занятие

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».

Построить  предметную композицию из цветов и листьев

Бумага, ножницы, наглядное пособие, цветные карандаши, клей

Июль

Базовая форма «Воздушный змей»

  1. «Елочка»
  2. «Береза»

Развитие  глазомера, мелкой  моторики рук, объяснительной  речи. Преобразование базовой формы в разные поделки. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

1

Фронтальное занятие

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей». Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Бумага, ножницы, наглядное пособие, цветные карандаши, клей

Июль

Базовая форма «Конверт», «Воздушный змей»

1. «Лодка»

2. «Пароход»

Преобразование базовой формы в разные поделки. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

1

Фронтальное занятие

Использовать новую базовую форму «конверт»; учить детей изготавливать модель парохода. Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. Просмотр мультфильма «Катерок».

Бумага, ножницы, наглядное пособие, цветные карандаши, клей.

Август

Базовая форма «Конверт», «Рыба»

  1.  «Краб»
  2. «Акула»

Преобразование базовой формы в разные поделки. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее.

1

Фронтальное занятие

Использовать новую базовую форму «рыба». Научить детей делать новую поделку.

Бумага, ножницы, наглядное пособие, цветные карандаши, клей.

Август

Базовая форма «Конверт», «Рыба», «Воздушный змей», «Треугольник»

Панно «На Море»

Знакомство с предметной композицией. Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее

3

Фронтальное занятие

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям.

Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию.

Бумага, ножницы, наглядное пособие, цветные карандаши, клей.

Литература

 

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с.
  3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  5. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  6. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  9. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  10.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. - (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  11.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  12.  Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  13.  Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  14.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

Конспект занятия по бумажной пластике в технике «оригами» для детей старшего дошкольного возраста тема «Колючая семейка»

Данное занятие направленно на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные приключения»

1.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса 1.3 Промежуточные результаты освоения программы2. Содержательный раздел2.1 Характеристика возрастных особ...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир оригами»

Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изоб...

Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...