Консультация для родителей "Учите ребёнка наблюдать!" "Зимняя прогулка. Наблюдения»
консультация

Худякова Мария Андреевна

Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление о разных секретах жизни природы, способствует развитию внимания, любознательности, сенсорного восприятия и речи. Наблюдения за природой пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе, тем самым, у ребёнка формируются нравственные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учите ребёнка наблюдать!»

«Зимняя прогулка. Наблюдения»

Наблюдение за природой вместе с ребенком многие из нас считают занятием несерьезным, скучным и не особо важным. Но это не так, ведь именно всевозможные наблюдения как раз и учат ребенка думать, анализировать, сравнивать, систематизировать явления, находить   связь между причиной и следствием. Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление о разных секретах жизни природы, способствует развитию внимания, любознательности, сенсорного восприятия и речи. Наблюдения за природой пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе, тем самым, у ребёнка формируются нравственные качества.

Сколько бы ни рассказывали о зиме, и связанных с ней природных явлениях (снегопад, пурга, вьюга, метель, мороз, морозные узоры, лед, изморозь, иней, сосульки, оттепель), показывая картинки и играя в настольные игры, этого все равно не достаточно. Один раз увидеть, как известно, лучше, чем сто раз услышать. Знакомьте детей с зимой и её характерными признаками, во время  прогулок, игр, посильного труда и наблюдений. Привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.

Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми и экспериментами, в которых дети активно познают свойства снега.

Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинки, упавшие на рукавичку. Обратите внимание, что каждая снежинка не похожа друг на друга. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки. Во время снегопада обратите внимание, как он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.

В морозный день предложите послушать, как скрипит снег.  Рассмотрите следы на снегу, порисуйте на нём. Как любят дети рассматривать морозные узоры на окнах. Предложите им представить на кого или что похож узор. Фантазия и воображение  детей здесь будет безгранична.

     А с каким интересом дети бегут к замерзшим лужам. Пробуя пройти по льду, узнают, что лед гладкий, скользкий.  Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать уже снежные постройки во дворе. Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшой слой  не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше этот слой. Но рыбам все равно хватает.

    Большое внимание детей привлекают, конечно же, сосульки. В оттепель понаблюдайте, как образуется это  явление природы. Объясните, что на солнце снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. Но стоит струйкам воды попасть в тень, где морозный воздух, капельки замерзают, превращаются в лед и так становятся сосульками.

      Любой ребенок  знает, что лопата зимой - невероятно нужная и полезная вещь. И на прогулку обязательно берут это орудие труда. Предложите ребенку посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка маленькому почемучке будет интересно узнать, почему же она не замерзает. Расскажите, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.

Обратите внимание детей на зимние деревья. Вспомните, какими были они осенью, летом. Объясните, что деревьям осенью не хватает света и тепла, дни становятся короче, поэтому деревья сбрасывают листья и стоят без листвы всю зиму до самой весны.  Сравните лиственное дерево с хвойным. Обратите внимание, что ели и сосны не сбрасывают иголки, и остаются в зеленом убранстве и зимой, и летом.

Вместе с детьми подкормите птиц. Воспитывайте заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Объясните, что зимой птицы, которые остаются на «зимовку», особенно нуждаются в заботе людей.  Тем самым, у детей будет сформироваться обобщенное представление о зимующих птицах; развиваться познавательный интерес к жизни зимующих птиц;

Наблюдайте за работой дворника, как сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди, воспитывайте желание трудиться и помогать.

Понаблюдайте, как красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.

 Усилить эмоционально-положительное отношение детей к явлениям природы поможет разучивание стихов, загадок, поговорок, чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций (В. Бианки - "Синичкин календарь", "Где раки зимуют", "Заяц, косач, медведь и Дед мороз", "По следам" и др.), просмотр мультфильмов и киносказок о зиме и зимних явлениях.

     Тему наблюдений, их разнообразия, можно продолжать и продолжать с ребенком в любом возрасте. В этом вам поможет ваши фантазии и, конечно же, желания.

Снежные радости: как интересно развлечь ребенка зимой

Интересных и познавательных вам прогулок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной»

Консультация рассказывает, как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей...

Консультация для родителей "Одежда ребёнка на зимней прогулке"

Данная консультация раскрывает следующие вопросы:- Признаки переохлаждения ребёнка;- Признаки перегрева ребёнка;- Какой должна быть одежда ребёнка на зимней прогулке....

Консультация для родителей «Учите детей наблюдать. Зимние прогулки»

С наступлением зимы все преобразилось до неузнаваемости. Зеленый лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом, куда-то подевались бабочки и даже некоторые птицы давно перебрались в теплые края....

Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми подготовительной к школе группы.

Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с приметами зимы на прогулках с дошко...

"Учимся наблюдать. Зимняя прогулка." Консультация для родителей.

Данный материал поможет родителям детей 4 лет организовать наблюдения за природой во время зимней прогулки....

Консультация для родителей ДОУ. Зимние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей ДОУ.Зимние прогулки – наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста По материалам интернета подготовила Кокоревич Р.Н. Огромная польза наблюдения.Природа окру...

Консультация для родителей в детском саду на тему: "Зима". Зимние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей в детском саду на тему: "Зима".Зимние прогулки – наблюдения с детьми дошкольного возрастаПрирода окружает человека везде: идете Вы мимо парка на работу, гуля...