Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Мурадова Шаида Шаир гызы

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21» г. Сыктывкара

Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности детей в старшей группе

Выполнили воспитатели:

Кочеткова С.В.

Мурадова Ш.Ш.

Месяц

Тема эксперимента

Цель эксперимента

Материал

Сентябрь

«Слушай во все уши»

Дать детям представление об

Схема человеческого

органах слуха – ухо (улавливает

уха, картинки животных

 и различает звуки, слова и т.д.).

(слона, зайца, волка),

Познакомить со строением уха

д/и «Определи по

человека и животного,

звуку», гитара,

уточнить, что уши у всех

бумажные листы на

разные, учить при помощи

каждого ребенка,

опытов различать силу, высоту,

баночки с разными

тембр звуков. Закрепить знания

предметами (скрепки,

о правилах ухода за ушами,

деревянные палочки,

составить коллективные

поролон, песок,

рекомендации по

аудиозапись со звуками

предупреждению нарушения

леса, реки, птиц и т.д.

слуха.

«Как мы чувствуем

Познакомить детей с

Продукты с явно

запахи?»

 особенностями работы органа

выраженными

обоняния – носа, органа

характерными запахами

позволяющего определить

(чеснок, лук, перец и

запахи, сравнить с

т.д.), матерчатые

особенностями восприятия

мешочки, туалетное

запахов некоторыми

мыло, флакончик из-под

животными. Сформировать

духов, картинки

вместе с детьми рекомендации

животных (утконоса,

по охране этого важного органа.

лисы).

Способствовать формированию

эмоционально-положительного

отношения к процессу

экспериментирования.

«Знакомство со

свойствами воздуха»

Опыты: «Где теплее?»,

«Подводная лодка»,

«Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Продолжить знакомство детей

со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений,

животных. Дать знания о

неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле.

Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх;

Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.

Воздушные шары на

каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и

соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. Два термометра, посуда с горячей водой. 2)

Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги.

Сентябрь

«Может ли растение дышать?»

Опыты: «Нужен ли

корешкам воздух?»

«Есть ли у растений органы

дыхания?»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

«Почему листья осенью опадают?»

Опыты: «Вверх к листочкам», «Как увидеть движение воды через

корешки?»

Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни

растений.

Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.

Октябрь

«Вода в природе и в быту»

Опыт «Вода – помощница»

Уточнить знания детей о местонахождении воды в

природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять.

Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь.

Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность,

мыслительную деятельность.

Стакан с молоком, чайник с холодной

водой, чайник с горячей водой, 2 тазика,

стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с

солью и сахаром, масло.

«Вода – источник жизни»

Показать значение воды в жизни живой природы.

Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует.

Познакомить с процессом конденсации. Формировать

привычку бережно и разумно использовать воду.

3-х литровая банка с водой, 2 стакана с

чистой и грязной водой, поваренная морская

соль, поднос, лейка, бумажные цветы,

стаканчики с водопроводной водой.

«Вода – растворитель»

Уточнить знания детей о значении воды в жизни

человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель.

Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать

элементарные представления о

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды

фигурной формы,

стеклянные воронки и стеклянные палочки,

процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной

стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.

фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль,

настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.

Октябрь

«Путешествие капельки»

Опыт «Откуда берется вода?»

Познакомить детей с

круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни

человека.

Эл.чайник, холодное

стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема

«Круговорот воды в природе», глобус.

Ноябрь

«Магнит – фокусник»

Опыты: «Магнитные

силы», «Мы – фокусники»,

«Притягиваются – не притягиваются»

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства,

взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой,

емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

«Сила тяготения»

Опыт «Почему все падает на землю»

Дать детям представление о

существовании невидимой силы

– силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Материал: глобус,

небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора

(пластмассовые, деревянные,

металлические), мячи.

«Хитрости инерции»

Познакомить детей с

физическим явлением – инерцией; показать

возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки,

монеты, стаканы с водой, сырое и вар.яйцо.

Ноябрь

«Что мы знаем о времени»

Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи,

смену времен года; рассказать об измерении времени,

разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

Глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой,

макет солнечных часов, разные виды часов,

картинки с

изображением времен года, схема «Измерение времени

делами»(Тугушева, стр.80).

Декабрь

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и

называть свойства (крепкий, твердый, неровный или

гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают

речными и морскими, что

многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Познакомить с ценными

камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников,

Наборы речных и

морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото:

памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.

сувениров (гранит, мрамор).

Показать изделия из

драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою

точку зрения.

«Живые камни»

Опыт «Что есть в почве?»

Познакомить с камнями, происхождение которых

связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы.

Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло,

янтарь.

«Как появляются горы?»

Опыт «Извержение вулкана»

Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим

происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику

безопасности при проведении опытов.

Иллюстрация с

изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.

«Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

Дать детям представление о

взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида

животного от факторов неживой

Таз с водой,

пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по

форме и размеру

природы. Развивать способность делать

умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

емкости, кораблик, иллюстрации с

изображение айсбергов.

Январь

«Если зимушка пришла, много снега принесла»

Опыты: «Какие

свойства», «Твердые - жидкие»

Закрепить знания детей о зиме,

как времени года. Формировать представление о агрегатных

состояниях воды (лед,

жидкость, пар). Сравнить

свойства воды, льда, снега, выявить особенности их

взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного

состояния вещества в зависимости от тепла.

Ёмкости со снегом,

водой, льдом; пластилин, свеча,

баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.

Январь

«Огонь – друг или враг»

Опыты: «Как первобытные люди добывали огонь?»

«Человек подчинил себе огонь»,

«Чем тушить огонь?»

«Свеча в баке»

Расширять знания детей о

жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку.

Формировать представление о том, что при горении

изменяется состав воздуха

(кислорода становится меньше), что для горения нужен

кислород. Познакомить со

способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.

Соблюдение правил

безопасности при проведении опытов.

Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.

«Кто как видит »

Эксперименты «Одинаково ли  видят оба глаза»,

«Как видят заяц и птица»,

«Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?»

«Как видит крот?»

Путем экспериментирования

установить, как видят человек и некоторые животные,

проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.

Повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало,

фотографии животных.

Февраль

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа»,

«Волшебные шары»,

«Вертушка»

Познакомить детей с

электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность

ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с

понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии.

Формировать основы безопасности при

взаимодействии с электричеством.

Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая

металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная

пластмассовая салфетка, зеркало, вода,

антистатик.

Февраль

«Почему горит фонарик?»

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с

батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в

качестве батарейки.

Картинка с изображением

электрического ската,

коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.

«Электроприборы»

Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами.

Формировать представление о материалах, проводящих

электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих

электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с

устройством некоторых

электрических приборов (фен, настольная лампа).

Совершенствовать опыт

безопасного использования

электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку

металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками).

Развивать любознательность.

Дерево, стекло, резина, пластмасса,

металлические предметы, вода, электроприборы.

Февраль

«Радуга в небе»

Познакомить детей со

свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о

смешении цветов,

составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении

мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать

Стеклянная призма, картинка «радуга»,

мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки,

пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на

конце, миски, зеркала.

любознательность и внимание.

Март

«Первоцветы. Как растут растения?»

Опыты: «Что внутри?»,

«Вверх к листочкам»

Обобщить представления о росте и развитии растений,

установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды;

учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.

Установить, почему стебель может проводить воду к листьям.

Стебель моркови,

петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.

«Где растения любят жить?»

Опыты: «Где растения быстрее получат воду»,

«Хватает ли света?»

Углубить представления о

растениях, о существовании их в разных экосистемах – в

пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных

связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий

окружающей среды.

Горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная

емкость, вода, вата, лупа.

Март

«О чем поют весной птицы?»

Опыты: «Как утроены перья у птиц?», «Как с гуся вода»

Уточнить и расширить представления о перелетных

птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные,

гусиные, лупа, замок- молния, свеча, волос, пинцет; презентация.

«Кто как гнездо вьет?»

Опыты: «У кого какие клювы», «Без рук, без

топора, построена изба»

Развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц,

расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки,

крошки.

Соломинки, веточки,

комки глины, сахарный сироп.

Апрель

«Солнце, Земля и другие планеты»

Дать детям первоначальные представления о строении

Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета.

Развивать любознательность. На основе опытов дать

представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем

Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.

ближе, тем горячее.

Апрель

«Этот загадочный космос»

Опыты: «Темный

космос», «На орбите»

Познакомить детей с

символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому

пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос,

космонавт, космическая невесомость.

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина,

космических кораблей.

Фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.

«Рукотворный мир» Опыты: «Родственники стекла», «Мир вещей»

Учить детей различать природные объекты и

предметы, сделанные руками человека, познакомить со

свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.

Предметы из различных материалов,

презентация.

Май

«Свет и цвет»

Развивать аналитические способности детей.

Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления.

Пульверизатор,

фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная

призма.

Май

«Откуда радуга берется?»

Опыты: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри»

Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

«Волшебный круг»

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.

Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать

гипотезы.

Цветовой волчок или юла.

Беседа «Свет вокруг нас»

Дать детям представление о свете. Определить

принадлежность источников света к природному или

рукотворному миру, их

назначение. Опытническим путем определить строение

рукотворных источников света. Классификация предметов,

дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить

умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Картинки с изображением

источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок,

костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов,

которые не дают света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Перспективное тематическое планированиеОбразовательная область «Познавательное развитие»Направления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возраст  Составила:Воспита...

Перспективное планирование по «Конструктивно- модельной деятельности» в старшей группе

Перспективное планирование по «Конструктивно- модельной деятельности» в старшей группе...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Данное перспективное планрование составлено на один учебный год по одному занятию в неделю. Напавлено на изучение свойств живой и неживой природыю...