«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»
статья (средняя группа)

Борисова Ольга Михайловна

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»

          Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. 
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику? 
           Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Поставили следующие цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как традиционными так и  нетрадиционными методами

Задачи:

1.     Формировать навыки:

o    Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

o    Развивать силу рук;

o     Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

o    Развивать навык хватания – учить детей захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и величину предмета;

o     Развивать соотносящие действия – учить детей совмещать два предмета или две части одного предмета;

o    Учить детей подражать движениям рук взрослого;

o    Обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

o    Способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах;

o    Развивать у детей навыки элементарной техники изобразительной деятельности, способствовать освоению способов работы с художественными материалами;

o    Способствовать освоению детьми формообразующих движений (прямые вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, пересекающиеся, округлые, прямоугольные), приемов лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, соединение);

o    Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

2.     Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

o    произвольное внимание;

o    логическое мышление;

o    зрительное и слуховое восприятие;

o    память, речь детей;

o    умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

           Мы  использовали  в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

           Методика рассчитана на ранний и младший возраст детей от 2 до 3.5 лет.

           Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку “Пальчиковый  игротренинг”. В игротеку вошло:

1.     Игры с пальчиками.

2.     Пальчиковые игры с палочками

3.     Пальчиковые игры с потешками.

4.     Пальчиковые игры со стихами.

5.     Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

6.     Пальчиковый театр.

 

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

1.     Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

2.     Лепка с использованием природного материала: семян арбуза, камешков, ракушек и т.д. (под присмотром взрослого).

3.     Аппликация

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Нанизывание бус из бумаги, колечек больших и маленьких и т.д.

1У. Артикуляционная гимнастика.

У.  Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют:

      1.  Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание,    растирание, разминание, вибрация) – оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции   рецепторов проводящих путей.

       2. Упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение, сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок.

            Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.

          Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

1.     специально организованного деятельность;

2.     в совместной деятельности воспитателя с детьми;

3.     в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В специально организованную деятельность, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных).

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию бытовых, культурно-гигиенических навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка…) Работа с детьми исключает специально организованные деятельность. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

          Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с “открытым концом” так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, пальчиковые игры, пальчиковый театр, мозаика).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

          Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства, или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

          Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.

          При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

          Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника.  Необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы.

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

          Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

          Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и развитию речи. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

          Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

           В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

         В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. На стене кукла – девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

          Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

          Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно – предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.

ИГРА «ГДЕ ЖЕ, ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. 
Материал: платки, коробки. 
Ход игры. 
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: 
– Давайте спрячем наши ручки – вот так ! (дети прячут руки за спину). 
– Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). 
– Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). 
– Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). 
– Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). 
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. 
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу. 
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» 
ИГРА «КОТЕНОК». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. 
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: 
Ты, котенок, не пищи, 
Лучше маму поищи. 
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» – большую игрушку. 
Игра повторяется несколько раз. 
ИГРА «ВЕТЕРОК». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материал: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель показывает детям резиновую грушу, показывает, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе!» 
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, воспитатель подносит грушу к рукам, щечкам малышей. Затем раздает детям резиновые груши и предлагает «сделать ветерок». 
Затем детям предлагается струей воздуха, выпускаемой грушей, сдуть ватку с ладошки, перышко, бумажный комочек. 
ИГРА С ПОСОБИЕМ «СУХОЙ БАССЕЙН». 
Цель: массаж рук, развитие мелкой моторики. 
Материал: емкость (таз, коробка, глубокая миска и др.) с фасолью (горохом, бобами, цветными крышками, шишками), на дне емкости «спрятаны» мелкие игрушки. 
Ход игры. 
Воспитатель говорит, что в «бассейне» спрятались игрушки, предлагает детям найти игрушки и назвать каждую, при этом произносит стихотворение: 
В горшок насыпали фасоль, 
И спрятали игрушки. 
Теперь мы ручкой достаем 
Забавненьких зверушек. 
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». 
(вариант названия: «Отгадай, что в мешочке»)
Цель: развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. 
Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др.) 
Ход игры. 
В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме и фактуре. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать как можно больше предметов. После каждой попытки взрослый достает из мешочка предмет, сверяет с тем, что сказал ребенок. 
Оля с куколкой играла, 
Отгадать ей предлагала: 
– Что в мешочке? Назови. 
И тогда себе бери. 
Аналогично проводится игра «Секретики» (мешочки с замочками), только в данном варианте, прежде чем опустить руку в мешочек, ребенку необходимо его расстегнуть, а после того, как игрушку достали, застегнуть мешочек. 
Более сложный вариант: игра «Найди игрушку» (разные виды застежек). В данной игре ребенку предлагается несколько предметов с разными типами застежек (кошелек, портмоне, сумочка, кармашек, мешочек и др.), каждую застежку ребенку необходимо расстегнуть, на ощупь определить, какой предмет – «секретик» спрятался в мешочке.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В мешочек собираются предметы различные по тактильным ощущениям: шероховатые, гладкие, рельефные с различной текстурой и другие. Например: грецкий орех, маленькая мягкая игрушка, гладкий камешек. Малышу предлагают вслепую засунуть ручку в мешок и попробовать определить какой это предмет, какова его текстура.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

  • «покормить цыплят» – ребенок повторяет жест, подзывающий цыплят;
  • «посолить супчик» – вместе со взрослым кладут продукты в детскую кастрюльку, а затем малыша просят посолить суп;
  • «напоить птичку» – ребенку предлагают сделать ладошку лодочкой и напоить игрушечную или воображаемую (понарошечную) птичку.

          Игрушки-шнуровки и наборы из крупных бусин, предназначенных для нанизывания на веревочку, прекрасно подходят для развития мелкой моторики детей от полутора до трех лет.

      В магазинах часто можно увидеть наборы декоративных камней для украшения ванной комнаты. Эти камни, как нельзя лучше, подходят для различных творческих игр малышей двух – трех лет. Из них можно выкладывать различные орнаменты, раскладывать по цветам в различные стаканчики и придумывать свои оригинальные игры.

      Лепка увлекательное занятие, и развивает массу способностей в ребенке. Но заниматься лепкой дети до трех лет должны исключительно под присмотром взрослого. И дело не в том, что пластилином может быть перепачкано все вокруг, но существует вероятность, что во время игры малыш может затолкать пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными последствиями.

Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может сильно увлечь кроху.

       Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве  и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.

      Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат чуть раньше или чуть позже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrpzovanie.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»

          Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. 
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данном направлении уже с младенческого возраста, в условиях ДОУ с раннего возраста. Для чего необходимо развивать мелкую моторику? 
           Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Поэтому развитие мелкой моторики кистей рук, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга. Учеными на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

          Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Поставили следующие цели и задачи.

Цель:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как традиционными так и  нетрадиционными методами

Задачи:

1.     Формировать навыки:

o    Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

o    Развивать силу рук;

o     Развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук;

o    Развивать навык хватания – учить детей захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и величину предмета;

o     Развивать соотносящие действия – учить детей совмещать два предмета или две части одного предмета;

o    Учить детей подражать движениям рук взрослого;

o    Обогащать пассивный и активный словарь ребенка;

o    Способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах;

o    Развивать у детей навыки элементарной техники изобразительной деятельности, способствовать освоению способов работы с художественными материалами;

o    Способствовать освоению детьми формообразующих движений (прямые вертикальные линии, горизонтальные, наклонные, пересекающиеся, округлые, прямоугольные), приемов лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, соединение);

o    Развивать согласованные движения пальцев обеих рук при выполнении пальчиковых игр.

2.     Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

o    произвольное внимание;

o    логическое мышление;

o    зрительное и слуховое восприятие;

o    память, речь детей;

o    умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

           Мы  использовали  в своей работе весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

           Методика рассчитана на ранний и младший возраст детей от 2 до 3.5 лет.

           Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялась подбором материала, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя игротеку “Пальчиковый  игротренинг”. В игротеку вошло:

1.     Игры с пальчиками.

2.     Пальчиковые игры с палочками

3.     Пальчиковые игры с потешками.

4.     Пальчиковые игры со стихами.

5.     Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

6.     Пальчиковый театр.

II. Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики.

1.     Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой и т.д.

2.     Лепка с использованием природного материала: семян арбуза, камешков, ракушек и т.д. (под присмотром взрослого).

3.     Аппликация

III. Ручной труд в развитии мелкой моторики.

Нанизывание бус из бумаги, колечек больших и маленьких и т.д.

1У. Артикуляционная гимнастика.

У.  Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют:

      1.  Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание,    растирание, разминание, вибрация) – оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции   рецепторов проводящих путей.

       2. Упражнения на сгибание – разгибание, разведение, вращение, сжимание – разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок.

            Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.

          Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы работы:

1.     специально организованного деятельность;

2.     в совместной деятельности воспитателя с детьми;

3.     в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

В специально организованную деятельность, в форме занятия, включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных).

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию бытовых, культурно-гигиенических навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры, лепка…) Работа с детьми исключает специально организованные деятельность. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

          Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора. При этом не обязываю (или он не обязывает) детей к определенного рода активности, но предлагаю ее и приглашаю к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечиваю условия для деятельности с “открытым концом” так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, пальчиковые игры, пальчиковый театр, мозаика).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

          Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства, или при необходимости, помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

          Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков. Конечно, в своей свободной деятельности, ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся и на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. В свою очередь, свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан единой темой или единым материалом.

          При составлении плана работы необходимо иметь в виду связь указанных блоков с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних блоков, то они охватывают все свободное от занятий время.

          Организация педагогического процесса по трем блокам предполагает тесное сотрудничество, согласованные действия воспитателя и его помощника.  Необходимо придерживаться ряда требований, без которых мы, не сможем обеспечить полноценное развитие и психологическое благополучие ребенка. Эти требования таковы.

Во-первых, переориентация с формально-дисциплинарного отношения к детям на все формы общения, включая и отношение к ребенку, как к равному субъекту, а не только объекту педагогического воздействия.

Во-вторых, использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

В-третьих, сведение числа организованных занятий до разумного минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей, замена фронтальных занятий подгрупповыми.

В-четвертых, учет индивидуальных особенностей детей при осуществлении бытовых и гигиенических процессов, недопустимость жесткой фронтальной их организации, насилия над ребенком в угоду формальным предписаниям.

          Только учитывая все эти требования, возможна действительная гуманизация педагогического процесса в детском саду как основная линия обновления дошкольного образования.

          Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и развитию речи. Хочется сказать еще о том, что забота о здоровье ребенка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.

          Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодрствования, занятия на прогулке способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

           В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

         В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками и т.д. На стене кукла – девочка, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

          Для развития и коррекции зрительно – пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

          Определив основное направление в работе, постоянно ищу новые пути создания такой пространственно – предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев.

ИГРА «ГДЕ ЖЕ, ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого. 
Материал: платки, коробки. 
Ход игры. 
Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: 
– Давайте спрячем наши ручки – вот так ! (дети прячут руки за спину). 
– Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). 
– Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). 
– Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). 
– Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). 
Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. 
Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу. 
ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» 
ИГРА «КОТЕНОК». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого. 
Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие: 
Ты, котенок, не пищи, 
Лучше маму поищи. 
После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» – большую игрушку. 
Игра повторяется несколько раз. 
ИГРА «ВЕТЕРОК». 
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук. 
Материал: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей). 
Ход игры. 
Воспитатель показывает детям резиновую грушу, показывает, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе!» 
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, воспитатель подносит грушу к рукам, щечкам малышей. Затем раздает детям резиновые груши и предлагает «сделать ветерок». 
Затем детям предлагается струей воздуха, выпускаемой грушей, сдуть ватку с ладошки, перышко, бумажный комочек. 
ИГРА С ПОСОБИЕМ «СУХОЙ БАССЕЙН». 
Цель: массаж рук, развитие мелкой моторики. 
Материал: емкость (таз, коробка, глубокая миска и др.) с фасолью (горохом, бобами, цветными крышками, шишками), на дне емкости «спрятаны» мелкие игрушки. 
Ход игры. 
Воспитатель говорит, что в «бассейне» спрятались игрушки, предлагает детям найти игрушки и назвать каждую, при этом произносит стихотворение: 
В горшок насыпали фасоль, 
И спрятали игрушки. 
Теперь мы ручкой достаем 
Забавненьких зверушек. 
ИГРА «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК». 
(вариант названия: «Отгадай, что в мешочке»)
Цель: развивать мелкую моторику, учить детей определять предмет на ощупь, развивать тактильные ощущения и исследовательские действия руки. 
Материал: тряпичный красивый мешочек, мелкие предметы (игрушки, геометрические фигурки, пуговицы и др.) 
Ход игры. 
В тряпичный мешочек складываются мелкие предметы, разные по форме и фактуре. Ребенку предлагается опустить руку в мешочек и на ощупь угадать как можно больше предметов. После каждой попытки взрослый достает из мешочка предмет, сверяет с тем, что сказал ребенок. 
Оля с куколкой играла, 
Отгадать ей предлагала: 
– Что в мешочке? Назови. 
И тогда себе бери. 
Аналогично проводится игра «Секретики» (мешочки с замочками), только в данном варианте, прежде чем опустить руку в мешочек, ребенку необходимо его расстегнуть, а после того, как игрушку достали, застегнуть мешочек. 
Более сложный вариант: игра «Найди игрушку» (разные виды застежек). В данной игре ребенку предлагается несколько предметов с разными типами застежек (кошелек, портмоне, сумочка, кармашек, мешочек и др.), каждую застежку ребенку необходимо расстегнуть, на ощупь определить, какой предмет – «секретик» спрятался в мешочке.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В мешочек собираются предметы различные по тактильным ощущениям: шероховатые, гладкие, рельефные с различной текстурой и другие. Например: грецкий орех, маленькая мягкая игрушка, гладкий камешек. Малышу предлагают вслепую засунуть ручку в мешок и попробовать определить какой это предмет, какова его текстура.

Упражнения на развитие мелкой моторики:

  • «покормить цыплят» – ребенок повторяет жест, подзывающий цыплят;
  • «посолить супчик» – вместе со взрослым кладут продукты в детскую кастрюльку, а затем малыша просят посолить суп;
  • «напоить птичку» – ребенку предлагают сделать ладошку лодочкой и напоить игрушечную или воображаемую (понарошечную) птичку.

          Игрушки-шнуровки и наборы из крупных бусин, предназначенных для нанизывания на веревочку, прекрасно подходят для развития мелкой моторики детей от полутора до трех лет.

      В магазинах часто можно увидеть наборы декоративных камней для украшения ванной комнаты. Эти камни, как нельзя лучше, подходят для различных творческих игр малышей двух – трех лет. Из них можно выкладывать различные орнаменты, раскладывать по цветам в различные стаканчики и придумывать свои оригинальные игры.

      Лепка увлекательное занятие, и развивает массу способностей в ребенке. Но заниматься лепкой дети до трех лет должны исключительно под присмотром взрослого. И дело не в том, что пластилином может быть перепачкано все вокруг, но существует вероятность, что во время игры малыш может затолкать пластилиновый шарик в носовой проход или в ухо, что чревато плачевными последствиями.

Из пластилина и пластики можно делать очень красивые вещи, и это может сильно увлечь кроху.

       Еще одно интересное занятие помогает развить мелкую моторику, это рисование пальчиковыми красками. Пальчиковые краски это прекрасная возможность для малыша, который еще не владеет навыком держать карандаш или ручку, выразить в себя в творчестве  и, заодно, потренировать ловкость маленьких пальчиков.

      Все занятия, которые провели с ребенком, обязательно возымеют результат чуть раньше или чуть позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Важно начинать работу в данн...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

«Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей» 1 младшая группа

laquo;Развитие мелкой моторики как средство формирования коммуникативных навыков у детей»1 младшая группа Цель :способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительног...