Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов: «Мы одна команда! Тимбилдинг или командообразование»
методическая разработка

Павлюченко Татьяна Сергеевна

Методическая разработка для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум для педагогов25.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов:

«Мы  одна команда! Тимбилдинг или командообразование».

 

 

 

         

         

         

         

 

 

Автор - составитель:

Павлюченко Татьяна Сергеевна  

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канск, 2021г.

Ход семинара.

1.         Приветствие.  Каждый участник должен за определенное время (1 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно говорить «Привет! Как хорошо, что ты здесь!» Нужно обговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?» 

2. Упражнение «Секрет дамской сумочки»  

Цель: сплочение группы, создать атмосферу доверия.

Участникам предлагается представить себя от имени любой вещи, которая находится обычно в его сумочке.

Цель: выработка доверия у участников друг к другу, позитивный настрой на дальнейшую работу.

 

Я хочу чтобы  наша встреча состоялась с присутствием  теплого, доброго  и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в  свою  жизнь,  то  вам  нужно  хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он  пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих  мучительных  раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.    Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-юю-ющей ручкой. Черпануть из котла они  могут,  а  в рот никак не попадут. Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и  кричит: - Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же  картина,  что  и  в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.  

Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось,  нужно  что-то  сделать.  То есть сейчас, у вас есть замечательная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и  радостным

Актуализация темы тренинга.

Цель: ознакомить участников с темой и целью работы, знакомство с составляющей корпоративной культуры - тимбилдингом.

Тимбилдинг (англ. Team building - построение команды), или командообразование. В наше время тимбилдинг является одной из перспективных моделей корпоративного управления, обеспечивает полноценное развитие коллектива, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.

Целью нашего занятия является создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии!  

  1. Упражнение «Карета»

(музыкальное сопровождение из кинофильма «Цыган»)

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (наводящие вопросы из чего состоит карета). Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

• Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

• После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

• Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

Точно так же как и детали кареты, каждый человечек является важным звеном в команде. Давайте поговорим о том,  что такое команда. 

4.Определение команды. 

Команда – форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц. 10*10=130

При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем». 

5.Упражнение «Необитаемый остров».

«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье. На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесённых слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы. Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры.  

        После         выполнения         этой         части         задания         задание         будет         следующее:

«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение нескольких минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.

Обсуждение: Удалось ли участникам группы договорится? Если нет, то почему?, Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие препятствовали?, Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам? В процессе осуждения можно выйти на алгоритм принятия решения.

6. Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»

Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:

Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на группы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно.  Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.  

 

7. Упражнение «Связующая нить».

Материалы: моток прочных толстых нитей.

Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук и закройте глаза. Сейчас я рассажу вам историю:  

Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.

Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг. Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми. А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло он себя». Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: «Посадил себе на шею». Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.  

Обсуждение: Каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно в этой игре? Чему эта игра может научить команду?

Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде,  комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

 

8. Завершение тренинга.

Ну что ж наша встреча подошла к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать, мы хорошо поработали, каждый из  вас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга аплодисментами.

 

Исторический

Этот вид тимбилдинга позволяет перенестись в выбранную эпоху и решить поставленные задачи с учетом её традиций и особенностей мышления персоналий. Например, план штурма какого-либо города во время Второй мировой войны. Ведущий вносит в квест задачи, выходящие за рамки выбранного игрового периода, но стилистика их решений командами должна ему соответствовать.

Спортивный

Этот тимбилдинг популярен много лет и не собирается сдавать позиции. Большинство людей под мероприятиями по командообразованию понимает именно шуточные спортивные состязания.

Психологический

Этот тимбилдинг требует минимальных вложений, так как его можно провести в офисе и без дополнительного оборудования. Участники проходят тренинги, выполняют тесты и т. п.

В ходе тренингов команды выполняют серию упражнений на развитие доверия, эффективного взаимодействия и т. п.

Творческий

Творческий тимбилдинг — это разновидность, которая подразумевает предоставление участникам максимального простора для креатива. Каждый сможет проявить себя и, возможно, откроет новые таланты.

Экзотический

В этой разновидности тимбилдинга нет правил. Можно вместе приготовить какое-нибудь сложное блюдо тайской кухни на кулинарном мастер-классе. Или организовать выезд на сбор винограда в один из южных регионов страны (конечно, если участники там не живут). Ещё один вариант — выполнить любые задачи в полной темноте, лишившись важного канала восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар - практикум для педагогов с элементами тренинга «Скоро в школу»

В данной презентации рассматриваются компоненты психологической  готовности  детей к школе.  Психологическая готовность включает в себя:  интеллектуальную готовность, мотивац...

Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"

Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"...

Конспект тренинга для воспитателей и педагогов "Тимбилдинг. Мы-команда!"

Тренинг способстует установлению позитивной коммуникации между педагогами и сплочению коллектива....

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».

ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....