«Скоро в школу!» Программа по профилактике школьной дезадаптации
рабочая программа

Целью программы «Скоро в школу!» является профилактика школьной дезадаптации, формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.

Задачи:

• выявление уровня психологической  и мотивационной готовности ребенка;

• формирование познавательных и социальных мотивов;

• развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;

• развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

• формирование универсальных учебных действий: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr5.docx424.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Даша\Downloads\2021-12-06_001.jpg

«Скоро в школу!»

Программа по профилактике школьной дезадаптации

Разработал педагог-психолог:

Короткова С.Г.

.

г. Смоленск

Оглавление

Введение

3

  1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

4

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 6-7 лет

4

1.2. Планируемые  результаты освоения программы

7

II. Содержательный раздел

8

2.1.Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

8

2.1.1. Диагностическая работа

8

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

9

2.1.3. Просветительская и профилактическая работа

11

2.1.4. Экспертная работа

12

2.1.5. Организационно – методическая работа

13

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

13

2.3. Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

14

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

15

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

16

  1. Консультативная работа

16

2.5.2. Просветительская и профилактическая работа

17

III. Организационный раздел

18

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

18

3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания.

20

3.3. Описание распорядка и/ или режима дня

21

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

21

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

22

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Программа «Скоро в школу!» предназначена для детей подготовительной к школе группы.

Программа направлена на решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования и опирается на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; ФГОС ДО от 17 октября  2013 №1155; комментарии к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 г. № 08-249, Устав МБДОУ,  Образовательную программу МБДОУ, локальные акты МБДОУ.  

Данная программа определяет содержание и структуру деятельности направленной на эффективное решение проблемы школьной дезадаптации через проведение всесторонней работы с детьми старшего дошкольного возраста и всеми участниками образовательного процесса по всем направлениям работы педагога-психолога: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и профилактика, экспертная деятельность.

1.1.1.Цели и задачи реализации программы

Целью программы «Скоро в школу!» является профилактика школьной дезадаптации, формирование интереса к учебной деятельности и желания учиться в школе.

Задачи:

• выявление уровня психологической  и мотивационной готовности ребенка;

• формирование познавательных и социальных мотивов;

• развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;

• развитие и коррекция психических познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

формирование универсальных учебных действий: внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы:

- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях психолог ориентируется на ребенка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и его индивидуальные особенности.

- единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируются группы, с которыми проводятся коррекционно-развивающие занятия.

- доступности, который проявляется в соответствии возрастным уровням сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

- сочетания игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры–задачи к учебно-познавательной деятельности.

- поэтапного, дозированного, усложнения задач и условий игр и упражнений.

- развития творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

- полноценных межличностных отношений, основанных на доверии, без подозрений, неискренности, страха.

- добровольности, который  предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.

Подходы:

При формировании программы «Скоро в школу!» использованы  те же подходы, что и в основной образовательной программе дошкольного образования:

- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).

- Деятельностный  подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

- Возрастной подход (Д.Б. Эльконин)

- Теория об амплификации (А.В. Запорожца)

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 6-7 лет.

Психологические особенности развития детей 6 – 7 лет

У детей старшего дошкольного возраста продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации.

Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

  1. Планируемые  результаты освоения Программы

В результате реализации программы предполагается, что

- ребенок будет психологически готов к обучению в школе;

- ведущими мотивами станут познавательные и социальные;

- появятся представления о том, что его ждет в школе, как будет проходить его обучение;

- появятся представления о конструктивных приемах решения возникающих проблем;

- повысится уровень развития его познавательных процессов (способность к анализу, обобщению, классификации т.д.)

- ребенок научиться внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану; планировать свои действия; выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.

В результате ребенок сможет легко адаптироваться к школе и успешно осуществлять свою учебную деятельность.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности  с учетом используемых вариативных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

Цели, задачи и содержание образовательной деятельности программы реализуются:

- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми,

- в различных видах детской деятельности (играх, наблюдениях, труде, экскурсиях, конкурсах и т.д.)

- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Для реализации программы необходимо взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) детей, которое происходит по следующим направлениям:

2.1.1. Диагностическая работа

Цель диагностической работы – помочь педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные возможности, на которые можно опираться в ходе развивающей и коррекционной работы. Психолого-педагогическая диагностика детей в  подготовительной группе проходит с использованием стандартизированных методик и участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Диагностическая работа

 с воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ

Направления и виды работы

Методики диагностики

Формы работы

Сроки выполнения

Скрининговая диагностика. Прогнозирование уровня психологической готовности к школьному обучению.

Общие рекомендации родителям ипедагогам.

«Психолого-педагогическая готовность ребенка к началу школьного обучения»

Методика

Н.Семаго и М.Семаго

Подгруппа детей по 8 человек.

Мотивационная готовность.

Рекомендации воспитателям.

Общие рекомендации родителям.

«Оценка мотивационной готовности к школьному обучению»

Методика

Д.В. Солдатовой

Индивиду-ально.

Углубленная диагностика познавательной и эмоциональной  сфер (по индивидуальному запросу родителей или педагога)

Рекомендации воспитателям по использованию развивающих программ.

Общие рекомендации родителям.

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство.

Индивиду-ально.

В течение года.

2.1.2. Развивающая и коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогам и родителям детей подготовительной группы в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей на пороге школы. Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.

Коррекционно-развивающая работа строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Так как абсолютное большинство детей подготовительной группы посещают наш детский сад не первый год, то педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика, анализируются её результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении. Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:

  • групповыми;
  • подгрупповыми;
  • индивидуальными.

Групповые и подгрупповые занятия и мероприятия проводятся в групповых помещениях ДОУ. Индивидуальные занятия проводятся в кабинете педагога – психолога.

Содержание и структура занятия и других видов деятельности находятся в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждого занятия.

Все занятия проводятся в соответствии с "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года), согласованы с учебным планом МБДОУ.

Программы, мероприятия, формы, цели групповой и подгрупповой работы и сроки их проведения представлены в следующей таблице.

Программа или мероприятие

Цель

Сроки выполнения

Кол-во встреч  в неделю

Цикл коррекционно-развивающих занятий (развитие умения управлять собой)

Развитие способности управлять своей деятельностью и поведением

декабрь - май

1 по 30 минут

Игра – тренинг «Школьный росточек»

Помощь детям в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

Вторая неделя апреля

9

по 30 минут.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Развитие  познавательных способностей, формирование универсальных учебных действий в коллективе сверстников.

Апрель

1 по 30 минут

Перечень используемых методических пособий:

Программа или мероприятие

Наименование и автор

«Развитие умения управлять собой»

  1. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е.,  Белотелова Т.Э. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.

Игра – тренинг «Школьный росточек»

  1. Завьялова Н.А., Лукина Е.В. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. Изд-во «Учитель» г. Волгоград, 2004.
  2. Ильина Н.Н 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. «Аквариум» Дом печати – ВЯТКА 2005.
  3. Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей. Ч. 1,2. Изд-во «Учитель» г. Волгоград 1998.
  4. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1,2. М., УЦ «Перспектива», 2001.
  5. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками УЦ «Перспектива», 2001.
  6. Поливанова К.Н., Цукерман ГА. Введение в школьную жизнь. — В кн.: Учимся общаться с ребенком. М., «Просвещение», 1993.
  7. Чибисова М.Ю. Психологические занятия для будущих первоклассников. — В кн.: Возможности практической психологии. Вып.З. — М., УЦ «Перспектива», 2001.

Комплексная программа развития интеллекта.

Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта. Для детей старшего дошкольного возраста. Часть 1,2. Изд.1-ое. Троицк: Издатель А.С. Пономаренко, 2009 – 81с.+ компьютерные задания на CD

     

   2.1.3. Просветительская и профилактическая работа

Профилактическая работа с воспитанниками подготовительной группы направлена на снижение тревожности в период подготовки к школьному обучению, повышение уверенности в себе, формированию регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации.

Мероприятие

Цель

Дата проведения

Время за нед.

Кол-во занятий в год

  1. Слушание и обсуждение сказок М. Панфиловой «Лесная школа»

Создание положительного эмоционального мироощущения по отношению к школе и регулярному обучению, формирование коммуникативных умений, необходимых для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новых условиях.

Январь - апрель

2 по 30 минут

30 встреч

  1. Создание авторских сказок по мотивам «Лесной школы» воспитанниками и их семьями.

Март-апрель

 

  1. Экспертная работа

Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития (Г. А. Мкртычян, 2002).

Экспертная деятельность педагога-психолога МБДОУ касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений

Направления экспертной работы в МБДОУ по программе «Скоро в школу!»:

  1. Исследование эффективности усвоения образовательной программы воспитанниками.
  2. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка.
  3. Контроль над соблюдением профилактических мероприятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения у детей и персонала – коррекция режимных моментов.
  4. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или ДОУ.
  5. Участие совместно с педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

  1. Организационно – методическая работа

Организационно-методическая деятельность по программе подразумевает ведение документации: плана работы, анализ и составление заключений по результатам диагностики; составление коррекционных и развивающих программ; подготовку к консультациям, занятиям; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Содержание образовательной деятельности по реализации программы «Скоро в школу!» определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности и формы их организации.

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми 6-7 лет.

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Дидактическая игра

Коммуникативная

Беседа. Рассказ, разговор. Викторины, конкурсы

Рассматривание. Чтение. Игры с правилами.

Игра – тренинг.

Познавательно-исследовательская

Дидактическая игра. Наблюдение. Целевая прогулка, экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Игры с правилами. Чтение. Викторина. Конкурс.

Чтение художественной литературы

Чтение. Слушание. Обсуждение. Разучивание. Театрализация. Рассказ. Разговор. Викторина, конкурс. Составление и отгадывание загадок.

Средства и методы  реализации программы.

Для реализации программы «Скоро в школу!» используются те же методы и средства, что и для реализации основной образовательной программы детского сада.

2.3.  Особенности образовательной деятельности в разных видах и культурных практик.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (портфолио ребенка с рабочим материалом занятий, дневник «Школьного росточка», авторские сказки и др.).

Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом-психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность представлена в разнообразных формах — это дидактические и развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации и пр.

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя познание детьми объектов предметного и социального мира (мира педагогов и школьников, деятельности учителей, знакомство со школой, школьными правилами и взаимоотношениями людей в школе).

Восприятие художественной литературы организуется как процесс слушания детьми произведений художественной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.

Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности.

 Двигательная деятельность организуется в процессе занятий как упражнение на развитие межполушарного взаимодействия и вестибулярно-моторной активности, а так же формирование графомоторных умений.

Культурные практики

Для реализации программы «Скоро в школу!» используются те же разнообразные культурные практики, что и для реализации основной образовательной Программы детского сада.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Приоритетной сферой проявления детской инициативы детей 6-7 лет является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
  • устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

       

Организация процесса взаимодействия основана на тех же принципах, теоретических и методологических основах, методах и формах, что и в основной образовательной Программе МБДОУ и реализуется педагогом психологам в следующих направлениях.

 

2.5.1. Консультативная работа

Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование родителей детей подготовительной группы  проводится по вопросам, связанным с психологической подготовкой к школе, а так же оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка:

Тема и цель консультации

Формы работы

Сроки выполнения

Консультации по результатам первичной психологической готовности к школьному обучению.

Индивидуально.

Декабрь

Консультации по результатам диагностики познавательных процессов. Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка.

Согласование действий на период коррекционной работы.

Индивидуально.

В течение года.

Оказание психологической поддержки родителям по вопросам поведения, воспитания, обучения.

Согласование действий на период коррекционной работы.

Индивидуально.

В течение года.

Итоговые результаты коррекционно-развивающей работы.

Ознакомление с имеющимся уровнем развития ребёнка.

Индивидуально.

Май.

2.5.2. Просветительская и профилактическая работа

Психопрофилактическая и просветительская работа педагога-психолога МБДОУ направлена на формирование у родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного психического развития ребенка, а также своевременное выявление и предупреждение таких особенностей в поведении ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.          

Профилактическая работа с родителями несёт просветительский характер. Планируется и проводится в виде педагогических гостиных, консультаций с элементами тренингов, открытых занятий, совместных встреч с родителями и педагогами, папок-передвижек, стендовой информации, выставок.

Формы работы

Наименование

Сроки выполнения

Лекция на родительском собрании.

«Мотивационная готовность»

Сентябрь

Папка-передвижка.

«Психологические особенности развития детей 6-7 лет»

Сентябрь.

Педагогическая гостиная

«Мой ребенок – будущий первоклассник!»

Октябрь

Открытое занятие

«Развитие умения управлять собой»

Ноябрь.

Круглый стол.

Мастер-класс

«Поощрения и наказания»

Декабрь.

Папка-передвижка.

«10 правил для родителей будущих первоклассников.

Январь.

Родительское собрание

«Встреча с учителями начального звена БСОШ №№ 2,3 с. Богучаны»

Февраль.

Консультация для родителей.

Стендовая информация.

«Создаем сказку»

Помощь в создании авторских сказок по мотивам «Лесной школы».

Март

Открытое занятие

«Путешествие к школьной планете»

Апрель.

Педагогическая гостиная.

«Итоги игры-тренинга «Школьный росточек»

Апрель.

Выставка сказок, рисунков и работ детей.

Стендовая информация.

«Скоро в школу!»

Информирование о результатах программы.

Апрель.

III. Организационный раздел.

3.1.   Материально-техническое  обеспечение  программы.

      Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ, описанная в общеобразовательной Программе, обеспечивает максимальную реализацию программы «Скоро в школу!» и построена на тех же принципах.

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Групповое помещение

Непосредственно образовательная деятельность.

Игровая деятельность.

Самостоятельная творческая деятельность.

Детская мебель, стульчики, столы.

Игровые модули для сюжетно-ролевых игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровая мебель.

Центр книги и развития речи, центр детского творчества, центр игры.  

Игровая зона  «Фиолетовый лес»

Телевизоры,  DVD, ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Приемная комната

Информационно-просветительская работа с родителями.

Информационные стенды для родителей.

Наглядно-информационный материал.

Выставки детского творчества.

Музыкальный зал

Тематические досуги, праздники и конкурсы.
Родительские собрания и мероприятия, консультативно-просветительская работа с родителями.

Переносная мультимедийная установка, ноутбук.

Аудио- и видеокассеты, CD диски.

Кабинет  заведующего МБДОУ

Индивидуальные консультации и беседы с родителями;

Библиотека  нормативно – правовой документации;

Компьютер, принтер, сканер.

Документация по содержанию  работы  в  МБДОУ (охрана  труда,  приказы, пожарная безопасность, договоры с организациями и пр.)

Медицинский кабинет

(кабинет медицинской сестры)

Осмотр детей.
Учет состояния здоровья.
Профилактика заболеваний.  
Медико-педагогический контроль.

консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ.                                                                                                                                                                          

Шкаф для документации, стол и стул для медсестры.

Электронные весы, ростомер, кушетка, лампа для кварцевания.

Стеклянный шкаф для медикаментов, тумбочка медицинская, стеклянный столик.

Методический кабинет

Повышение профессионального уровня педагогов, осуществление методической помощи  педагогам, организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, планирование, организация и контроль образовательного процесса,
консультативно-просветительская работа с родителями                                                                                                                                                                            

Библиотека педагогической, методической, передовой и детской литературы.

Опыт работы педагогов, накопление передового педагогического опыта.

Документация по содержанию работы  в МБДОУ.

Материалы по формам работы с педагогическим коллективом, демонстрационный, раздаточный материал, пособия  для занятий с детьми.

Компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, проектор

Кабинет педагога-психолога и логопеда

Психолого-педагогическая диагностика.

Индивидуальные и подгрупповые занятия.

Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками МБДОУ                                                                                                                                                                            

Стол и стулья для детей, шкаф  и полки для методической литературы, игрушек и пособий.

Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей.

Игровой материал, развивающие игры,  стол для рисования  песком. Зеркало. Ноутбук .  

Коридоры МБДОУ

Информационно-просветительская  работа  с  сотрудниками  МБДОУ  и  родителями.

Выставки детского творчества.

Стенды для  родителей,  визитка  МБДОУ.

Стенды  для  сотрудников (административные  вести, охрана труда, уголок профкома, пожарная безопасность и др.)

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Направления

Методические материалы,  средства обучения и воспитания

Диагностика

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. Изд. 3-е перераб. – М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2007г
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологическая оценка готовности ребенка к налу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с.
  3. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов - психологов ДОУ. – 2-ое изд. – М.: Генезис, 2011 – 80 с.
  4. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013, – 202с

Коррекционно-развивающая работа

  1. Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет/авт. сост. Ю.А. Афонькина, О.Е. Борисова,Т.Э. Белотелова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 243с.
  2. Пономаренко А.С. Комплексная программа развития интеллекта. Дл детей старшего дошкольного возраста. Часть 1,2.Изд.1-ое. Троицк: Издатель А.С. Пономаренко, 2009 – 81с.+ компьютерные задания на CD

Профилактика и просвещение

  1. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256с.

3.3. Описание распорядка и режима дня.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. 

При проведении режимных моментов МБДОУ придерживается тех же правил, что и при реализации основной общеобразовательной Программы.

Еженедельные занятия с психологом по программе «Развитие умения управлять собой» вставлены в сетку занятий, длятся не более 30 минут с использованием физминуток. В первой половине года занятия проводятся по подгруппам 10-12 человек, во второй половине учебного года – со всей группой вместе.

Чтение сказок «Лесная школа» М. Панфиловой начинается во второй половине учебного года, включает в себя не только активное слушание, но и обмен мнениями о прочитанном. Слушание сказок происходит перед обедом, два раза в неделю. В свободное время дети рисуют, лепят персонажей сказок, придумывают своих героев и сочиняют с родителями свою авторскую сказку.

Игра – тренинг «Школьный росточек» проводится в апреле месяце и длится четыре дня, включает в себя 2 ежедневных «урока» и музыкальное или физкультурное занятие по расписанию, в пятый день проводится итоговое занятие «Путешествие к школьной планете», на которое приглашаются родители. В течение недели дети получают домашние задания, ведется «Экран успеваемости»  и заполняется «Книга Хроник».  Во время проведения игры-тренинга воспитанники имеют возможность заработать своим трудом и поведением различные «медали» и «ордена». В конце тренинга каждому участнику выдается «Диплом Настоящего Школьника».

  1. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий.

- выставка «Скоро в школу!» является итоговым мероприятием, проводится в апреле и включает в себя рисунки по теме сказок «Лесная школа» и авторские сказки. Родители и дети имеют возможность ознакомиться с творчеством будущих первоклассников.

- интеллектуальный конкурс «Умники и Умницы» проводится в апреле с командами детей подготовительных групп детских садов способствует повышению мотивационной готовности и произвольности поведения детей.

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая среда нашего МБДОУ — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, она построена с соблюдением общих требований, которые подробно описаны в нашей образовательной Программе и полностью соответствуют требованиям реализации программы «Скоро в школу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему "Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?" ( профилактика школьной дезадаптации).

Рассматриваются теоретические вопросы школьной зрелости, а также роль семьи в профилактике школьной дезадаптации первоклассника....

Формирование мотивационной готовности к школе, как один из путей профилактики школьной дезадаптации

Существуют различные виды готовности к школе, это: личностно-социальная готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность. А сегодня мы будем рассматривать один из компонентов г...

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путем проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОГРАММА «СКОРО В ШКОЛУ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Программа «Скоро в школу!»  является частью образовательной программы дошкольного образования детского сада, предназначена для детей, родителей подготовительной к школе группы и...

Программа занятий по профилактике школьной дезадаптации «Дорога к школе»

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новы...

Конспект выступления для родителей по теме «Формирование мотивации к обучению в школе как путь профилактики школьной дезадаптации»

 Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он буде...