Конспект занятия НОД для подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Невенчаная Алёна Игоревна

Конспект занятия НОД для подготовительной группы

«Дети блокадного Ленинграда»

 

Занятие было разработано ко дню освобождения блокады Ленинграда

 Цель: Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда

Задачи:  -Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне

- Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны;

- Познакомить детей с понятием блокада;

- Пробудить в детях чувство сострадания;

- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД для подготовительной группы

«Дети блокадного Ленинграда»

Занятие было разработано ко дню освобождения блокады Ленинграда

 Цель: Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда Задачи:  -Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне

- Познакомить детей со страшными днями пережитыми детьми в годы войны;

- Познакомить детей с понятием блокада;

- Пробудить в детях чувство сострадания;

- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ.

Активизация словаря: блокада, город-герой Ленинград, «Цветок жизни», экспонат, буржуйка.

Используемый материал: Экран с проектором для презентации фильма, картинки и фотографии, экспонаты мини-музея, выставка рисунков детей блокадного Ленинграда.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций, Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).Работа с родителями.

Ход занятия:
      Последний день без войны
«Июнь. Россия. Воскресенье.
 Рассвет в объятьях тишины.
 Осталось хрупкое мгновенье
 До первых выстрелов войны.
Через секунду мир взорвётся,
 Смерть поведёт парад-алле,
 И навсегда погаснет солнце
 Для миллионов на земле.
Июнь. Россия. Воскресенье.
 Страна на грани: быть не быть…
 И это жуткое мгновенье
 Нам никогда не позабыть…   (Д.Попов)

 Воскресенье 22 июня 1941 года  выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг…


22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Вой воздушных сирен, непрекращающиеся бомбежки. Свистящие пули, раненые, умершие людей, недавно мечтавших о счастье. Искаженные от ужаса лица. Грохот орудий. Все это война.
Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты, они разрушали города и сёла, убивал мирных жителей. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками.


Наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нелегко пришлось советским солдатам на этой войне. Они стояли насмерть, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои за города и сёла, за деревни, за каждый дом.
Одним из самых трудных испытаний для нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной Войны была блокада Ленинграда, которая началась  8 сентября 1941г.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. По этому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.

Враг подступал к городу.  На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики  В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт..

Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон.  Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».  Но город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты

Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите, на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?
Ответы детей.


Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»?
Ответы детей


Над городом сомкнулось кольцо блокады. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.
В город нельзя было подвозить продукты.

 Страна как помогала Ленинграду. С Большой земли в блокадный город доставляли продукты и топливо.

На Ладожском озере оставалась узкая полоска воды, по которой на баржах доставляли продукты в осажденный город. К осени Ладога замерзла и эта единственная ниточка, оборвалась. 
Тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу.22 ноября 1941 года на тонкий лед Ладожского озера вышли первые грузовики с мукой. Эту дорогу называли «Дорога жизни». Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)До 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.


Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. По этой трассе доставляли продукты в город, а из города вывозили раненых, женщин, детей и доставляли оружие на фронт. Но Дорога жизни не могла накормить всех. От голода во время блокады погибли 642 тыс. человек.

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов продовольствия. Хлеб выдавали по карточкам. На целый день выдавали маленький кусочек черного хлеба. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Это был маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей и небольшой части муки. (показать размеры блокадной нормы хлеба).Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день.
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
Ответы детей.
Люди голодали и умирали от голода.


   В городе не было ни топлива, ни электричества, транспорт не ходил, замерзли водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на набережную Невы, делать там прорубь и набирать воду и все это под обстрелами. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в плохо отапливаемых домах, комнаты отапливали печками-буржуйками сжигая в них мебель и книги, жили с наглухо завешенными окнами, потому что стекла были выбиты взрывами, почти в полной темноте.


900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем ленинградцы выстояли, и чем могли помогали фронту.
Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: люди умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест. Стояли насмерть бойцы.
 
Во время блокады города на домах были размещены 1500 громкоговорителей для того, чтобы люди всегда слышали голос диктора и сигналы о начале бомбардировок. Громкоговорители работали днем и ночью. А когда не было радиопередач и бомбежки, по радио раздавался стук метронома. Медленный - все спокойно. 
Быстрый ритм - «воздушная тревога».


 Люди Ленинграда
«Люди Ленинграда, 
 Жертвы злой войны.
 Хваткою блокады 
 На смерть обречены! 
 Хлеба не хватало 
 Так же, как тепла. 
 Сколько бомб упало, 
 Разрушило дома. 
 Люди не сдавались! 
 Из последних сил 
 С бедами сражались, 
 Враг их не сломил!»        
(Авчинников Александр)

 Какого цвета.....?
 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
 Какого цвета круги ада?
 Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте

Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось почти 400 тысяч детей. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними кто есть рядом. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.

 
Дети старались ни в чем не уступать взрослым. Не было таких дел. В которых они бы не участвовали. Дети помогали взрослым тушить пожары, заливать зажигательные бомбы. Это было важно, так как в городе крыши домов были деревянные и легко загорались.
В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,  более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда»

На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется “Цветок жизни” Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб 
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда


На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Мальчишкам и девчонкам Ленинграда

 «Мальчишки и девчонки Ленинграда,
 Война у вас детство украла.
 Лишила родных и близких. 
 Мы вам поклонимся низко.
 Вы повзрослели так рано. 
 Работали ночью и днём.
 За ваши душевные раны
 Низкий наш поклон.
 Голод, и холод вас сковывал,
 Пронзала жгучая боль.
 Игрушки отброшены в сторону,
 А цель лишь одна - фронт!
 Спасибо, спасибо, ребята,
 За вашу отвагу и труд.
 И эта скорбная дата
 Запомнится всем вокруг.»

Блокада города длилась 900 дней. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. 18 января 1943 советские войска прорвали блокадное кольцо, а 24 января 1944 г. силами Волховского и Ленинградского фронтов было предпринято наступление, в результате которого 27 января была полностью снята блокада.В городе к этому времени остались в живых в 5 раз меньше, чем в начале блокады.


Городу Ленинграду
 «Голод и холод.
 Война и разруха.
 Сильный был город, 
 Не падал он духом!
 Дыхание смерти было повсюду,
 Но выжили, выжили люди!
 Блокадный паёк, 
 Стакан кипятка.
 Вот жизни глоток,
 Потом темнота.
 А город прорвался!
 А город воскрес!
 А город стоит!
 Никуда не исчез!»  


За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой».
Сегодня мы скажем слова благодарности тем, кто защищал наш город.



 Люди Ленинграда, вы - герои!
Люди Ленинграда,  вы - герои!
 Подвиг ваш бесценен на века!
 Пусть не будет больше горя.
 Никогда, никогда, никогда!
 Память о блокаде Ленинграда
 С трепетом в сердце храним.
 За мужество, силу, отвагу
 Ленинградцам спасибо говорим!» 

 Никто не забыт и ничто не забыто
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.     
(А. Шамарин)

Наша беседа подошла к концу вы внимательно слушали рассказ, сегодня вы еще больше узнали о блокаде Ленинграда
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?

Ответы детей (дети передают свечу памяти друг другу)Выполняют рисунки на тему «Блокадный Ленинград»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б л о к а д а Л е н и н г р а д а

Слайд 2

Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.

Слайд 3

Проводы на фронт.

Слайд 4

Танки идут на фронт.

Слайд 5

Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Слайд 6

На берегу Невы.

Слайд 7

Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.

Слайд 8

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.

Слайд 9

После бомбёжки.

Слайд 10

Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.

Слайд 11

Дорога на Ладогу.

Слайд 12

Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.

Слайд 13

Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.

Слайд 14

И листовки летели с неба На пороги замёрзших квартир: «Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..» «Будет мир! Вам не снится мир!»

Слайд 15

Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блока- дной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.

Слайд 16

900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – игры в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «В гостях у осени»

Программное содержание:1. Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь, словарь признаков по лексическим тематикам.2. Закреплять знания детей по темам осень, овощи, фрукты, деревья, грибы...

Конспект беседы для детей подготовительной группы. Тема: « Блокадный Ленинград»

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы....

Конспект классного часа в подготовительном классе Тема: Блокадный Ленинград

1.       Цели: Формирование чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду, восхищение их подвигом, чувства сопереживания к блокадным детям2....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по теме: «Дети блокадного Ленинграда.»

Познакомить детей с трудной жизнью детей блокадного Ленинграда.  - создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям во время ВОВ;- познакомить детей со страшными днями пережитыми детьм...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Дети блокадного Ленинграда"

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.Не знать о войне нельзя, но  рассказать о ней нужно осторожно.Рассказывайте детям...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Детям блокадного Ленинграда посвящается…»

Данный материал поможет педагогам  познакомить детей с героическим подвигом жителей Ленинграда, дать представление о блокаде Ленинграда....

Тематическая беседа для детей подготовительной группы «Дети блокадного Ленинграда

данный материал поможет педагогам в доступной форме рассказать детям о блокаде Ленинграда...