Рабочая программа
рабочая программа

Серик Ирина Валерьевна

Педагог-психолог В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx104.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад  №1 «Сказка»

Принято

на педагогическом совете

протокол №         от  

«Утверждаю»

Заведующий МАДОУ

________________Е.Е. Сербина

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 психологического сопровождения детей 2-7 года жизни

на 2021-2022 учебный год

Составитель: педагог-психолог

Серик Ирина Валерьевна

г. Приморско-Ахтарск

СОДЕРЖАНИЕ

 

 I.Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи  реализации  программы
  3. Принципы и подходы  формирования  программы
  4. Нормативно – правовое основание программы
  5. Возрастные особенности и новообразования дошкольного возраста
  6. Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ посещающих группы компенсирующей  направленности
  7. Ожидаемые результаты  освоения  программы

II. Содержательный раздел

Направления деятельности педагога-психолога

  1. Психологическая диагностика
  2. Психопрофилактика и психологическое просвещение
  3. Развивающая работа и психологическая коррекция
  4. Психологическое консультирование
  5. Экспертная деятельность
  6. Организационно-методическая работа

 III. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

1. Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Основные направления коррекционной  работы по освоению образовательных областей.

IV. Организационный раздел

  1. Материально-техническая обеспеченность
  2. Перечень используемых программ, технологий, пособий
  3. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС.
  4.  Взаимодействие  с семьями  воспитанников.

      

I. Целевой раздел

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой ДОУ, в основу которой положена программа развития и воспитания детей «Детство» с у чётом ФГОС, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой и Т.В. Чиркиной;

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место в  программе  уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ и инвалидностью.

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 2-7 лет.

Будет реализована в течение одного года, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          Цель рабочей программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

          Задачи программы:

  • психологический анализ социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;
  • создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия;
  • профилактика и преодоление проблем в развитии, социальном и психическом здоровье воспитанников;
  • участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Условия реализации программы:

Необходимым условием реализации  программы является взаимодействие специалистов МАДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях  детей  в особенности с ОВЗ, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических  особенностей детей.

Объем программы. Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: подгрупповая, индивидуальная.

Форма работы.  1 раз в неделю – подгрупповое занятие.

Время проведения подгрупповых занятий: от 30 до 60 минут в зависимости от возраста.

Максимальное число участников: 6  человек.

Принципы построения программы.

1.        Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2.        Единство диагностики и коррекции.

3.        Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4.        Комплексность методов психологического воздействия.

5.        Возрастание сложности.

6.        Учет объема и степени разнообразия материала.

3.ПРИНЦИПЫ  И ПОДХОДЫ  К  ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опорой на  зону ближайшего развития.

 При разработке Программы учитывались следующие научные подходы формирования личности ребенка не только как  результат биологического созревания, но и как субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты:

  • Культурно-исторический подход - воспитание не только определяет развитие личности, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и др.);
  • Деятельностный подход  - индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер,С. Л. Рубинштейн и др.);
  • Когнитивный подход - формирование личности определяется развитием познавательных сторон интеллекта (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).
  • Личностный подход  - ориентироваться не на отдельные психологические особенности ребенка, а на целостную структуру его личности, создающую некоторый общий нравственно-психологический облик (Л.И.Божович, В.А.Петровский и др.).  

Эти подходы  тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

  • сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
  • интеграции личности воспитанника в национальную, российскую культуру;  формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развития потребностей в реализации собственных творческих способностей.

4.НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ

     Рабочая программа педагога-психолога  разработана в соответствии с современными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования»;
  • Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999г. N 636 "Об утверждении положения О    службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
  • Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста;

5. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И НОВООБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике.

 Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда.

Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

 Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая.

Переход от манипулятивной  игры к ролевой.

Ведущая функция – воспитание.

Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет

Общение становится  внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей.

Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

6. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

         В ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи и 1 группа для детей с нарушениями ОДА. В основном у  детей с ОВЗ сохраняются общие закономерности развития, свойственные нормально развивающимся детям.Вместе с тем имеют место специфические особенности формирования психических процессов.

Особенности психического развития детей с нарушениями речи.

У детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечается повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерно расстройство настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчивое, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения нередко приводят и к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны воспитателя и других детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Нарушен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций. Двигательные нарушения наряду с расстройством тактильных и мышечно-суставных ощущений затрудняют ребенку получение информации о форме предметов, их величине и особенностях материала, из которых они сделаны. Отмечаются особые трудности в совершении произвольных движений, которые ограничены или вообще невозможны; снижена мышечная сила. У половины детей с ДЦП имеются различные расстройства зрения и слуха, что ограничивает поступление информации. У детей с ДЦП выражены психоорганические проявления - замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличается низкой познавательной активностью, отсутствием интереса к заданиям, плохой сосредоточенностью. При выполнении интеллектуальных заданий быстро нарастает утомление, что снижает умственную работоспособность (церебрастенический синдром).

Задерживается развитие пространственных представлений, медленно накапливается запас сведений о6 окружающем мире в силу относительной изолированности на ранних этапах развития. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. У детей с ДЦП выражена непропорциональность в развитии высших психических процессов. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем развития абстрактного мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает трудности в усвоении счетных операций. Нарушена фонетическая сторона речи. Речь может быть малопонятной, ребенок испытывает затруднения при устном ответе. Отставания и развитии речи связаны с ограничением объема знаний и представлений о6 окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности. Речевые нарушения затрудняют общение детей с окружающими.

Характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Наблюдаются эмоциональная лабильность и недостаточная дифференцированность эмоций, обеднение мотивационной сферы. У одних детей отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, у других - застенчивость, робость, заторможенность. Склонность к колебаниям настроения сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. У детей с церебральным параличом складывается своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Незрелость личности проявляется в наивности суждений, слабой ориентации в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность к самостоятельной деятельности. Формируются такие черты личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за себя, повышенная чувствительность, обидчивость, замкнутость.

В условиях неправильного воспитания, ограничения деятельности и общения замедление созревания лобных отделов может стать причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста проявляется в повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, повышенной внушаемости, недоразвитии целенаправленности. Однако эти проявления имеют иную окраску, нежели у детей более раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладают двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствуют детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

- система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы,

- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей

- обязательное требование - включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в МАДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверст¬никами.

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис;

• зрительно-пространственный праксис;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в целом.

Основные используемые методы: наблюдение за ребенком, беседы, тесты,  экспертные оценки.

Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы и уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

 

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Содержание  программы определяется ФГОС ДО  к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 К психолого-педагогическому обеспечению предъявляются следующие требования:

  • формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми;
  • сохранение психического  здоровья  дошкольников;
  • мониторинг развития дошкольников;
  • организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных проблем  в психическом развитии детей;
  • обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
  • направленность организационно- методического сопровождения ООПДО на работу с детьми в зоне ближайшего развития, на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

       Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги и администрация.

      Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду  «Сказка» осуществляется по всем направлениям профессиональной деятельности педагога-психолога:

  • Психологическая диагностика;
  • Психопрофилактика и психологическое просвещение;
  • Развивающая работа и психологическая коррекция;
  • Психологическое консультирование;
  • Экспертная деятельность;
  • Организационно-методическая работа.

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

 Цель:           

  • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях воспитанников, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
  • выявление детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.

Направление предполагает следующие разделы:

  1. Диагностическая работа  по проблемам психического развития  воспитанников. Определение детей «группы риска» (по запросу родителей, педагогов - в течение всего учебного года).  Задача: выявление проблем в развитии, факторов риска психологическому здоровью.
  1. Диагностика психологической готовности к обучению в школе (воспитанники  6-7 лет) начало и конец учебного года.  Задача: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе.Методики носят развивающий характер и в процессе их использования приводят кпозитивным изменениям в личности воспитанников.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям педагог-психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка  нуждающегося  в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.

 ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Психопрофилактика в контексте ФГОСДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОУ. Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

 Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в следующем:

  • Оптимальное конструирование  развивающего  пространства;
  • развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
  • создание в ДОУ благоприятного психологического климата;
  • психологический анализ  занятий;
  • психологическая экспертиза програмно - методического обеспечения.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как средство профилактики. Проведение психологического просвещения педагогов и родителей в форме: консультаций, семинаров, родительских клубов, информационных листов, публикации на   персональной странице в сети интернет.

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения вовнутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Согласно ФГОС к условиям реализации ООПДО предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных  проблем  в психическом развитии детей. Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.

Направление реализуется по следующим разделам:

  • «Развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями»;
  • «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;
  • «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОУ»;
  • «Психокоррекционная работа с детьми с инвалидностью  по индивидуальным программам»;
  • «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;
  • «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.

Задачи разделов выбираются и уточняются.

             Цель:

  • снижение эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;
  • снижение риска дезадаптации;
  • коррекция нарушений эмоционально - волевой, коммуникативной сферы;
  • развития индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;
  • стабилизация психоэмоционального состояния;
  • повышение уровня познавательных процессов, познавательной активности, положительной мотивации;
  • обеспечение психологической готовности детей к школьному обучению.

Формирование коррекционных групп в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования (по запросу воспитателей, родителей), нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям;

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Цель:

  • оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказание  помощи педагогам  по вопросам развития, обучения  и  воспитания  детей; оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.

 ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Участие в ПМПк ДОУ;
  • Посещение занятий, открытых мероприятий;
  • Психологическая оценка комфортности и безопасности образовательной среды в ДОУ (совместно с администрацией учреждения).

Анализ эффективности используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития воспитанников (совместно с администрацией ДОУ).

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Составление заключений, характеристик и рекомендаций для педагогов и родителей, администрации ДОУ;
  • Оформление и заполнение рабочей документации;
  • Анализ и обработка результатов диагностических обследований, заполнение протоколов;
  • Составление и написание развивающих / коррекционных программ;
  • Подготовка материалов и бланков диагностического обследования, материала к коррекционно – развивающим занятиям;
  • Выступления на  родительских собраниях, семинарах, педсоветах, РМО;

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕСОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Зона компетенции педагога-психолога в организации и проведении коррекционной работы МАДОУ обусловлена имеющимися у детей отклонениями, приведшими к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениями в становлении личности.

При определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве МАДОУ учитывается, что каждая категория детей с различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой. Для реализации психолого-педагогического компонента коррекционной работы предусмотрено создание индивидуального образовательного маршрута, который предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого (воспитателя), чьи усилия направлены, в числе прочих, на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Учитывая, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская), педагог-психолог обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение реализуемых специальных (коррекционных) образовательных программ для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии.

3. 1. Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Все полученные данные заносятся в карту психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. В Карте указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. Проводится анализ данных о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью  создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей с ОВЗ. Его результаты рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки Е. А. Стребелевой, По результатам проведенных обследований проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

  • особенности контакта ребенка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • эмоциональная подвижность;
  • особенности общения;
  • реакция на результат.

Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

  • наличие и стойкость интереса к заданию;
  • понимание инструкции;
  • самостоятельность выполнения задания;
  • характер деятельности (целенаправленность и активность);
  • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
  • работоспособность;
  • организация помощи.

Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

  • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • особенности моторной функции.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определения содержания дальнейшего обучения проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. При этом используются такие методы, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

3.2. Психодиагностический инструментарий педагога – психолога

при работе с детьми с ОВЗ

Педагог-психолог дошкольного учреждения при работе с детьми со статусом ОВЗ, в случае необходимости использует в работе следующие диагностические процедуры:

1.        Выявление уровня адаптированности детей к детскому саду с целью облегчить процесс адаптации малышей к условиям детского сада, оптимизировать состояние здоровья, развитие, поведение новичков и детей, подолгу не посещающих детский сад.

З. Наблюдение за адаптационным периодом детей с целью создания образовательного маршрута (1,6-7лет).

4.        Промежуточная диагностика детей первой, второй младшей, средней групп (1,6-5лет) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

5.        Промежуточная диагностика воспитанников старшей группы (5-блет) с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе (рекомендации обучения с шести лет).

6. Краткая нейропсихологическая диагностика детей группы риска (3-7лет) в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОО, согласно положению о ПМПк.

7.        Итоговая диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе групп (6-7лет).

8.        Срез эмоциональных состояний у детей в процессе НОД с целью выявления эмоционального состояния во время познавательной деятельности признаки переутомления и повышенной тревожности (3-7лет).

9.        Диагностика социально-личностной сферы с целью выявления социального статуса дошкольника (5-7лет).

Психодиагностическое сопровождение воспитанников с ОВЗ

Младший возраст (3-4)

  • Уровень психососоциальной зрелости, мелкой моторики.

Методика выявления психосоциальной зрелости (Шалаева Г.П.)

Методика «Пирамидка» (Забрамная С.Д.)

  • Эмоциональноесостояние во время НОД

Цвето-рисуночный тест диагностики эмоциональных состояний во

время образовательной деятельности (Прохоров А.О., Гешмнг Г.Н.)

  • Краткое нейропсихологическое обследование

Методика нейропсихологической диагностики детей (Семенович А.В.)

1.Реакция выбора

2.Ассоциации

3.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4.Реципрокная координация

5.Графическая проба

6.Праксис позы

7.Конструктивный праксис

  • Уровень адаптации ребенка к детскому саду

Средний возраст (4-5)

  • Уровень психосоциальной зрелости, мелкой моторики

Методика выявления психосоциальной зрелости (Шалаева Г.П.)

Методика «Пирамидка» (Забрамная С.Д.)

Методика «Дорисуй» (Шалаева Г.П.)

  • Эмоционaльноесостояние во время НОД

Цвето-рисуночный тест диагностики эмоциональных состояний во

время образовательной деятельности (Прохоров А.О., Гешмнг Г.Н.)

  • Краткое нейропсихологическое обследование

Методика нейропсихологической диагностики детей (Семенович А.В.)

1.Реакция выбора

2.Ассоциации

3.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4.Реципрокная координация

5.Графическая проба

6.Праксис позы

7.Конструктивный праксис

  • Уровень адаптации ребенка к детскому саду

Старший возраст (5-6)

  • Уровеньпсихососоциальной зрелости, мелкой моторики, обучаемость

Методика «Нелепицы» (Немов Р.С.)

Методика «10 слов» (Лурия А.Р.)

Методика «Назови, что запомнил» (Истомина З.М.)

Тест «Фигуры Поппельрейтера»

Тест Пьерона - Рузера

Методика «Разрезные картинки» (Венгер Л.А.)

Методика «Времена года» (Немое Р.С.)

Методика «Рассказ по картинке» (Немов Р.С.)

Методика «Дорожки» (Ильина И.И., Парамонова Л.Г.)

Методика «Свободная классификация» (Венгер Л.А.)

Методика «Сапожки» (Гуткина Н.И.)

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости (Банков С. Л.)

  • Эмоциональноесостояние во время НОД

Цвето-рисуночный тест диагностики эмоциональных состояний во время образовательной деятельности (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.)

  • Краткое нейропсихологическое обследование

Методика нейропсихологической диагностики детей (Семенович А.В.)

1.Реакция выбора

2.Ассоциации

3.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4.Реципрокная координация

5.Графическая проба

6.Праксис позы

7.Конструктивный праксис

  • Социальный статус

Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман)

Методика «Лесенка»

Методика «Социометрия»

Подготовительный возраст (6-7)

  • Выявить уровень сформированности психологической готовности детей к обучению в школе

Методика «Домик» (Гуткина Н.И.)

Тест «Школьная зрелость», «Вербальное мышление» (Керн Йирасек)

Исследование интеллектуальной сферы (Векслер Д.), Методика Пьерона - Рузера

Методика «Последовательность событий» (Бернштейн А.Н.),

 Методика «Дорисуй» (ШалаеваГ.П.)

Диктант (Цеханская Л.И.)

  • Эмоционaльноесостояние во время НОД

Цвето-рисуночный тест диагностики эмоциональных состояний во время образовательной деятельности (Прохоров А.О., Генинг Г.Н.)

  • Краткое нейропсихологическое обследование

Методика нейропсихологической диагностики детей (Семенович А.В.)

1.Реакция выбора

2.Ассоциации

3.Составление рассказа по серии сюжетных картинок

4.Реципрокная координация

5.Графическая проба

6.Праксис позы

7.Конструктивный праксис

  • Выявление СДВГ

Наблюдение, Опросник для воспитателей и родителей, Тест Тулуз-Пьерона

  • Уровень готовности ребенка к обучению в школе

Диагностика готовности к школе

3.2. Основные направления коррекционной  работыпо освоению образовательных областей

Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Работа по основным направлениям работы МАДОУ строится с учетом решения общих и коррекционных задач.

Образовательная область «Физическое развитие»

Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

  • развивать речь посредством движения;
  • формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
  • учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,
  • развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
  • формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
  • развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
  • развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
  • формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности
  • формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;
  • формировать желание улучшать свои личностные качества.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь.

Цель: повышение уверенности ребенка в себе, укрепляние его эмоционального состояния. Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе  на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях):

— пользование общественным транспортом;

— правила безопасности дорожного движения;

— домашняя аптечка;

— пользование электроприборами;

 — поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.

— сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

Задача — подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности, освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей сОВЗ в систему социальных отношений

Работа осуществляется в трех направлениях:

  • в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
  • в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

  • Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.
  • Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
  • Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
  • Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря.
  • Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
  • Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
  • При планировании работы с детьми с ЗПР, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Задача:  адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с учетом уровня речевого развития (для детей с нарушениями речи, интеллектуальными нарушениями).Приобщение к искусству, музыке, изобразительной деятельности, конструированию.

КАРТАусвоениядошкольниками социальных норм и правил

Возраст

Социальные нормы и правила

1

2

3-4

Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».

По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

4—5

В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.

Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения.

Формируются представления об особенностях полового поведения.

5-6

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.

Эмоционально переживает несоблюдение ими  норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

6-7

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникамвзаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально-техническое обеспечение

Для оказания психологической,  коррекционной и консультативно-методической помощи детям,  их родителям и педагогам ДОУ организован  кабинет психологической службы детского сада.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых  видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция)
  • Реализация организационно-планирующей  функции
  • Рабочая зона педагога-психолога
  • Библиотека специальной литературы и практических пособий
  • Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства
  • Уголок для консультирования
  • Зона коррекции
  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Конструкторы различных видов
  • Головоломки, мозаики, настольно-печатные игры
  • Развивающие игры
  • Раздаточные и демонстративные материалы
  • Информационный уголок для родителей

Кабинет соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

2. Перечень используемых программ, технологий, пособий.

Программа является модифицированной и базируется на основных методических материалах:

  • Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я».

    Цель программы: Формирование основ психологического здоровья.

  • Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик»                

  Цель программы: Развитие интеллектуальной, эмоциональной, личностной сферы.

  • Проект «Обучение здоровью в ОУ РФ» под ред. Шатохиной
  • Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

    Цель программы: Коррекция гиперактивности.

  • Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников.

     Цель программы: Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

  • Филиппова Л.В. Формирование социальной уверенности детей.
  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

   Цель программы: Научить понимать и выражать свои чувства, распознавать чувства других людей.

  • Хухлаева О.В. «Лабиринт души: терапевтические сказки»

Цель программы: Психологическая помощь ребенку в конкретных проблемах с помощью сказок».

  • «Экспресс-диагностика в детском саду».  Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.
  • «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста». Е.А. Стребелевой.
  • «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника». А.Н. Веракса.
  • "Коррекция личностного развития дошкольников» В.Г. Моралов, Л.П. Фролова.
  • «Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников». Л.Ф. Тихомирова.
  • «Психология».  3 части.  Р.С. Немов.


3. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС:

С руководителем ДОУ.

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
  2. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  3. Предоставляет отчетную документацию.
  4. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  5. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно- образовательного процесса.

С воспитателем.

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач
  5. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  6. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  8. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  9. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  10. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем,  руководителем физического воспитания

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
  2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  3. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
  4. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
  5. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных и спортивных мероприятий.

С учителем-логопедом.

  1. Оказывает помощь детям в развитии их волевой регуляции на занятиях.
  2. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  3. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  4. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей.
  5. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  6. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

4. Взаимодействие  с семьями  воспитанников.

При анализе контингента семей выявлено, что дети МАДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое  направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы взаимодействия, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания и клубы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток. Совместная деятельность: привлечение родителей  к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей  по образовательным областям

Образовательная область «Физическое развитие »

•        Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровья ребенка.

•        Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.

•        Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

•        Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

•        Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

•        Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

•        Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

•        Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

•        Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).

•        Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

•        Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

•        Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

•        Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательным и потребностями дошкольников.

Образовательная область «Познавательное развитие»

•        Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

•        Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

•        Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).

•        Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.

Образовательная область «Речевое развитие»        

•        Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

•        Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.

•        Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно - эстетическая»

•        Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений

•        Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

•        Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

5. Годовой план работы на 2019– 2020 учебный год

Годовой план составлен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 3013 г. №1155), санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 3049-13).

       Образовательный процесс в детском саду строится на образовательной программе ДОУ, в основу которой положена программа развития и воспитания детей «Детство» с у чётом ФГОС, разработанная коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Т.Б. Филичевой и Т.В. Чиркиной;

Цель работы ДОУ: повышение качества дошкольного образования воспитанников через организацию эффективного воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Для  совершенствования    воспитательно-образовательной работы МАДОУ № 1 перед педагогическим коллективом поставлены следующие задачи:

1. Развивать потенциал педагогов по повышению качества творческой деятельности детей, формировать воображение и образное мышление детей средствами художественно-эстетических видов деятельности.

2. Систематизировать физкультурно-оздоровительную деятельность с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обогащать знания о здоровом образе жизни, формировать умения заботиться о своём здоровье и способствовать снижению заболеваемости.

 3. Повышать профессиональное мастерство педагогических кадров, ориентированных на применение интерактивных педагогических и современных образовательных технологий с целью совершенствования образовательной работы.

               В соответствии с образовательными целями ДОУ, педагог-психолог ставит следующие профессиональные задачи:

•        психологический анализ социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;

•        содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе;

•        создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепление здоровья и эмоционального благополучия;

•        профилактика и преодоление проблем в развитии, социальном и психическом здоровье воспитанников;

•        участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.  

Цель работы:

•        создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.

 Основные направления  деятельности педагога-психолога:

  1. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников групп компенсирующей направленности, используя современные психологические методы  диагностики.

2. Формирование у педагогов и родителей навыков психолого-педагогической компетентности в общении.

  1. Расширение знания педагогического коллектива и родителей о психологическом  и социальном здоровье.

  1. Укрепление психологического и социального здоровья детей групп компенсирующей направленности и детей санаторных групп, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

I. РАБОТА С ДЕТЬМИ

Содержание работы

Сроки

ДИАГНОСТИКА

1.

Углубленная диагностика детей по запросам родителей и педагогов

В теч. года

2.

Диагностика сформированности когнитивных процессов детей (средняя лог.гр.)

Сент. - Окт.

3.

Диагностика интеллектуального и эмоционального развития детей  (старш.лог.гр.)

Сент. - Окт.

4.

Изучение психологической готовности детей к учебному году (подг. лог.гр.)

 Сент. – Окт.

5.

Мониторинг общей способности к школьному обучению детей 7 лет.

Март-Апрель.

6.

Психодиагностическое  обследование детей, направленных на ПМПК, детей с ОВЗ, детей инвалидов.  Оформление диагностических данных, психологическое представление на консилиум.

В теч. года

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

1.

Изучение медицинской документации

Сент.

2.

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей младшей санаторной и средней лог.гр.Составление рекомендаций по предупреждению дезадаптивного поведения и эмоциональных перегрузок детей.

Сент.-Дек.

3.

 Наблюдение и контроль за созданием благоприятного психологического климата в группах.

В теч. года

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

1.

Планирование и реализация деятельности по адаптированной образовательной программе в рамках комплексного сопровождения детей инвалидов.

В теч.года

2.

Индивидуальные развивающие занятия с детьми ОВЗ с низким  уровнем интеллектуального и коммуникативного развития.

В теч.года

3.

Фронтальные коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию когнитивной сферы (средняя, старш. лог.гр.)

В теч. года

4.

Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении (все группы)

В теч. года

5.

Коррекционно – развивающие занятия  по подготовке к обучению в школе. Профилактика школьной дезадаптации (подг.лог.гр.)

Октябрь. – Апр.

6.

Игровые задания по развитию коммуникативных способностей дошкольников (лог. группы)

 Нояб - Март

II.  РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

УЧАСТИЕ В СЕМИНАРАХ,  РМО, ПМПк ДОУ

1.

Взаимодействие со специалистами ДОУ

1) Корректировка плана работы

2) Подтверждение и уточнение ИОП для детей-инвалидов

3) Рассмотрение заявок родителей, воспитателей и специалистов ДОУ

Сентябрь

2.

Обсуждение результатов экспресс-диагностик речевого и познавательного развития детей ДОУ

  Составление коллегиального заключения вновь выявленным детям, которым необходимо ПМПк сопровождение                                                                                        

ноябрь

3.

Выступление на РМО «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в ДОУ», «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ»

В теч.года

4.

Совместное мероприятие психологов и логопедов  ДОУ

 В теч.года

5.

Психологический тренинг «Формирование профессиональной компетентности педагогов»

январь

6.

«Профилактика взрывного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра»

февраль

7.

1) Анализ эффективности работы ПМПк за 2019 -2020 год

2) Итоги контрольного психолого-педагогического обследования детей-инвалидов

3)  Психологическая готовность детей с ОВЗ  к школьному обучению

май

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА

1.

«Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период»

Сентябрь

2.

«Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ»

Май

3.

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в ДОУ»

Ноябрь

4.

Консультирование педагогов по результатам диагностики воспитанников. Разработка рекомендаций.

Окт.– Нояб.

5.

«Индивидуальный подход в общении педагога с  детьми»

Декабрь

«Я сам» (об особенностях протекания у детей кризиса 3-х лет и путях решения кризисных ситуаций)

январь

6.

«Активные дети»

Февраль

7.

 Индивидуальное консультирование педагогов, по проблемам обучения, воспитания и развития детей

(по запросам)

В теч. года

III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание работы

Сроки

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.

2.

3.

   Социальное обследование семей «повышенного внимания»: неблагополучные, неполные, многодетные, приёмные (опекунские).

Разработка организационно-информационного сопровождения работы консультативного центра, тематических анкет и памяток согласно темам род. собраний.

Анкетирование родителей: выявление интересов родителей по направлениям клубов инновационной площадки.

В теч. года

сентябрь

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1.

2.

3.

4.

«Психологическая помощь родителям» информационный стенд

Выступления на общесадовских родительских собраниях согласно плану д/с.

«Наш сад. Наши дети. Наше будущее»

«Готовность к школе, или готов ли родитель к обучению ребенка»

Психологические родительские клубы в рамках работы инновационной площадки.

Консультативно – психологическая агитация в групповых родительских уголках (совместно с воспитателями):

- «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»

-  «Психологическое здоровье ребенка в семье»

- «Игрушки для малышей»

-  «Познавательные психические процессы»

- «Роль рисования в развитии ребенка»

-  «Психологическая готовность ребенка к школе»

В теч. года

Сентябрь

февраль

в теч.года

В теч. года

«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» ( ПМПк)

Декабрь

«Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь» (ПМПк)

Февраль

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА

1.

2.

3.

  4.

Консультации по  результатам диагностики. Оформление характеристик по запросу.

Индивидуальное консультирование родителей по различным проблемам психологического содержания. Оказание психолого-педагогической помощи.

   Участие в работе консультативного центра для родителей и детей, не посещающих д/с.

Подготовка консультаций:

«Ситуация психологического комфорта ребёнка с нарушением в развитии в группах детского сада», «Секреты быстрой адаптации к д\с», «Как выявить проблемы ребенка по предпочитаемым игрушкам»,

«Беспокойный ребенок: причины и следствия»

В теч.года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...