Проектная деятельность "Откуда берутся звуки"
проект (младшая группа)

Черенева Ирина Михайловна

Проектная деятельсть "Откуда берутся звуки" расчитана на детей младшего дошкольного возраста. Развитие артикуляционного апппарата с помощью специальных упражнений помогают детям четче выговаривать слова, а значит, и лучше понимать друг друга. У детей раньше устанавливаются дружественные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_zvuka_k_bukve.docx73.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта «Откуда берутся звуки»

 (Артикуляционная и пальчиковая гимнастики)

Вид проекта: практико-ориентированный долгосрочный.

 Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2021 года.

 Участники проекта: педагоги, дети младшей группы и родители. воспитанников.

 Актуальность: Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

Постановка проблемы:  В группах детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений, начиная со второй младшей группы, более благоприятного возраста к восприятию  и коррекции звуков.

Цель проекта: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и артикуляционных и пальчиковых упражнений.

Задачи проекта для детей: 

  • Стимулировать самостоятельную и двигательную активность в ситуации игры;
  • Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения;
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторики (движения кистей рук);
  • Способствовать развитию артикуляционного, голосового, слухового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;
  • Развивать способность отчетливо произносить гласные «А», «У», «И», «О», «Ы», «Э», согласные «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «В», «Ф», «К», «Г», «Х». Развивать способность воспроизводить звукоподражательные слова (ку-ку, мяу, ква-ква и др.);
  • Обогащать словарный запас;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
  • Использовать произведения малых форм для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта для родителей: 

- совершенствовать систему взаимодействия с родителями в процессе работы

- повышать значимость  речевого развития  детей.

Методы проекта: игровой, словесный, практический.

 Пересечение образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат: у детей младшего дошкольного возраста формируется правильное звукопроизношение, развивается фонематическое восприятие, вырабатывается хорошая дикция.  

 Этапы реализации проекта:

   I   Подготовительный.

  - постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

 - подбор методической научной и художественной литературы по теме проекта и для его реализации;

-проведение первичного диагностического обследования детей по звуковой культуре речи;

- подбор пальчиковых  упражнений;

-  организация развивающей среды:

- подбор художественной литературы (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки);

- подбор артикуляционных упражнений;

- подбор и систематизация игр-драматизаций (Тень-тень-потетень, Репка);

 - подбор иллюстраций художников графиков к фольклорным и другим произведениям для дошкольников;

- оформление в группе речевого уголка.

II    Практический

 - Занятия по звуковой культуре речи;

- Дидактические игры, игровые упражнения;

- Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, силы голоса, слухового внимания, речевого и фонематического слуха;

 - Чтение художественной литературы ( считалочки, скороговорки, стихотворения, загадки);

- Создание картотеки дидактических игр и игровых упражнений.

- Артикуляционная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Подвижные игры со стихами («Карусель», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Кот Васька» и др.);

- Музыкальные («Если весело живется», «Во поле береза стояла», «Па малину в сад пойдем» и др.);

-Народные игры, игры хороводы «Кот на печку пошел», «Каравай», «Чей голосок»;

-Драматизация в лицах песенок и потешек;

-Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

- Консультации для родителей;

- Оформление папок-передвижек для родителей.

III   Заключительный.

  • Проведение диагностического обследования детей по звуковой культуре речи.
  • Онлайн-показ открытого занятия по формированию звуковой культуры речи для педагогов ДОУ и родителей  (Видеозапись игры-драматизации «Репка»).

Ежедневно

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.

Игра «Веселый язычок». 

Дети с педагогом подходят к зеркалу.

Воспитатель. Жил - был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом

красные двери, рядом с дверями веселые звери. Любят зверюшки конфеты и

плюшки. Воспитатель показывает на губы , дети повторяют движение,

педагог показывает на зубы , дети повторяют движение. Все дети

повторяют за воспитателем четверостишие, показывая на губы и зубы.

Воспитатель. Догадались, что это? Это домик – рот. Красные двери – это

губы, посмотрите, как они открываются и закрываются(показывает). Дети

повторяют. А звери – это зубки. Зубками мы кусаем конфеты и плюшки

(показывает конфеты и булочки – плюшки). Дети смыкают и размыкают

зубы.

Кто в домике живет? Веселый Язычок. Высунули язычок и убрали

обратно(сделали 2-3 раза).

Развивающие задачи:

Связная речь - Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Словарь - На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Уточнять названия и назначение предметов, различать и называть существенные детали и части предметов, качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).

Формирование грамматического строя речи - помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Воспитание звуковой культуры речи - формировать внятное произношение в словах гласных (а, у, и, о, э) и некоторых согласных звуков: п - б - т - д - к - г; ф - в; т - с - з - ц.

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Ознакомление с художественной литературой:

- Разучивание  стихотворений;

- Поощрение  детей при чтении стихов воспитателем в договаривании (негромко) слова.

 -Воспитание  у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов.

Методы работы по реализации проекта:

- Обследование  предметов с опорой на схему.

- Игры-драматизации.

- Беседы с детьми.

- Дидактические игры.

- Настольный театр.

- Пальчиковые игры.

 - Чтение художественной литературы.

- Прослушание музыки.

Технологическая база:

Подбор материалов, книг, иллюстраций.

Наглядная информация для родителей:

Изготовление памяток для родителей

-  «Как заучивать стихотворения наизусть».

- «Учите вместе с нами» 

Дидактические игры

«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни Петрушке», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).

Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.

По календарному плану

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.

По календарному плану

Театрализованные игры «Тень-тень потетень»,  «Репка».

Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.

По календарному плану

Сюжетно – ролевая игра «Семья», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Доктор» и т. д.

Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.

Ежедневно

Чтение художественной литературы (согласно ежедневному планированию).

Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.

Ежедневно

Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Солнышко золотое донышко», «По ровненькой дорожке».

Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.

Ежедневно

Наблюдения на прогулках

-за живой или неживой природой,

-ближайшими строениями,

-деятельностью детей,

-трудом взрослых.

Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласовывая в нем слова в роде, числе, падеже.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».

2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.

Работа с педагогами

1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.

2. Создание наглядно-дидактического материала.

3. Подготовка проекта и его презентации.

4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.

Продукты проекта для детей

Изменение  способа речевого общения на качественном уровне  – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.

Продукты проектов для педагогов

1. Видео игры-драматизации  сказки «Репка» и потешки «Тень-тень-потетень».

3. Материал для книжного уголка.

Продукты проекта для родителей

1. Анкетирование.

2. Консультации для  родителей в понимании речевого развития их детей.

Использованная литература:

Задачи воспитания и развития согласно программе (изучение, ознакомление)

«Знакомим дошкольников с литературой» Ушакова О.С.

«Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.

«Развитие речи во второй младшей группе» Гербова В.В.

«Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет» Гербова В.В.

«Звуковая культура речи» Колесникова

Анкета для родителей

«Как говорит ваш ребенок?»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет нам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

Конфиденциальность гарантируем.

  1. Ф. И., год рождения ребенка                                                                                                                                                                
  2. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?                                                                                                                                                                        
  3. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка?                                                                                                                                
  4. Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая).                                                         
  5. Задает ли вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?                                                                                                        
  6. Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?                                                                                         
  7. В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).                                                                
  8. Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?                                                                                                                
  9. Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?                                                                                                        
  10. Грамотно строит предложения? Может интересно рассказать о своих впечатлениях?                                                                                
  11. После чтения рассказа или сказки может ее рассказать?                                                                                                                        
  12. Рассказывает истории, которые легко понять, т.е. соблюдена структура рассказа начало, середина, конец?                                                        
  13. Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?                                                                                                        
  14. Участвует в длительных и подробных беседах?                                                                                                                                
  15. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?                                                                                                                                                                        
  16. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?                                                                
  17. Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста правильной речи или вам необходима помощь наших педагогов?                                                                                        
  18. Какая форма педагогической помощи вас бы устроила? (собрания, консультации, открытые занятия, индивидуальные беседы, наглядная агитация)?                                                                                        
  19. Устраивает ли вас работа дошкольного учреждения по данному вопросу?                                                                                        
  20. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании, консультации?                                                                                                                                                                                                                                                
  21. Ваши замечания, предложения, пожелания.                                                                                                                                                                                                                                        

Анкета для родителей на тему «Учимся говорить «правильно»

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Пожалуйста, отметьте варианты ответа, совпадающие с вашей точкой зрения.
1. Интересует ли Вас тема опроса?
А) считаю важной
Б) считаю второстепенной
В) не интересует совсем

2. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?
А) да
Б) нет
В) не обращал (а) внимание

3. Есть ли у ребенка нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
А) обратиться за советом к воспитателю?
Б) заниматься с ребенком самостоятельно
В) проконсультироваться у логопеда
Д) не обращать  внимание
Е) другое

4. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
А) нет
Б) затруднит общение со сверстниками в д/саду
В) помешает полноценному общению с людьми в будущем
Г) послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе

5. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
А) достаточно занятий с воспитателем и логопедом
Б) родители должны иногда заниматься с детьми
В) родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов
Спасибо!

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя, так как в этом положении спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Последовательность выполнения упражнения: 

1. Рассказ о предстоящем упражнении

2. Показ учителем упражнения

3. Упражнение выполняет каждый ребёнок по очереди.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Свистящие звуки С сь з зь ц

Упражнение Улыбка”. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются… Смеются….А глаза у них, как блюдца.

Упражнение “Лопаточка”. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять и  под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

Упражнение “Накажи непослушный язычок” На губу язык клади, Пя-пя-пя произнеси Мышцы расслабляются…Лопатка получается….Ты под счёт её держи…До пяти…до десяти…

Язычок спит «Разведчик» Спрячь язычок за нижние зубки

Шипящие звуки Ш ж ч щ

Упражнение «Вкусное варенье» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Чашку в рот мы занесём, Её бока к зубам прижмём.

Упражнение «Подражаю я слону»: Губы хоботком тяну…Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.

Упражнение «Клоуны» (Фокус) Сдуть ватку с кончика носа

Звуки л, ль 

Упражнение “Улыбка”. Тянуть губы прямо к ушкам Очень нравится лягушкам. Улыбаются… Смеются….А глаза у них, как блюдца. Почистим зубки (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).  Забей мяч в ворота.

 Звуки р, рь

- Я лошадка серый бок!- Цок – цок – цок} 2р. Я копытцем постучу,- Цок – цок – цок} 2р. Если хочешь – прокачу!- Цок – цок – цок} 2р. Посмотри, как я красива:- Цок – цок – цок} 2р.Хороши и хвост, и грива. Цок – цок – цок}2 р.Я лошадка серый бок!Цок – цок – цок}2 р

. - На лесной опушке, Где жила кукушка Вырос гриб волнушка – Шляпка на макушке. Наша Даша в лес пошла, Наша Даша гриб нашла. Вот и нет волнушки На лесной опушке.

Пальцы помогают говорить
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает изъясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы он заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывают огромное влияние на развитие активной речи ребёнка.
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевыми функциями. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, криками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
Мозаику (крупную и мелкую), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания мелких камешков и т.д.
Наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
Пособия по застёгиванию различных застёжек;
Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия;
Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из мелких камешков, бисера, семян растений и т. д.
Хорошим средством для развития движений пальцев является игра «Пальчиковый театр». Пальчиковые игры не должны быть продолжительными. Пять минут в день достаточно для того. Чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.

Консультация для родителей
 «
Учимся говорить правильно»
Для чего надо красиво и правильно говорить?
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоциями ребенка. Поэтому ее нарушения могут отрицательно сказываться на умственном развитии ребенка, на состоянии его нервной системы, на характере поведения и, конечно же, на его будущей учебе в школе.
Умение говорить - главная составляющая успешного и счастливого человека. Невнятная, блеклая речь очень часто сводит на нет все усилия человека, - общение со сверстниками, школьный экзамен или первое собеседование на работе.
Умение красиво говорить нужно прививать ребенку с детства. Научи ребенка говорить красиво – дай ему шанс на успех в жизни! Да, но как это сделать?
Основные проблемы в развитии речи у детей
Каковы причины неправильной речи? Она может быть вызвана неправильным строением челюстей, губ, зубов, твердого или мягкого неба. В этом случае, чтобы устранить причину плохой речи, следует обратиться к зубному врачу-ортодонту или челюстному хирургу. Они, скорее всего, помогут Вашему ребенку устранить причину плохой речи. Другой причиной может быть нарушение мозговых механизмов формирования звука. Такое нарушение может быть как следствием слабости нервных процессов, так и результатом действия ряда самых случайных и непредсказуемых факторов. Однако в этом случае часто нужна достаточно серьезная помощь логопеда.
Одни дети мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов - таких, как «значит», «это», «как бы» - и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.
Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.
Общие рекомендации для родителей
Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», но логопеды утверждают, что это не помогает формированию правильных речевых навыков, скорее, наоборот. Пусть ребенок в свое удовольствие называет булочку «бубаськой»,  а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.
Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте с ним в «пальчиковые» игры, стимулируйте его к тому, чтобы он научился совершать руками такие операции, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, пусть малыш учится обращаться с ложкой и цветными мелками.
Поощряйте познавательные способности крохи. Чтобы научить ребенка говорить, мало развивать его артикуляционные навыки – нужно еще, чтобы он в уме соотносил слова с соответствующими предметами и явлениями. Поэтому когда ребенок без конца пристает к вам, тыкая пальцами в различные предметы, чтобы вы сказали, как они называются, не пытайтесь отделаться от крохи, а рассказывайте ему обо всем, что ему интересно.
Читайте малышу побольше книжек (особенно маленьким детям нравятся простые ритмичные стишки с яркими картинками). Это не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов.  Заметьте момент, когда малыш начал интересоваться книжками (не с точки зрения того, чтобы их порвать и погрызть) и сделайте чтение частью режима дня ребенка.
Обязательно объясняйте ребенку значения новых слов, используя только знакомые слова. Чтобы ребенок научился говорить предложениями и более ясно и связно излагать свои мысли, почаще вовлекайте его в диалог, задавайте ему побольше вопросов.
Расширяем словарный запас, учим причинно-следственным рассуждениям (4-5 лет). Начать можно с игры в антонимы: большой - маленький, холодный - горячий и т.п. Вы называете слово, ребенок дает на него антоним, и наоборот. Отлично развивает речевую активность игра "Кто кем будет”: яйцо цыпленком, мука - хлебом, мальчик - мужчиной и т.д. Попросите ребенка закончить фразу типа: "Листья с деревьев облетели, потому что...”. Предложите ребенку придумывать синонимы к словам. Вовлекайте в игры других членов семьи.
Если вы будете постоянно заниматься с ребенком по этому плану, можно гарантировать, что к пяти годам ваш малыш станет первоклассным оратором.
Советы профессионала
Первый совет. Необходимо помнить, что ребенок не рождается с умением красиво говорить. Ораторское мастерство – приобретенный навык, который ребенку надо прививать с детства. Например, начиная учить стишки, маленький ребенок, как правило, спешит, и поэтому тараторит. Важно объяснить ребенку, что он должен рассказать стих так, чтобы все слова расслышали слушатели. Ведь, если слова прожеваны, окончания проглочены, не понятны, стих не понравится слушателям. Чтобы ребенок читал выразительно, с интонацией, родители должны на собственном примере показать, как это делать. То есть прочитать стихотворение медленно, с паузами, с интонацией.
Второй совет. Расскажи малышу, что для того чтобы слушателям было интересно, ребенку должно быть интересно рассказывать. Так что пусть ребенок сам выбирает, какие стишки ему учить. Чтобы ребенок понял, что значит интересно и неинтересно прочитанный текст, прочитай одну и ту же самую сказку с выражением и без выражения.
Третий совет. Если ребенок стесняется, говорит тихо, глотает окончания, запиши его на диктофон и дай послушать. А потом скажи: "Давай потренируемся, и ты расскажешь папе стих так, чтобы было хорошо слышно слова. И не торопись, ведь когда говоришь быстро, не все хорошо слышат и понимают сказанное". А еще очень важно в обучении позитивное воспоминание. Хвали ребенка, даже если он неидеально произнес речь. Восхищайся своим малышом, школьником, подростком – так ты воспитаешь уверенного в себе человека. Когда ребенок понимает, что его любят не за его оценки и достижения, а просто так, он обязательно станет успешным.
Техника "пустого стула" для робкого ребенка. Эту технику разработала педагог Марианна Франке-Грикш, которая долгое время работала в горячих точках планеты, помогая детям преодолеть трудности в общении. Она подходила к напуганному и встревоженному малышу и говорила: "Представь себе, что рядом сидят твои папа и мама. Они тебя любят и поддерживают". Говорят, успехи ее воспитанников просто потрясающие.
Называем вещи своими именами. Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца - тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.
Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его. Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат). Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).
Избавляемся от «слов-паразитов» Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.
Активная речь. До определенного возраста малыш понимает гораздо больше слов, чем может произнести. Это называется «пассивная речь». Как можно помочь ребенку скорее сделать ее «активной»?
• Старайтесь, чтобы ваша речь была наполнена эмоциями.
• Читайте вслух сказки и включайте аудиокниги.
• Играйте в пальчиковые игры, развитие мелкой моторики пальцев напрямую стимулирует развитие речи.
Упражнения для развития правильной речи
Пересказываем тексты. В 5-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать. Часто дети при пересказе даже главных героев выпускают. Например, сказку «Курочка Ряба» рассказывают так: «Жили бабка и дедка, пришла курочка, снесла яичко, оно разбилось». Про мышку даже не вспоминают, будто и не было её вовсе. А ведь очень важно, кто разбил яичко. Или говорят: «Курочка сказала», но в сказке-то она прокудахтала. На это надо обязательно обращать внимание и исправлять, а сложные, непонятные слова объяснять и повторять, проговаривать их вместе.
Чтобы малыш смог сам хорошо пересказать, советую помочь ему картинками, схемами, пусть сам что-то по прочитанному нарисует.
Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе. Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Например: «Кто в сказке кудахтал?» «Курочка Ряба», - отвечает малыш. Или наоборот: «Курочка Ряба что делала?» - «Кудахтала».
А можно ребёнка запутать. Сказать, например, что кудахтала мышка, и малыш должен исправить ошибку. Есть игра «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: жили-были, жила, снесла, прибежала, махнула и т.д. А ребёнок пусть расскажет всеми словами. Чтобы заинтересовать малыша, скажите, например, что Буратино рассказал сказку одними этими словами, и предложите помочь ему составить сказку правильно.
Почему я так много уделяю внимания пересказу? Да потому, что если ребёнка в этом возрасте не научить пересказывать, то проблемы будут нарастать как снежный ком. В старшей и подготовительной группах он не научится составлять рассказы. А ведь хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Структура текста одинаковая. И если ребёнок запомнит фразы из текста, композицию текста, которую он когда-то слышал и пересказывал, потом перенесёт эту структуру на любую картинку и сможет легко составить по ней рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.
Разглядываем картинки. В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. И выясняется это часто уже в подготовительной группе, когда ребята учатся составлять по картинке рассказ.
 Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь ему в этом, рекомендую задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина - то гудеть.
Тренируем ручки. Если ребёнку уже исполнилось 5 лет, то все звуки он должен произносить правильно. Но, к сожалению, таких детей всего лишь около 10 %.
Если в этом возрасте есть проблемы со звукопроизношением, то нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно заниматься с малышом дома. Для занятий можно использовать все те упражнения, что я предложила для детишек младшей группы.
В дополнение с четырёх- и пятилетними можно поиграть уже и в «Театр теней». Эта игра нравится всем без исключения. Выключаете свет, оставив только настольную лампу, и на белой стене, да даже и на обоях, изображайте с помощью рук различные предметы или животных. Можно даже попробовать разыграть какую-нибудь сказку.
Если есть возможность, обязательно купите перчаточные или пальчиковые куклы. Во время игры с ними замечательно развиваются и укрепляются руки и пальчики.
В этом возрасте очень важно научить ребёнка правильно держать карандаш, работать кисточкой. И лучше всего поможет в этом трёхгранный карандаш. Ведь его можно держать только правильно - больше никак. Начинать нужно с обводки. На листе в клеточку точками или пунктирной линией нарисуйте что-нибудь несложное, и пусть малыш обводит точки. Так он присматривается к клеточкам и начинает их видеть, воспринимать. Кроме того, именно в этом возрасте формируется умение правильно закрашивать. Уберите потихоньку фломастеры, достаньте хорошие твёрдо-мягкие цветные карандаши. Объясните, что есть граница, переходить которую нельзя, что раскрашивать нужно в одном направлении: слева направо или сверху вниз с одинаковым нажимом и без пробелов. Всё это выполнить ребёнку очень и очень сложно, но если работать ежедневно, хотя бы по рисунку или по одной детали в день, то за год возможно научить. У меня был мальчик, который в средней группе даже карандаш держал неправильно (кулаком). Мы договорились с родителями, чтобы они купили ему стопку раскрасок, и за год мальчик научился не только правильно держать карандаш, но и хорошо раскрашивать. Так, как иногда не раскрашивают дети подготовительной группы. Не получается заниматься каждый день - хотя бы каждые выходные. И то прогресс будет заметный. Ведь от того, как развиты ручки, зависит и звукопроизношение.
Не нужно забывать и о здоровье ребёнка. В последние годы появилось очень много физически ослабленных детей, а это влияет на развитие речи, на формирование характера. Занимайтесь с ним физкультурой, кормите здоровой пищей. Обязательно давайте детям грызть яблоки, редиску, морковку, репу и другие твёрдые фрукты и овощи. Это имеет значение для формирования артикуляционных мышц и развивает умение вовремя глотать слюни. К сожалению, сейчас много зубочелюстных аномалий. И это очень большая проблема, ведь правильное звукопроизношение зависит и от состояния рта. Поэтому не пренебрегайте советами педиатров, неврологов, стоматологов и врачей других специальностей, выполняйте их рекомендации, тогда и с речью ребёнка будет меньше проблем, да и исправить недостатки будет проще.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей
«Речевые игры по дороге в детский сад»

                    Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь  домой.  Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.  Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.
Играть и заниматься с ребенком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.
Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка)
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на… 
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на… 
Блестящая на солнце паутина похожа на… 
День похож на…
Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.  
Игра «Говорим и думаем» (закрепление многозначности слова)
Иногда мы говорим одинаковые слова, но думаем о разных предметах. Найдите в стихотворении слова, которые звучат одинаково.
В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок с черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку. (И. Токмакова)
Вспомните, применительно к каким предметам используют слова: ручка, коса, ключ, глазок, ножка, язычок…
Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают?
Летит, клюет – кто?
Дерево, цветы – что делают?
Сидит, стоит – кто?
Кошка, собака – что делают?
Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?
Дождь, снег – что делают?
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,
Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил
Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками)
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  
Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря)
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении)
Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д
«Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
 «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….
«Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….
Игра «Один – много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза- берёзы, машина -машины
Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):синица – синичка, кошка-кошечка…..
Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» ( рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).
Игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных): один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей; одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез…..
Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.                                                 
При подготовке использовала электронный ресурс
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/08/konsultatsiya-na-temu-rechevye-igry-po-doroge

Мастер - класс для родителей

" Речевые игры по дороге в детский сад"

 Каждый рабочий день родители отводят своего ребёнка в детский сад. Чтобы дорога туда и обратно была интересной и веселой, можно придумать множество речевых игр. Все эти игры, на первый взгляд, очень простые, но на самом деле, они значительно улучшают развитие связной речи детей, а так же учат малыша мыслить и рассуждать. Вот примеры некоторых из них. Что из чего состоит? Диван состоит из спинки, сиденья, ножек. Машина состоит из кузова, колёс, руля, сидений.


Кто кем был раньше?

Курица была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой.

Что общего?

Что общего у елки и кактуса? Общее то, что них есть иголки. Что общего у мяча и яблока? Общее то, что они круглые.Что общего у птички и самолета? Общее то, что у них есть крылья.


Собираем

Скажите ребенку, что собираете в шкатулку все слова на звук С, например: сок, санки, самолёт, самокат, сосулька и т. д.


Я вижу что-то… Я вижу что-то круглое – отыскиваем глазами все круглые предметы и называем их. Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их.



Что произойдет, если… Что произойдет, если не выключить утюг?- Если не выключить утюг, то в дома будет пожар. Что произойдет, если оставить включенной воду?- Если оставить включенной воду, то квартиру затопит водой.
Отгадай слово Кирпичный, высокий, многоэтажный. Круглый, оранжевый, сладкий.Двухколёсный, без педалей.

Полслова Взрослый говорит начало слова (существительное), ребёнок договаривает.Ма…Ку…За…


По дороге в детский сад обращайте внимание ребёнка на любые явления природы, задавайте всевозможные вопросы, связанные с этим явлением (на что похоже облака, льдинки в луже). Отвечайте на вопросы, расскажите о соответствующем времени года, его признаках. Помните, что ребёнку недостаточно просто сказать "Вон летит ворона". Ему нужны комментарии к этой вороне: "Смотри, вон над тем красным домом летит ворона. Она чёрная и умеет громко каркать." Забирая ребёнка из детского сада, поинтересуйтесь, как он провёл день, чем занимался, что ел, с кем и в какие игры играл, что делал на занятиях. При этом Вы не только занимаетесь развитием речи своего ребёнка, но и даёте ему понять, что интересуетесь его делами, радуетесь каждому достижению.
Уважаемые родители, помните!Детям очень важно внимание мамы и папы. Старайтесь ежедневно ловить счастливые минуты общения со своими детьми.

Источники: Google поиск картинок, Чичканёва В. В. «Консультации логопеда», архив речевых игр Корневой С. С.

Мониторинг

Словарный запас

1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именемсуществительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы ктоэто? что это?

2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?

3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?

4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять).

2. Грамматика.

Выявить умения:

1) образовывать наименование животных и их детенышей в уменьшительно-единственном и множественном числе, используя ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

3. Фонетика.

1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование  их в звукосочетаниях и словах;

2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

4. Связная речь.

1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка.

Анализ анкетирования «Учимся говорить правильно»

В анкетировании участвовало 17 родителей.

Тему проекта посчитали важной все родители единогласно. Так как по результатам диагностики у всех детей есть нарушения в произношении звуков, и только у некоторых детей (5 человек) изменения в лучшую сторону могут произойти без посторонней помощи в процессе естественного развития.

 Но при использовании артикуляционной и пальчиковой гимнастиках эти процессы протекают быстрее, что способствует развитию диалоговой и монологической речи между сверстниками, установлению более тесному общению детей между собой в сюжетно-ролевых играх, в понимании друг друга без помощи взрослого.  Уменьшается потребность в обращении только ко взрослому, больше проявляется интерес к сверстникам.

 В 3-ем пункте родители соглашаются с необходимостью консультаций логопеда и поддерживают работу воспитателей по проекту с регулярной работой по выполнению упражнений по артикуляционной и пальчиковой гимнастиках.

Все родители считают, что неправильное произношение повлияет на полноценное общение, а также приведёт к будущим грамматическим ошибкам.

По заключительному вопросу родители единогласно согласились в своем участии в работе над звуковой культурой речи и ответственности перед ребенком.

Вывод:

Родители наших детей очень ответственно относятся к культуре речи своих деток и не равнодушны к их проблемам, а также готовы активно участвовать в реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда берутся звуки?

Конспект мастер-класса по теме "Откуда берутся звуки?"...

Проектная деятельность «От звука к букве».

Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия:знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;классификация звуков: гласные и согласные...

«Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах

laquo;Откуда берутся звуки музыки?» - использование нетрадиционных методов и приемов в процессе обучения детей игре  на детских музыкальных инструментах...

Проектная деятельность «Нежные звуки музыки моей я кистью рисую…»

Проектная деятельность «Нежные звуки музыки моей я кистью рисую…»...

Методическая разработка "Проектная деятельность на тему "Откуда берутся игрушки ?" в младшей группе"

Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. Игрушка для ребёнка- та "среда",которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие...

Откуда берутся звуки?

Звуки окружают нас всю жизнь и посюду....