Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Чудес и превращений»
план-конспект занятия (старшая группа)

Треногина Елена Петровна

Данный материал будет полезен педагогам, занимающимся с детьми  опытно - зкспериментальной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_opytno_eksper_deyat.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  опытно - экспериментальной деятельности

в старшей   группе компенсирующей направленности
«Путешествие в страну Чудес и превращений»

Цель:

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно – экспериментальную  деятельность.

Задачи:

1.Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики

( распускание цветов в воде).

2.Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить способом  очищения грязной воды с помощью подручных средств.

3.Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации,

желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Оборудование: бутылка с картой схемой, стаканы с  загрязнённой водой, пустые стеклянные ёмкости, вата , воронки, салфетки, фломастеры, карандаши, карточки – мнемодорожки с 3 и 4 мя квадратами, магниты, игрушка – обезьянка, корзинка, тарелочки  с предметами из пластмассы, бумаги, ткани, дерева, железа,     лотки с водой, набор бумажных цветов, ИКТ,  сооружение – корабль,  сундук, ключи помощники.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите,  сегодня к нам пришли  гости. Что нужно сделать при встрече?  Правильно,  поздороваться.

Дети  здороваются (слайд1)

Слышится шум моря

Воспитатель:

Что же вы слышите?  Правильно это шторм, шум моря, посмотрите  наша группа превратилась в корабль и шум моря говорит нам о том, что  сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие . Ой, ребята посмотрите  бутылка, а в ней письмо, это же морская почта, давайте посмотрим что там написано.

(открывают бутылку, читают письмо):

Тот, кто нашёл это послание настоящий счастливчик. Карта указывает  на клад, но чтобы добраться до клада нужно попасть в страну Чудес и превращений,  выполнить  там  задания -  испытания  они очень сложные , и справиться с ними смогут только внимательные,  сообразительные, ловкие и добрые дети, тот кто умеет слушать, и  не кричать.  За каждое задание  нужно заполнить ключи - помощники. Только тогда вы сможете отыскать клад.

Воспитатель:

 Но прежде чем отправиться в путешествие нам надо  отгадать загадку  ( Загадка о морских обитателях и  пресноводных рыбах «Что лишнее?»)

Ну, что ребята, готовы отправиться в путешествие?

Садитесь на корабль. (слайд 2)

Вы что- нибудь видите?  

 Дети: это остров. (слайд 3)

 Воспитатель:

Правильно, таинственный остров со страной  Чудес и превращений.

Но почему то он весь в мусоре. Давайте посмотрим, что же там случилось?

  Дети выходят с корабля.

Воспитатель:  Злой волшебник страны Чудес  разбросал мусор по всему острову , так ведь нельзя правда ребята?  Нужно беречь природу и не загрязнять её. Вот так ужас, вот беда, что же делать нам друзья?

Дети:  Нужно собрать мусор (собирают в мусорную  корзину)

Воспитатель:   Посмотрите,  сразу стало чище. Ребята,  а вот и наше первое задание.

Что за чудо чудеса, очень грязная вода,

надо нам ее скорее отфильтровать тогда.

Опыт  №1 по очищению воды с помощью фильтра

Цель: показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.

Воспитатель:  

 Посмотрите , какая грязная вода .  Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может загрязнена? (Песком, землёй). Какая вода? (Мутная, грязная, в ней плавают частицы земли, песка.)

 Чем мы очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды?  Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами. Как вы думаете из чего мы сделаем  фильтр ?

Правильно, из воронки и ваты.

Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них.  Берём воронку, кладём её в баночку, затем  в нее кладём   вату,  а теперь берем емкость с грязной водой и потихоньку переливаем воду.

Посмотрите ребята, какой стала вода?

Дети:  чистой, прозрачной.

Воспитатель:  Что стало грязным? 

Дети:  вата

Воспитатель:   Какой вывод мы можем сделать? 

Вата задерживает грязь, песок и землю. Значит,  фильтр из ваты хорошо очищает воду и служит барьером по очистке воды от загрязняющих её частиц.

Молодцы, мы с вами очистили воду и справились с заданием,  и чтобы жители  страны знали как можно очистить воду давайте мы  нарисуем схему что мы с вами делали и оставим им как подсказку.

Возьмите, пожалуйста,  карточки, (мнемодорожки),  а я возьму ключ помощник, и мы нарисуем сейчас, что мы с вами делали. Возьмите фломастеры. Что у нас было?

Дети: стакан с грязной водой.

Воспитатель:  На что похож стакан?

Дети: на прямоугольник.

Воспитатель:   В первом квадрате рисуем прямоугольник. Делим его пополам, это вода в стакане. Какая была вода?

Дети: мутная, грязная.

Воспитатель:  закрашиваем воду вот так, она грязная. Затем что мы взяли?

Дети: воронку и вату.

Воспитатель:   во втором квадрате рисуем воронку – перевёрнутый треугольник и вату ( вату рисуем как пушистое облачко).

Воспитатель:   Что дальше делали? На пустой стакан положили воронку с ватой. Рисуем пустой стакан в третьем квадрате, в стакане рисуем треугольную воронку с ватой, затем что мы взяли?

Дети: перелили грязную воду

Воспитатель:   Рисуем сверху прямоугольник, как будто мы выливаем грязную воду, делим его пополам и закрашиваем.

Что получилось в результате?

Дети: чистая вода 

Воспитатель:   В последнем квадрате рисуем прямоугольник – стакан, делим его , но воду уже не закрашиваем, она чистая, прозрачная. Молодцы, карточки оставляем жителям, а ключ -помощник забираем  с собой. Путешествуем дальше.(слайд4) Жители этой страны очень любят танцевать

Давайте и мы отдохнем и сделаем разминку

Физкультминутка  после (слайд5)

Воспитатель:  Ребята посмотрите в этой чудесной стране живут  дружные животные, но они наверное увидели нас и испугались, посмотрите, осталась одна обезьянка, у нее в руке какой то интересный камень. Обезьянка говорит,  что они строили игровую площадку и случайно рассыпали болтики и гаечки, обезьянка нашла камешек и сказала животным,  что он поможет очень быстро им собрать рассыпанные болтики, но животные засмеялись, и она обиделась  и сидит здесь одна. Вы догадались, что  это за камень такой? Что это?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Что может делать магнит?

 Дети: Притягивать железо и железные предметы

Воспитатель: Давайте мы поможем обезьянке собрать все гаечки и болтики.

Опыт  №2 притягивание предметов к магниту.

Цель: проверить опытным путём,  какие из предметов притягиваются  к магниту.

Воспитатель:   Берём магниты,  и проверяем,  какие  предметы  в тарелочке притягиваются  к нему. Ну что притягиваются болтики и гаечки? Складываем их в корзинку обезьянке. Давайте посмотрим, из чего сделаны предметы, которые у вас лежат на тарелках? (пластмасса, бумага, дерево, ткань)

Воспитатель:   Какой вывод мы можем сделать? 

Магнит притягивает к себе только железные предметы.

Какие  предметы не притягиваются? (пластмассовые, бумажные, деревянные ,  из ткани )

Вот наш второй ключ – помощник (карточки с  изображением предметов  из  пластмассы, бумаги , дерева, ткани, железа)

Мы на карточках запишем сейчас, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.

Дети берут фломастеры и  заполняют карточки.

Воспитатель:   Ключ – помощник забираем с собой, а карточки оставляем обезьянке, она покажет их своим друзьям . (слайд6)

Воспитатель:    Ребята, посмотрите, что же произошло с цветами  в этой чудесной стране?

Дети: засохли, ярко светило солнышко,  и они высохли,  им не хватало воды.

Воспитатель:    Что нужно сделать,  чтобы цветы не сохли? 

Дети: Полить, отпустить в воду

Воспитатель:     Возьмите каждый себе в руку цветок. Какие они тяжёлые или лёгкие? (лёгкие)

Давайте их тихонько отпустим в воду.

Опыт №3 «Цветы расцвели»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. - Ребята! Что произошло с цветочками, когда их отпустили в воду? Объясните, почему? (цветы намокают и распускаются лепестки, вода движется вверх к кончикам лепестков)

Воспитатель:   Какой вывод мы можем сделать? 

В воде волокна бумаги разбухают – лепестки становятся тяжёлыми и  цветы из бумаги  « распускаются»

Ребята, давайте жителям этой страны мы оставим подсказки, что делать, если вдруг опять цветы засохнут.

Воспитатель и дети рисуют последовательность действий опыта  на мнемодорожках.

Воспитатель:    Что у нас было?  В первом  квадрате рисуем засохший цветок. Рисуем круг и лепестки вовнутрь.

 Что было ещё? (вода). Во втором квадрате рисуем ёмкость с водой, прямоугольник, сверху рисуем цветок. В третьем квадрате рисуем  распустившийся цветок. Вот мы  и заполнили ещё один  ключ – помощник, Оставляем карточки здесь, а ключ – помощник забираем с собой.

Ребята, наша карта говорит о том, что нам пора снова возвращаться в детский сад, потому что клад находится там . А чтобы нам вернуться назад, нам нужно забрать ключи – помощники и  возвращаться мы будем из страны Чудес и Превращений не на корабле, а  необычным волшебным способом. Нужно закрыть глаза и произнести слова:

Один, два, три, четыре, пять, вот  мы в садике опять. (слайд7)

Вот мы  и в садике. Ну где же клад?  На карте обозначено, где нам его найти. Нам нужно сделать 5 шагов вперёд, 2 направо, 4 налево

А вот и клад . Что это?(сундук). Чтобы нам его открыть нужно разложить все ключи.  Посмотрите, что у нас тут на столе?

( все задания) Подберем сюда все ключи – помощники.

Первый ключ – помощник - что мы делали? (очищали воду)

 Что нам помогло очистить воду?(фильтр из ваты) Что вата делает? ( не пропускает грязь)  И вату делает чистой

Что делали во втором задании? (изучали свойство магнита притягивать предметы)

Какие предметы притягивает магнит? (железные предметы)

Что не притягивает? (пластмасса, бумага, дерево, ткань)

  И последнее задание – Что мы делали? Что происходит с бумагой в воде? (намокает, становиться тяжёлой). (слайд8)

Ой,  ребята, наш сундук открылся. ( открывают сундук, там слитки золота)  Посмотрите это золотые слитки.  В сундуке послание : Вы нашли самый драгоценный клад, это ваши знания и умения , все что вы сегодня выполнили - это  и есть клад, а волшебные золотые слитки из страны  Чудес и превращений  превратились для вас во вкусное угощение. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? ( ответы детей – рефлексия). Наши гости за нас тоже очень  переживали , давайте мы из тоже угостим.  И скажем нашим гостям - До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект открытой непосредственной деятельности в группе компенсирующей направленности путешествие в страну здоровья

Формировать у детей представления о полезных и вредных привычках; Учить отвечать на вопросы полными предложениями, развивать речевую активность. Закрепить умения выполнять движения в соответствии...

Конспект занятия по математике в старшей группе комбинированной направленности «Путешествие в сказку «Гуси – лебеди».

Цель:  Формировать у детей элементарные математические представления через устное народное творчество...

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну Смешариков"

Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие.Группа: старшая группа компенсирующе...

Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну звуков»

Цель:  Закреплять четкое произнесение ранее изученных звуков Ш-С.Задачи: Развивать фонематический и ритмический слух, навыки правильного речевого дыхания и удлинения фазы выдоха. Продолжать учить...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »

Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....