Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
план-конспект занятия (старшая группа)

Долотина Татьяна Валерьевна

Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рисования-кляксографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_bogatstvo_nashey_planety_zemlya.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»

Подготовила воспитатель: Долотина Т.В.

р.п.Шатки, 2021г.

Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи: 

Образовательные:

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей.

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования-кляксографией

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

      2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Предварительная работа: 

  • Беседа: «Живая и неживая природа»,
  • рассматривание иллюстраций в энциклопедии;
  • наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, бумага, резиновая игрушка,  веера, свисток, дудка.

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.


(Игра на общение)
 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

В: Ребята, посмотрите что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

В: Правильно, это воздух!

В.:Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы  ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает.

        

В: Воздух нас окружает везде, в том числе и в шкатулке.

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).

В: А как вы думаете, нужно ли соблюдать правила поведения в лаборатории? Правильно, в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

В.: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (Дети вместе с воспитателем встают вокруг стола с пакетами)

В: Ребята, скажите мне еще раз, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

В.: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какой пакет стал? Пакет упругий, потому что он наполнился воздухом. Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

В.: Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.

-Дети, мы видим, что воздух в пакете?

Вывод: воздух бесцветный.

В: Хорошо! Давайте проверим, а можно ли воздух почувствовать? Сейчас я возьму острую палочку  и осторожно проколю ваши  пакеты. Теперь поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).

Выводвоздух можно почувствовать.

Эксперимент № 2 «Слышим воздух»

В: А можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

В: А давайте сейчас мы попробуем подуть в крышку от фломастера. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)

В: А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух)

В.: С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастера и шарик).

   В.: А какие в природе мы слышим звуки, которые переносит воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В.: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Хотите устроить ветер?

В.: Мы с вами тоже можем сделать небольшой ветерок просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами, помахать сначала на себя, потом друг на друга)

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Эксперимент № 3 «Узнай по запаху»

В:  А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.)

Вывод: Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.  

 В.: По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, банан). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Вывод: Воздух переносит запахи.

Эксперимент 4 «Слышим звуки с помощью воздуха»

В.: Возьмите свисток и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук)

В.: (показывает музыкальные инструменты) А вот это что ребята? Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук). С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, инструменты звучат по разному.)

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Молодцы.

Эксперимент 5  «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Как вы думаете, а воздух можно увидеть? (ответы детей)

В: Сейчас нам  нужно взять трубочки, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Эксперимент 6 «Кляксография»

В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать). Анализ работ. (Выход в свободную деятельность)

Итог занятия:

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов, многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

В.:А скажите, вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

В.: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом)

​Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом). ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...

конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии «Богатства нашей планеты Земля»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии                     «Богатства нашей планеты Земля»...