Консультация для воспитателей: «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»
консультация

Баранова Людмила Анатольевна.

Консультация для воспитателей МКДОУ «Д/с №8» «Вовлечение в единое образовательное пространство «Детский сад — семья»

Необходимо формировать позицию сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников и со своими воспитанниками для создания единого пространства для воспитания и развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей.21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей МКДОУ «Д/с №8»

«Вовлечение в единое образовательное пространство

«Детский сад — семья»

                                                                        Подготовила Баранова Л.А.

2018 год

«Вовлечение в единое образовательное пространство

«Детский сад — семья»

Годовой задачей МКДОУ «Д/с№8» на 2018-2019 учебный год утверждена тема: «Создание единого образовательного пространства «Детский сад-семья» через формирование активности позиции родителей при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.

Актуальность работы состоит в том, что для ребенка дошкольного возраста детский сад и семья является тем микроклиматом, в котором он постоянно находится. Этот микроклимат и составляет ту среду, из которой ребенок получает необходимую жизненную информацию, а также адаптируется к общественной жизни. Для всестороннего развития ребенка, а также для развития его как гармоничной и здоровой личности (как физически, так и психологически) воспитатель должен взаимодействовать с семьей ребенка, совместно решая возникающие проблемы. Вместе с тем, не все родители обладают достаточными знаниями о психологических и возрастных особенностях развития дошкольников, воспитывают своих детей основываясь на интуиции, что является не совсем верным.

Именно поэтому, необходимо формировать позицию сотрудничества воспитателя с родителями воспитанников и со своими воспитанниками для создания единого пространства для воспитания и развития ребенка.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт    дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь:

- дифференцированный подход,

-учитывать социальный статус,

-микроклимат семьи,

-родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Таким образом, государство ставит в приоритет семейное воспитание, требует других взаимоотношений детского сада и семьи, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Образовательное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Ситуация складывается таким образом, что большинство семей на сегодняшний день занято решением проблем экономического характера, а порой физического выживания, при этом усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Основная идея создания единого процесса взаимодействия воспитателя с семьей состоит в планомерном, активном распространении педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семье в воспитании ребенка, организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания, а также вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

  • В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
  • Основная цель взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников состоит в организации единого пространства взаимодействия воспитателя и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

На сегодняшний день, для создания единого пространства «Детский сад – семья» используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями:

-родительские собрания,

-индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами,

-информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам,

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.

 С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

Найти выход из этого положения в изменении форм и методов проведения можно. Попытайтесь построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат станет ощутимее. 

Собрания - в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Защитник Отечества», «Мамины помощники». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки.

Наиболее интересной активной формой взаимодействия, является мастер-класс.

Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.

Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет нам всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

По окончанию мастер – класса родителям предлагается методика «Неоконченное предложение» (участникам раздаются мини-опросы). Родителям предлагается ответить на такие вопросы: Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться…. В ходе мастер-класса мне было…. Как родитель от мастер-класса я получила …. Я оцениваю мастер-класс….

Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.

Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

В век развития информационных технологий одной из форм взаимодействия с родителями является создание сообществ в социальных сетях (Одноклассники, контакт и др.). Это является очень эффективной формой общения между воспитателем и родителями.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...

Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»

Детско-родительский клуб «Веселые ладошки», как условие создания единого образовательного пространства «Детский сад-семья»Актуальность:В соответствии с законодательством в обла...

План по самообразованию "Создание единого образовательного пространства "Детский сад - семья - школа"

Преемственность в работе детского сада и школы предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный перио...

Использование электронных игр, для создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Данный материал представляет опыт работы использования интерактивных игр как одного из успешных методов взаимодействия с родителями и детьми. Данный опыт можно использовать для создания единого образо...